UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сколько стоит стать квалифицированным рабочим?

Взносы, конечно, добровольные, но попытайтесь их не заплатить

Автор: Татьяна Кириленко

Если кто-то думает, что профтехобразование у нас бесплатное, то глубоко ошибается. Это в вузы теперь можно поступить без поборов. А вот подача документов в ПТУ выльется абитуриенту в кругленькую сумму. Хотя если учесть то, что в эти учебные заведения идут дети из преимущественно бедных семей, то обязательные взносы на сумму в несколько тысяч гривен для них просто неподъемные.

 

Однако руководителям от профтехобразования беспокоиться об этом неохота. Поэтому, если у вас нет денег — документы просто не примут. По крайней мере, похоже, так заведено в системе профессионально-технического образования Одессы. И, судя по ответу Министерства образования, ее практика в Украине — не исключение.

На жалобу о произволе и просьбу вмешаться и прекратить сбор «дани» департамент профессионально-технического образования — профильное подразделение Минобразования — сообщил, что этот вопрос не в его компетенции. 

Отписка из Киева на жалобу о категорическом требовании средств при поступлении в ПТУ удивила даже не столько содержанием, сколько временем, которое потребовалось на подготовку такого «обоснованного» ответа. Он пришел через месяц, хотя просили отреагировать срочно, ведь вступительная кампания длится не бесконечно.

Поскольку поиск управы на вымогателей оказался напрасным, поборы во время вступительной кампании изобиловали, как сорняк на щедро удобренной почве. Чтобы обвинение не выглядело голословным — конкретный пример поступления в этом году в одно из ПТУ «жемчужины у моря» ребенка, ушедшего из школы, чтобы как можно скорее получить профессию и помогать семье в тяжелом положении.

Девятиклассник из социально уязвимой семьи обошел едва ли не все образовательные заведения города в поиске самой низкой «таксы». В действительности она отличалась на несколько тысяч между ПТУ высшего и низшего пошиба. И хотя абитуриент выбрал невысокое по статусу училище, сумму, необходимую для образовательных вымогателей, не насобирал. 

Поэтому поступление едва не сорвалось не только из-за неподъемных поборов, но и из-за того, что семья до последнего наивно надеялась на реакцию Министерства образования, которое должно было бы унять аппетиты вымогателей. К местной власти не обращались, помня горький опыт ходатайства о социальной помощи малообеспеченным.

Какие именно «добровольные» взносы не произвели впечатления на чиновников в Киеве? Если конкретно, речь идет о вступительном взносе на сумму 500 грн, средствах на приобретение формы — 5 тыс. грн (видимо, спутали себя с каким-то престижным английским колледжем). 300 грн надо было заплатить за практику. Хотя какая может быть практика у поступающего? 

Правда, если у горемычного абитуриента нет этой суммы, то он может прийти и отработать «на подхвате» несколько дней. Ну, а еще надо принести две банки краски или на нужды училища, или кому-то на дачу. Надо также разориться на пустячки, которые стоят пару сотен гривен. Ведь зачем-то надо аж шесть фотографий, столько же конвертов с марками, папка с файлами…

И это не конец. Потому что если все перечисленное уже оплачено и документы приняты, то «добровольные» взносы продолжаются. Представленная справка о состоянии здоровья из поликлиники какая-то не такая. Надо пройти еще один медосмотр, но уже за 300 грн в другом месте.

Со временем выясняется, что нужна еще и спецодежда, как минимум за 1200 грн. Придется сдавать ежемесячно по 50 грн на практические занятия (это кроме того, что на собственные средства закуплены учебные тетради по разным дисциплинам). Даже ученический билет потянет аж на 120 грн! 

Такую систему «сборов» доходчиво объяснили в Одесской облгосадминистрации, куда переадресовали письмо из Министерства образования. В ответе тамошнего департамента образования и науки ссылаются на часть 1 статьи 79 Закона «Об образовании», где речь идет о том, что «источниками финансирования учебных заведений могут быть, в том числе, добровольные взносы в виде средств, материальных ценностей, нематериальных активов, полученных от предприятий, учреждений, организаций, физических лиц».

Видимо, главное, на что чиновники здесь должны были бы обратить внимание не жалобщика, а прежде всего свое и руководителей подконтрольных образовательных заведений, — так это то, что источниками финансирования «могут быть» добровольные взносы. Что совсем не делает их обязательными. 

Но поскольку в обращении речь шла о принудительных сборах, то прямая обязанность областных образовательных чиновников — отлипнуть от стульев и пройтись по всем городским ПТУ, чтобы хотя бы напугать вымогателей. Особенно, если явление может быть массовым.

Вместо этого заявителю со ссылкой на ряд других законов, кодексов, постановлений и порядков объяснили, как принимаются благотворительные взносы. Дескать, их надо обязательно оформлять соответствующей документацией и отображать в бухгалтерском учете. Так, может, если уж никто не проверяет «добровольность» взносов, следует хотя бы попытаться проконтролировать их отображение в финансовой документации? 

Местные образовательные чиновники сделали проще: направили в заведения профтехобразования письмо «о недопущении фактов принудительного сбора средств», которое никого ни к чему не обязывает. И уже совсем как издевательство завершили письмо-ответ жалобщику такой фразой: «Между прочим, информируем, что руководители заведений профтехобразования несут персональную ответственность за нарушение требований действующего законодательства». 

Вот только кто их должен к ней привлечь?