UA / RU
Поддержать ZN.ua

Смотрите, кто идет…

Неизвестно, чем закончится история с назначением министра образования, и получит ли А.Спиваковский руководящую должность в комитете или МОН. Но можно сказать наверняка: если это случится, образовательную отрасль ожидает регресс и даже реванш. Какое уж там продвижение реформ.

Автор: Оксана Онищенко

Уже почти неделю общественность заинтригована: кто будет министром образования, если вдруг С.Квита решат заменить? Фракция БПП выдвинула кандидатуру Александра Спиваковского, что вызвало весьма неоднозначную реакцию прогрессивной общественности. И через несколько дней Спиваковский заявил, что сам он поддержал бы кандидатуру Лилии Гриневич.

Однако при любом варианте Александр Спиваковский не останется внакладе. Если бы вдруг г-жа Гриневич ушла из комитета по вопросам образования и науки, Спиваковский как ее первый заместитель имел бы все шансы его возглавить. Это тоже не охрана пустого склада.

Так что следует познакомиться с депутатом поближе.

В Верховную Раду Александр Спиваковский попал прямо из кресла проректора Херсонского государственного университета (ХГУ). Он считается человеком, близким к Андрею Путилову, председателю Херсонского облсовета, в прошлом - депутата ВР седьмого созыва от УДАРА. Одним из помощников новоиспеченного депутата является экс-помощница Путилова. Как отмечают местные СМИ, Спиваковский вообще работает в очень тесном контакте с херсонской властью. Еще одной его помощницей является дочь Романа Романова, экс-руководителя избирательного штаба Порошенко на Херсонщине, а ныне генерального директора "Укроборонпрома".
То есть все эти люди получили назначение и должности из "куста кадров" бизнес-партнера Порошенко - г-на Свинарчука (сейчас Гладковского).

Для Александра Спиваковского это депутатство - дебют. Но началось оно очень "по-взрослому" - со скандала. "Выборы сурового режима" - так с легкой руки журналистов называют выборы на проблемном округе №182 Херсона, в результате которых Спиваковский, выдвиженец БПП, получил депутатский мандат. Говорят, здесь было все: голосование с нарушениями (а на территории округа - две колонии, СИЗО и тюремная туббольница), титушки, ксерокопии без печатей вместо документов, уничтоженный протокол ОИК…

В избирательных гонках Александр Спиваковский стал первым. А вот в карьере ему до сих пор приходилось довольствоваться второстепенными ролями. В родном университете, где работает едва ли не всю жизнь, попробовал стать ректором - и проиграл выборы, так и оставшись проректором. В комитете по вопросам образования и науки ВР стал первым заместителем председателя. А теперь у депутата появился шанс стать первым.

По информации ZN.UA, вопрос о назначении Александра Спиваковского министром образования обсуждался задолго до того, как об этом узнала широкая общественность. И сам он говорил о своем будущем назначении министром довольно уверенно. А местные херсонские политики уже начали всерьез размышлять, кто зайдет на округ вместо "министра".

Однако последние заявления депутата Спиваковского относительно поддержки Гриневич свидетельствуют о том, что ставку он может сделать на другое престижное кресло - руководителя комитета, а не министра.

"Не хуже и не лучше, чем другие, работал в образовании, ученый - что еще надо?" - так рекламируют широким народным массам Спиваковского. Так ли это? Проанализируем.

Научная деятельность. Интересный факт: Александр Спиваковский - кандидат физико-математических наук и доктор педагогических. "Классика жанра: если не в силах дойти до цели в своей науке, дойди до доктора наук там, где это легче сделать", - часто именно так комментируют подобное ученые.

В ХГУ работают также жена депутата Любовь Петухова (доктор педагогических наук) и дочь Евгения Спиваковская (кандидат педагогических наук). Интересно, что темы диссертаций всей семьи весьма похожи. Александр Спиваковский - "Теоретико-методические основы обучения высшей математике будущих учителей математики с использованием информационных технологий". Жена - "Теоретико-методические принципы формирования информатических компетентностей будущих учителей начальных классов". Дочь - "Формирование самообразовательной компетентности будущих учителей гуманитарных специальностей средствами информационно-коммуникационных технологий".

Приведу несколько цитат из автореферата докторской (!) диссертации нардепа. Так, чтобы иметь представление о стиле и глубине: "З'ясування ролі, змісту й місця особливостей математичної підготовки майбутнього вчителя математики показало, що в умовах особистісно-орієнтованої освіти в зміст навчання, крім предметних знань, що задаються освітніми стандартами, навчальними програмами, необхідно включати емоційно-ціннісні, особистісні компоненти й функції, які вчитель використовує у своїй професійній діяльності". Или "У студентів (учнів) таким чином формується тип мислення, який ґрунтується на пошуку, відборі та найбільш доцільному використанні компонентів розв'язання попередніх задач у процесі розв'язання нових задач більш високої складності".

