UA / RU
Поддержать ZN.ua

Старт во взрослую жизнь

Система профессионально-технического образования, много пережившая за последние десятилетия, учитывает вызовы времени и реагирует на запросы рынка труда.

Автор: Ольга Скрипник

Что лучше - получить престижную профессию и пополнить ряды безработных с университетским дипломом или выбрать специальность менее модную, зато востребованную? Выпускники столичных школ чаще выбирают первый вариант: 95% из них зарегистрировались на ВНО, планируя поступление в высшие учебные заведения. На данном этапе их мало беспокоит информация о том, что на одну вакансию юриста выстраиваются в очередь 85 претендентов, на другие популярные специальности - 35–40.

Большим и малым городам требуются рабочие кадры, а также младшие специалисты - здесь на одно вакантное место претендуют 8–10 человек. Преимуществом пользуются специалисты широкого профиля, получившие подготовку на современных учебных базах, а также прошедшие практику на производстве. Система профессионально-технического образования, много пережившая за последние десятилетия, учитывает вызовы времени и реагирует на запросы рынка труда.

"Столичные училища предоставляют большой выбор для юношей и девушек - у нас зарегистрированы 242 профессии, - рассказывает директор учебно-методического кабинета профтехобразования г. Киева Екатерина МИРОШНИЧЕНКО. - Популярностью пользуются профессии, основанныена широкой компетенции. Например, авторемонтник - это слесарь по ремонту автомобилей, электросварщик, рихтовщик, водитель. Таких специалистов охотно берут на работу в автосервис, автопарки и т.д. Аналогичный подход - и на стройке. Девушки чаще выбирают специальность - оператор телекоммуникационных сетей. После учебы выпускница может устроиться секретарем руководителя, администратором, может также работать в школе в компьютерном классе.

Почти половина контингента - приезжие из пригородных сел и городков. Потенциал наших училищ позволяет увеличить подготовку кадров на 40–50%, желающих учиться - много, но мы не можем всех принять из-за нехватки мест в общежитиях".

Где постоянно нужны квалифицированные кадры - так это на стройках. Специалистов различного профиля для строительной и ремонтно-эксплуатационной отрасли в столице готовят несколько училищ. По мнению Е.Мирошниченко, Киевское высшее профессиональное училище строительства и дизайна - одно из лучших не только в столице, но и в Украине. За 67 лет своей истории оно неоднократно переименовывалось, переживало разные - хорошие и не очень - времена. Когда заходишь в учебный корпус, сверкающий чистотой и приятно поражающий дизайном кабинетов, трудно поверить, что училище более 30 лет не получает ни копейки из бюджета на развитие материально-технической базы. Утепление здания, металлопластиковые окна, ремонт с использованием современных материалов, новая мебель в классах, в каждом - плазменные панели, компьютеры с бесплатным Интернетом для учащихся и преподавателей, библиотека, замечательный актовый зал, спортивный комплекс - все это и еще многое другое сделано за средства, заработанные на производстве.

Честно говоря, учебные корпуса многих университетов значительно уступают этому скромному учебному заведению в плане дизайна и чистоты. И секрет - не только в строгой дисциплине, но и в том, что ремонтные работы делаются своими силами, а это - действенный стимул беречь свое училище.

Выпускников, прошедших практику на объектах Киевгорстроя и других компаний, всегда охотно брали на работу. Проблемы появились, когда кризис ударил по строительной отрасли. Многие училища сократили прием, уволили мастеров и преподавателей, сдали площади в аренду. В Киеве из 50 профтехучилищ осталось 28.

Училище строительства и дизайна выстояло. Наверное потому, что его коллектив всегда ориентируется на запросы рынка труда, отслеживает новинки в своей отрасли и старается их внедрять. Стало актуальным теплосбережение - готовят специалистов, умеющих правильно утеплять здания, владеющих технологиями, знающих материалы и механизмы. Расширили возможности для получения квалификации младший специалист, заключили договора со столичными университетами, где выпускники могут продолжить образование, в частности, с Национальным университетом строительства и архитектуры, Национальным педагогическим университетом им. Драгоманова, Киевским университетом туризма, экологии и права и др.

По статистике, в системе профессионального образования обучаются 60% юношей и 40% девушек. Ребят стараются заинтересовать техникой, а для девчонок выбор профессий - от парикмахера до продавца. В училище строительства и дизайна расширили меню - абитуриентам предлагают заниматься дизайном, осваивать секреты туристической сферы. Иностранный язык, впрочем, как литература и история - не самые главные предметы в профобразовании. Но как может младший специалист, работающий в офисе туристической компании или дизайнерском бюро, обойтись без английского языка? Нашли преподавателя, подготовили современные кабинеты - вопреки прогнозам скептиков учащиеся охотно занимаются иностранным. На городском конкурсе по профмастерству будущие агенты по туризму заняли почетное третье место. Может, секрет в том, что преподает английский Мария Гребенюк - в недавнем прошлом студентка, которая легко находит язык с учащимися, старается их увлечь.

