Несмотря на войну в этом году, в украинские школы впервые пойдут тысячи детей. Как психологически подготовить к школе будущих первоклассников читайте в статье Анны Смолько «Как подготовить первоклассника к школе: советы экспертов» – совместному проекту ZN.UA и интерактивного приложения для учащихся 1–4 классов «Изучаю – не жду».
В рамках проекта когнитивно-поведенческая терапевт Юлианы Маслак объяснила, как узнать, что ребенок психологически готов к школе, а также, как его к этому подготовить.
Эксперт отметила важность наличия у ребенка мотивации к обучению. Она объяснила, что именно мотивация является основой успеха в обучении. В частности, важно выявить, что именно интересует ребенка в процессе обучения и чего он хочет достичь. Это, как подчеркнула Маслак, поможет укрепить ее желание получать новые знания и развивать свои умения.
Развить мотивацию терапевт советует следующими упражнениями и методами:
- «Моя цель». Совместно с ребенком составьте список его мечтаний и желаний, связанных со школой и обучением. Помогите ей разработать план действий для достижения этих целей и поддерживайте его в этом процессе.
- «Викторина о профессиях». Заинтересуйте ребенка познанием разных профессий и их влиянием на общество. Расскажите о выдающихся представителях разных профессий, обретающих новые знания на протяжении всей жизни.
- Применение «Изучаю – не жду». Это интерактивная обучающая игра, созданная по школьной программе. Она не только расскажет ребенку о разных профессиях и ознакомит с базовыми правилами математики и чтения. А еще и с помощью специальных методов в основе приложения будет поддерживать мотивацию ребенка к обучению. Загрузить приложение можно на Play Market и App Store абсолютно бесплатно.
Также Маслак обращает внимание на возможности для социальной адаптации.
«Социальная адаптация – это навык успешно взаимодействовать с окружающими людьми и адаптироваться к новым ситуациям. Важно, чтобы ребенок умел общаться со сверстниками, знал правила игры в коллективе и мог контролировать свое поведение», – объяснила автор.
Чтобы еще больше развить этот навык, можно воспользоваться следующими советами:
- «Тренинг ролей». Разыграйте вместе с ребенком разные ситуации, которые могут возникнуть в школе (конфликт с товарищем, общение с учителем и т.п.). Помогите ему развить навыки эффективной коммуникации и поиск компромиссных решений.
- «Тренинг эмоций». Учите ребенка распознавать и выражать свои эмоции, научите его сдерживать негативные реакции и искать положительные выходы из сложных ситуаций.
Еще одной важной составляющей является эмоциональная готовность ребенка. В частности, по словам терапевта, эмоциональная стойкость и способность контролировать свои эмоции помогут ребенку легче адаптироваться к учебной среде и успешно преодолеть обучение.
Чтобы научить ребенка проявлять свои чувства, можно обратиться к следующим упражнениям:
- «Путешествие чувствами». Рассказывайте ребенку разные истории, в которых главный герой испытывает разные эмоции. Во время чтения обсуждайте вместе с ребенком, как лучше поступить в подобных ситуациях.
- «Копилка эмоций». Предложите ребенку создать свою «копилку» эмоций, где она сможет записывать свои чувства, мысли и реакции на разные события. Это поможет раскрыть его эмоциональный мир и понять самого себя.
Маслак отметила, что ребенку также нужно помочь адаптироваться к новой среде не только перед началом школы, но и в течение учебного года. Кроме того, стоит помочь изначально минимизировать стресс.
Для этого Юлиана Маслак подготовила несколько лайфхаков:
- Сон. Это очень важная составляющая противодействия стрессовым факторам как для родителей, так и для детей. Наш мозг очень чувствителен к уменьшению количества качественного сна. Обеспечивайте регулярный режим сна для ребенка, выделяйте достаточно времени для отдыха и восстановления организма. И хотя с воздушными тревогами часто это довольно сложно, но при любой возможности это желательно реализовывать.
- Не затягивайте уроки до вечера. Регулируйте время, когда ребенок занимается домашними заданиями. Частые перегрузки могут привести к стрессу и ухудшению учебных результатов. Поддерживайте баланс между активностью и отдыхом для сохранения производительности.
- Использование гаджетов в течение недели является нормальной практикой. Однако рекомендуется ограничивать их использование при выполнении домашних заданий. Это поможет ребенку лучше сосредоточиться на обучении и избежать рассеивания внимания.
- Неидеально изученное домашнее задание – это нормально. Особенно во время войны. Конечно, дети имеют право на ошибки и допуски. Важно помогать ребенку видеть ошибки как возможность совершенствования и развития. Поддержите ребенка, когда он разочарован из-за ошибок, но акцентируйте на его сильных сторонах.
- Используйте мотивацию и вознаграждения. Детям часто тяжело развивать навыки самомотивации и самоорганизации. Поэтому важно мотивировать их там, где возникнут затруднения. Вознаграждайте их за достижения и стимулируйте обучение и развитие.
- Будьте самыми большими болельщиками ребенка. Регулярно хвалите ее за приложение и маленькие победы. Поддержка и похвала родителей является очень важным фактором поддержки ребенка в обучении и развитии.
- Будьте примером для ребенка. Ведите активный образ жизни, беспокойтесь о своем психическом и физическом здоровье. Это поможет ей легче переживать стрессовые ситуации, ведь она будет ощущать у вас сопротивление.
- Иногда оставайтесь дома. Сделайте дополнительный день выходным для ребенка, имеющего напряженный обучающий график. Это поможет ему расслабиться физически и эмоционально и восстановить энергию.
- Создайте доску достижений. Помогите ребенку видеть пункты, куда он направляется, ставьте маленькие цели и показывайте их в то время, когда ребенок уже их не видит.
«И следует помнить: каждый ребенок уникален и имеет свой собственный темп развития, поэтому важно поддерживать его, развивать его сильные стороны и помогать в преодолении вызовов. Ваша любовь и поддержка – это то, что поможет ребенку перейти в мир школьного обучения с радостью и уверенностью», - подытожила Маслак.
Что следует знать и уметь первоклашкам рассказала финалистка премии Global Teacher Prize Ukraine 2021 и учительницы начальных классов Оксана Хомич. Чеклист обязательных умений первоклассника, читайте по ссылке.