Поддержка реформ. "Главная задача, которую я ставил перед собой, баллотируясь в Верховную Раду Украины, - это изменение и реформирование системы образования в нашем государстве", - пишет Александр Спиваковский в своем первом отчете для избирателей, размещенном на сайте нардепа.

Как же это сделать? "Для меня реформы в сфере образования начинаются, прежде всего, с отказа от плановой системы, которая была присуща советской эпохе, когда "сверху" определяют объем госзаказа, количество выпускников, их распределение на рабочие места и т.п., - объясняет нардеп далее. - Вторым пунктом должно стать внедрение персонифицированной системы доступа к финансовым ресурсам для реализации индивидуальной образовательной траектории тех, кто учится. То есть получение доступа к финансовым ресурсам, которые обеспечат студенту три главные вещи: оплату за обучение, мобильность, питание и проживание. Это в свою очередь будет способствовать изменению мотивации основных субъектов образования, ведь именно изменение поведения основных субъектов является признаком реформ".

Складывается впечатление, что в первом пункте речь идет о реформировании системы госзаказа, а во втором - о принципе "деньги за студентом". Эти вопросы действительно важны, они обсуждаются. Но по поводу того, что они являются самыми актуальными, номер один и номер два для реформирования образования, можно поспорить. Как и о том, что о реформах мы должны судить по "изменению поведения основных субъектов".

"Все вышеуказанные факторы в совокупности будут служить формированию новой парадигмы высшего образования в Украине, которая обеспечит увеличение стоимости человеческого капитала на всех этапах жизни человека", - суммирует депутат. Кстати, за все это время он не подавал законопроектов, которые бы касались реализации двух таких важных для него пунктов реформ. По инициативе Спиваковского при профильном комитете ВР еще в прошлом году была создана рабочая группа по разработке новой модели финансирования высшего образования. Но никаких публичных отчетов о ее работе, законодательных инициатив или хотя бы просто упоминания об этом новообразовании не слышно.

Вообще в экспертной среде, активно выступающей за реформы, у Александра Спиваковского - имидж рупора ректорского лобби, человека консервативного, однако предрасположенного к популизму.

Среди 25 помощников-консультантов депутата есть, например, ректор Киевского национального университета строительства и архитектуры (КНУСА) Петр Куликов. В свое время он был руководителем аппарата Министерства образования при Д.Табачнике и запомнился тем, что во время акций протеста против Табачника назвал протестующих студентов "быдлом".

Помощником Александра Спиваковского является еще один экс-чиновник Министерства образования времен Януковича - Сергей Бондарчук. В МОН он работал главным специалистом отдела руководящих кадров в департаменте кадров, т.е. коммуницировал с руководством вузов. Очевидно, его связи будут весьма полезны депутату.

Приведу несколько выразительных цитат из интервью Александра Спиваковского разным СМИ о проблемных вопросах образования.

"Никогда не соглашусь с теми людьми, которые считают, что высшее образование должно быть рафинированным. Потому что степень образованности нации определяет система доступа населения к высшему образованию..." (как в советские времена - едва не каждый должен иметь диплом о высшем образовании? - О.О.).

"Если бы во времена Ломоносова существовало ВНО, он наверняка никогда не поступил бы в университет. ВНО - это мощный инструмент, измеряющий все образовательные процессы, происходящие в стране. Но это инструмент доступа к высшему образованию, а не отсечения".

"Не следует говорить: а давайте закроем этот вуз, он плохой и плохо работает. Мы как раз должны понять, почему он плохо работает, и дать ему новый импульс, новую мотивацию, новые силы для того, чтобы он поднимался" (оставим и без того раздутую систему вузов? - О.О.).

"Весь жизненный и профессиональный путь человека находится в коридоре, где должен быть соблюден баланс между компетенцией и компетентностью".

"Компетентность должна быть присуща каждому человеку, а специалистам морского профиля - особенно" (без комментариев. - О.О.).

Борьба с коррупцией. Как известно, в сфере образования это чрезвычайно серьезная проблема (хотя где она не серьезная?).