В училище верят в потенциал и энергию молодых, говорят, вчерашних выпускников университета намного легче заинтересовать работой с детьми, чем переучивать старые кадры, многие из которых никак не освободятся от стереотипов советского прошлого. Когда преподаватель объясняет тему не на пальцах, а показывает презентацию и предлагает в такой же форме подготовить домашнее задание, никто не жалуется, что забыл тетрадь - часами сидят за компьютерами, соревнуются в оригинальности.

"Средний возраст преподавателя у нас - 32 года. В прошлом году мы приняли много молодых и не ошиблись, - рассказывает директор училища Георгий Алексенко. - Наши дети участвовали во многих конкурсах профессионального мастерства и показали хорошие результаты. Так, будущий маляр, воспитанник Марины Чижик и Татьяны Шимко занял первое место в городском конкурсе и призовое - во всеукраинском. Он работал с жидкими обоями - эта технология еще только внедряется на производстве, а наши ребята уже овладели ее секретами. Один из наших учащихся получает именную стипендию президента Украины. Все это - хорошая мотивация для ребят: они видят, как ценятся добросовестная учеба и практика.

У нас стараются все - и мастера, и преподаватели. Когда городское управление профобразования проводит конкурсы кабинетов, мы, как правило, входим в первую пятерку. Набор только начался, а к нам уже обратилось немало желающих учиться. За пару дней документы подали более 150 выпускников школ на базе 9 и 11 классов, что составляет половину плана.

Раньше мы принимали почти вдвое больше детей, а теперь многим приходится отказывать. Причина в том, что у нас в свое время незаконно отобрали корпус, где были общежитие и столовая (улица Шепелева,3). А без этого мы не можем принимать приезжих детей, ведь мы обязаны обеспечить их жильем и горячим питанием. Возвращаются они домой, а что их там ждет? Какие перспективы без образования, без специальности?".

Кто же осмелился забрать у детей общежитие? В данной ситуации это все равно, что отобрать кусок хлеба, на который они могли бы заработать, получив профессию.

Глаз на пятиэтажное здание положила Государственная налоговая администрация, сделавшая Министерству образования предложение, от которого ведомство не смогло отказаться. В конце августа 1998 г. общежитие вместе со столовой передали налоговикам. А через пару дней начался учебный год, и сотни учащихся, среди которых было немало сирот, остались без крова над головой.

Решение принимали, не согласовав, как положено, с Минэкономики и Минфином, полностью проигнорировали мнение училища. Тем самым грубо нарушили ст. 49 Закона Украины "О профессионально-техническом образовании", где сказано, что имущество училищ может изыматься только для передачи и использования в системе профтехобразования.

Экспроприированное здание срочно понадобилось для создания финансово-экономического колледжа ГНА Украины. Не создали. Но и училищу не вернули. Длительное время, по словам жителей близлежащих домов, там была какая-то странная гостиница с музыкой и танцами по вечерам.

В училище до сих пор надеются, что справедливость восторжествует, и корпус вернут для проживания учащихся. За 15 лет собрались тома переписки с министерствами и правоохранительными органами, с чиновниками разного ранга и политиками. Трижды этот вопрос поднимался на заседаниях Верховной Рады. Список адресатов длинный и хорошо всем знакомый: Ющенко, Янукович, Азаров, Медведько, Литвин, Мороз, Семенюк, Николаенко, Рыбак, кроме того - экс-министры и десятки народных депутатов. Каждый обещал разобраться и помочь, потому что "подготовка рабочих кадров - это вклад в развитие экономического потенциала страны".

Недавно очередная партия писем была отправлена новому руководству Министерства образования, Генеральной прокуратуры, Киевской городской прокуратуры, Министерства налогов и сборов, а также народным депутатам.

Налоговики всегда отвечают одно и то же: "Здание по ул. Шепелева, 3 - государственное
учреждение, где расположен Центр переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров органов доходов и сборов. Это неотъемлемая часть системы Миндоходов". В прокуратуре пообещали разобраться и даже обнадежили, дескать, времена изменились, незаконное решение, скорее всего, будет отменено. Но письма придется переписывать: налоговое ведомство в очередной раз сменило название - отныне это Государственная фискальная служба.

В свое время территорию училища, где была спортплощадка, и проводились уроки физкультуры, передали, как говорится, в хорошие руки. Новые хозяева мигом обнесли ее забором - планировали поставить там высотку. Общими усилиями - учащихся, инженерно-педагогических работников и жителей близлежащих домов, тоже занимавшихся на спортплощадке, - "захватчиков" победили. Со временем там обустроили хороший стадион, где теперь занимаются дети не только из училища, но из соседних школ и всего микрорайона.

