UA / RU
Поддержать ZN.ua

Современное IT-образование: рассуждаем или действуем?

Сфера информационных технологий - одна из немногих, которая продолжает расти даже в условиях нестабильности. Вот только мнения о будущем отрасли у экспертов часто противоположные. Ведь действительно у Украины есть все шансы для превращения в мощного IT-игрока на глобальном рынке. Но воспользуется ли наша страна этим потенциалом?

Автор: Михаил Завылов

Сфера информационных технологий - одна из немногих, которая продолжает расти даже в условиях нестабильности. Вот только мнения о будущем отрасли у экспертов часто противоположные. Ведь действительно у Украины есть все шансы для превращения в мощного IT-игрока на глобальном рынке. Но воспользуется ли наша страна этим потенциалом? Все зависит от многих факторов. Один из них - незамедлительное решение проблем в сфере образования.

Одна сторона медали

Украина занимает 38-е место по уровню образования в глобальном рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). У нас всегда были очень талантливые инженеры, а качество технического образования известно далеко за пределами Украины. И наши украинские инженеры сегодня участвуют в сложнейших R&D-проектах, создавая решения, которые спасают человеческие жизни и делают жизнь людей во всем мире ярче.

Например, в GlobalLogic часто обращаются компании из сферы здравоохранения. Так, наши инженеры из Харькова участвуют в разработке программного обеспечения, благодаря которому работают кардиостимуляторы и инсулиновые помпы. От исправности работы этих медицинских приборов зависит здоровье пациента, а иногда и человеческая жизнь. Чем больше влияние устройства на организм, тем более жесткие требования к разработке программного обеспечения. IT-компании, разрабатывающие решения для сферы здравоохранения, регулярно проходят сложную сертификацию на соблюдение стандартов качества разработки. Представляете, насколько большая ответственность лежит на каждом специалисте?

Или другой пример. Когда вы смотрите очередной западный сериал, блокбастер или трансляцию Олимпийских игр, слушаете концерт или запись известной группы, с большой вероятностью вы потребляете продукт, созданный при участии украинских инженеров. Только действительно высококвалифицированные специалисты могут заниматься комплексным R&D и создавать столь сложные системы.

Другая сторона медали

Украинские вузы ежегодно готовят 16 тыс. выпускников IT-специальностей. Может показаться, что это внушительная цифра. Однако конкуренция за технических специалистов среди IT-компаний еще серьезнее, чем борьба за новых клиентов. Главный вопрос - как увеличить количество таких технических кадров в Украине?

Еще одна проблема - качество нынешнего IT-образования. Подготовка молодых специалистов часто не соответствует запросам бизнеса - приступить к реальным проектам они могут только через три-шесть месяцев дополнительной подготовки после выпуска.

Дело в том, что в последние годы технические науки в Украине развиваются не так быстро, как того требует рынок. Да, у выпускников есть серьезные базовые знания, развит аналитический подход к решению задач, но современные технические инструменты им зачастую приходится доучивать самостоятельно. В первую очередь молодым специалистам не хватает практических навыков работы над проектами, знаний современных инструментов и методов разработки или тестирования программного обеспечения.

Что делать?

Государству необходимо сделать систему образования более гибкой. IT-образование отличается от образования в других сферах. Если обучающая программа для педагогов, металлургов и специалистов в агросфере может использоваться на протяжении трех-пяти лет и не потерять свою актуальность, то программа в IT-вузах устаревает уже через год. И все инструменты, которые вы изучали на первом курсе, на выходе из университета могут устареть уже несколько раз. Изменить систему образования нужно настолько, чтобы она могла максимально быстро адаптироваться к новым знаниям и технологиям. Так, многие университеты за границей больше не учат студентов по учебникам, а обучают по современным научным статьям. Таким образом, вузы избегают устаревшей информации из давно изданных учебников. У западных университетов также более специализированные программы обучения, они готовят профессионалов в узких областях, которые разбираются во всех тонкостях своей специализации. У нас же выпускники часто знают все технологии, но очень поверхностно.

Вузам нужно привлекать молодых преподавателей с опытом работы на реальных проектах. Зачастую украинские вузы учат отношениям "студент-преподавать", где главное -получить высокую оценку. И не важно, какой ценой - дав взятку или скопировав чужую работу. Поэтому важная задача вузов сегодня - показать студентам реальные проекты, где на первый план выходит результат работы. Кроме того, надо показать студенту, что главное во время работы в серьезном коммерческом проекте - не получить "отлично" всеми правдами и неправдами, а сделать хороший и качественный продукт. Привлекая к преподавательской деятельности молодых, инициативных специалистов с опытом работы на коммерческих проектах, университеты смогут передать студентам не только знания, но и показать, как все работает в реальной жизни.

Бизнесу важно продолжать свои образовательные инициативы. IT-компании всячески стараются компенсировать этот разрыв, активно сотрудничая с университетами, организовывая различные учебные семинары и другие мероприятия. У нас тоже есть обучающие программы: мы отбираем перспективных студентов, даем им практические навыки для участия в коммерческих проектах. Очень часто IT-компании даже создают совместные программы, где обучают студентов новым технологиям, которые только появились в Украине. Так, Lviv IT Cluster (объединение львовских IT-компаний) создал бакалаврскую программу по "интернету вещей" на базе Львовской политехники. При содействии местных IT-компаний на базе Украинского католического университета работают бакалаврская программа по компьютерным наукам и магистерская по Data Science.

И пока мы рассуждаем о том, что пора реформировать систему технического образования, другие страны действуют: меняют сам подход к обучению, позволяют студентам самостоятельно выбирать дисциплины и формировать свою загрузку, приглашают молодых преподавателей с опытом реальных проектов. Если начнем действовать незамедлительно, еще можем выиграть гонку за сложными IT-проектами.