В недавнем интервью "Херсон daily" Александр Спиваковский, подводя итоги работы парламента, вспомнил и о коррупции: "Сделано то, что парламент не делал все предыдущие 24 года. В первую очередь, решены серьезные вопросы, и построена система антикоррупции. С моей точки зрения, коррупционная составляющая Украины такова, что в результате за две недели просто забрали Крым, устроили кровавую бойню в Донбассе".

Кстати, когда в Верховной Раде собирали подписи за отставку Виктора Шокина, нардеп Спиваковский свою подпись не поставил.

Законотворчество. За время депутатства Александр Спиваковский выступил соавтором 43 законопроектов. Действующими законами стали лишь шесть из них. Интересно, что большинство законопроектов народный избранник пишет вместе со своими земляками - депутатами из Херсонщины. Возможно, поэтому среди всех законопроектов авторства Спиваковского лишь половина касается образования.

Законопроекты, связанные с образованием, к которым Александр Спиваковский имел отношение как один из авторов, условно можно разделить на три группы: по сути консервирующие нынешнее состояние высшего образования; касающиеся выборов ректора (как говорят, это важно для Спиваковского из-за сведения личных счетов); наступающие на внешнее независимое оценивание.

Именно последние привлекают наибольшее внимание общественности и экспертов. Законопроект об учете сертификатов ВНО прошлых лет, нивелирующий саму суть рейтингового балла тестирования, депутат А.Спиваковский подавал в парламент дважды, добавляя незначительные детали. Но каждый раз в экспертной среде было такое сопротивление этим идеям, что он отступал.

Пикантность ситуации в том, что первый раз в соавторы А.Спиваковский пригласил довольно известных коллег-депутатов. И после того, как вокруг законопроекта поднялась настоящая буря, влиятельные и известные, а вместе с ними и А.Спиваковский, отозвали законопроект.

Хотя этот злосчастный документ все же вошел в историю - как рекордсмен по количеству грубых смысловых, правовых и даже грамматических ошибок в перерасчете на общее количество слов в документе. Эксперты отмечали, что всякое видели, но это рекорд. Особенно, когда среди авторов есть доктор наук.

Интересно, что где-то в дебрях Верховной Рады лежит представленный А.Спиваков- ским законопроект (конечно, в соавторстве) "О внесении изменений в Закон Украины "О высшем образовании" относительно Национального агентства по обеспечению качества высшего образования" (НАОКВО). Благодаря ему агентство якобы имело бы шанс заработать. Законопроект представлен в парламент еще в июле, но он до сих пор имеет статус "ожидает рассмотрения".

Каждый раз вспоминаю этот факт, когда слышу, как депутат Спиваковский критикует МОН за то, что до сих пор не работает НАОКВО.

Для того, чтобы реформы в образовании двигались, необходимо принимать взвешенные решения, анализировать, дорабатывать и поддерживать важные законопроекты. К сожалению, народные избранники так делают не всегда. Вот примеры из депутатской практики А.Спиваковского.

"Когда на заседание нашего комитета министерством будет вынесен проект базового закона об образовании, я голосовать за него не буду, - цитирует депутата "Херсон online". - Потому что считаю: прежде чем принимать очередные якобы прогрессивные законы, давайте сначала приведем порядок с тем, что уже имеем".

Из выступления при обсуждении проблем профтехобразования, связанных с принятым Верховной Радой Госбюджетом: "Честно скажу, я также голосовал за бюджет, но нас ведь министерство уговорило, сказало, что министр проголосовал "за", что все отработано, что средства будут покрыты, и баланс будет. И тогда мы пошли на этот компромисс. Но вы же видели, как мы голосовали красными кнопками за законопроект №3628. А после этого нам сказали - все, Министерство образования гарантирует, все будет нормально".

При этом заметим, что проект Госбюджета был на рассмотрении в комитетах, где его могли увидеть все желающие. Кроме того, Ассоциация городов Украины (АГУ) обращалась в парламент со своими предостережениями относительно бюджета и судьбы ПТУ. Позицию АГУ представляли даже СМИ.

"Нам сказали", "нас уговорили", "все отработано" - разве это позиция представителя вышестоящего органа законодательной власти? Почему бы не почитать экспертные выводы, не проанализировать, не поразмыслить?

Неизвестно, чем закончится история с назначением министра образования, и получит ли А.Спиваковский руководящую должность в комитете или МОН. Но можно сказать наверняка: если это случится, образовательную отрасль ожидает регресс и даже реванш. Какое уж там продвижение реформ.

Но с другой стороны, было бы интересно, если бы кто-то из депутатов поработал в должности министра образования и попробовал выполнить все популистские решения, за которые голосовал в ВР. А мы проконтролировали бы.