Эта победа подпитывает оптимизм, не позволяет сложить руки в борьбе за общежитие, а в конечном результате - за право детей на образование и получение профессии. Не только в этом, но и в других училищах, где готовят рабочие кадры, 60–80% контингента - дети из малообеспеченных и проблемных семей, 5–10% - сироты. Аренда жилья в столице им явно не по карману.

Училище строительства и дизайна изо всех сил старается изменить ситуацию и очень надеется на поддержку профильного министерства.

"Всего в Украине 983 профессиональных училища, все они государственные, их имущество принадлежит Министерству образования и науки, - говорит заместитель начальника департамента профтехобразования МОН Виктория КАРБЫШЕВА. - Мы будем поддерживать Киевское высшее профессиональное училище строительства и дизайна, прилагающее усилия, чтобы вернуть свое общежитие. Я побывала во многих учебных заведениях, они весьма разные, но это училище - одно из лучших в нашей стране. Здесь креативно мыслящий педколлектив, целеустремленный директор, дружный коллектив учащихся, прекрасная материальная база.

В конце учебного года в училище прошло собрание коллектива, на котором директор В.Алексенко отчитался о своей работе. Это традиция. Акцент был сделан на финансовых вопросах - коллектив имеет право знать, на что были использованы средства, заработанные на производстве. Что было неожиданным - т.н. люстрация директора. После обсуждения отчета провели тайное голосование - каждый участник собрания получил бюллетень, в котором был один вопрос: поддерживаете ли вы деятельность директора или нет? По результатам голосования "за" высказались 78 чел., один голос - "против".

Зачем это делается? Чтобы узнать, поддерживает коллектив политику директора или нет, может ли он рассчитывать на помощь коллег в реализации планов развития учебного заведения. Бывало, когда в некоторых училищах голоса делились 50 на 50. Этот факт, как правило, учитывается при подписании контракта с директором. Если коллектив не поддерживает руководителя - как он может вести его за собой?".

События в Крыму и на Донбассе заставляют по-иному взглянуть на образование и профессиональную подготовку юного поколения нашей страны. Чтобы выиграть войну, в том числе информационную, недостаточно изменить сетку вещания телеканалов и взывать к совести и патриотизму. Четкую гражданскую позицию занимают далеко не все взрослые. Что уж говорить о подростках, обойденных вниманием государства, которые прокладывают свой жизненный путь, продираясь сквозь соблазны большого города и легких денег. С ними крайне трудно работать и мастерам производственного обучения, и педагогам. Трудно, пока не найдут общий язык и дело, которое сможет объединить.

Никогда бы не подумала, что в профессиональном училище работают не только технические, но и драматический кружок. Ребята, не любившие в школе литературу, с удовольствием читают украинских классиков, чтобы выбрать пьесу для постановки, спорят до хрипоты на распределении ролей, готовят костюмы и декорации, репетируют до изнеможения. Юные артисты приглашают на спектакли своих одноклассников, друзей - актовый зал всегда переполнен, аплодисменты слышны даже на улице.

В училище есть свой гимн, герб и флаг, свои традиции и праздники. Каждый год здесь торжественно отмечают День Победы и день освобождения Киева - готовят стенгазеты и рисунки, приглашают в гости ветеранов войны, дарят им цветы. Ребята охотно возвращают людям внимание и тепло, которое получают в училище. В отделе городской прокуратуры, ведущем надзор за правами несовершеннолетних, говорят, что по результатам проверок училище строительства и дизайна никогда не попадало в т.н. черныйсписок. Здесь всегда следят за тем, чтобы дети из многодетных семей, сироты, чернобыльцы получали все выплаты, предусмотренные законом, учащиеся получают материальную помощь на лечение и т.д. (При том, что во многих учебных заведениях столицы, в том числе университетах, не находят нужным составлять списки льготников, не говоря уже об организации выплат). Только за первое полугодие 2014 г. учащиеся получили более 8 тыс. грн материальной помощи и 234 тыс. грн премиальных за усердие в учебе и работе.

"Наш месседж сегодня: столичное профобразование - удачный жизненный старт, - говорит Е.Мирошниченко. - Тот, кто выбирает училище, выбирает перспективу. Во-первых, он получит востребованную специальность, пройдет практику на производстве, и у него не будет проблем с трудоустройством. Во-вторых, при желании он может стать младшим специалистом, а после училища продолжить образование в профильном университете. При этом наши выпускники не сдают ВНО, их принимают на второй или третий курс.

Школьники далеко не всегда могут правильно выбрать профессию, не знают, какие перспективы их ждут на рынке труда. Нашим выпускникам легче определиться - свой выбор они проверяют во время учебы и практики. Если учащийся успешно окончил училище строительства и дизайна, он может поступить в строительный университет и стать инженером-строителем. Профтехобразование решает важную общегосударственную задачу. Большинство школьников, идущих на ВНО, выбирают гуманитарный профиль, а наши выпускники - это будущие инженеры, технологи, механики и т.д. Мы помогаем нашему государству решать проблему образования и трудоустройства молодежи, работаем на перспективу".