Вступительная кампания стартовала. Для абитуриента она считается удачной, если удалось поступить в заветный вуз "на бюджет". То есть на места государственного заказа, обучение на которых оплачивает государство.
Именно вокруг этих мест идет сейчас основная конкурентная борьба, составляются рейтинговые списки и подсчитываются баллы. Борются за места государственного заказа и те, кто поступает в магистратуру, аспирантуру, докторантуру.
Но государственный заказ - это не только возможность для поступающего реализовать свое право на бесплатное образование. Это возможность для государства регулировать удовлетворение потребностей экономики и общества в определенных специалистах. Насколько качественно это делается - тема отдельного разговора.
Чего ждет государство от вузов в нынешнем году, каких специалистов хочет получить и что обещает абитуриентам?
Государственный заказ на подготовку специалистов формирует Минэкономики, а утверждает Кабинет министров. Он же доводит объемы заказа до распорядителей средств - министерств и ведомств. Последние распределяют заказы государства между исполнителями - подчиненными им учебными заведениями.
В текущем году постановление КМУ №462 "О государственном заказе на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, на повышение квалификации и переподготовку кадров для государственных нужд в 2015 году", регламентирующее распределение государственного заказа между заказчиками, было подписано премьер-министром только 1 июля. В то время как вступительная кампания стартовала 10 июля. Министерства и ведомства успели распределить заказ между учебными заведениями до ее начала, но буквально в последние дни перед стартом.
Во времена министра Д.Табачника информация о том, как распределяется государственный заказ между вузами, подчиненными Минобразования, была закрытой. Получить ее не удавалось ни общественным организациям, ни депутатам, которые неутомимо забрасывали МОН запросами. Что уж говорить об абитуриентах. Не все вузы во время вступительной кампании вносили эту информацию в Единую государственную электронную базу по вопросам образования (ЕГБВО), а значит, часто не попадала она и в систему "Конкурс".
Справедливости ради заметим, что это не было нарушением - закон "О формировании и размещении государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров" не устанавливает сроков обнародования данных, и процесс можно затягиваться бесконечно, хоть до конца вступительной кампании. Такая таинственность иногда оборачивалась для абитуриентов большими неожиданностями - корректированием информации о бюджетных местах уже во время вступительной кампании или объявлением дополнительной волны зачислений.
К счастью, теперь поступающих избавили от этих проблем. Минобразования не только разместило на своем сайте данные о распределении государственного заказа между вузами, но и своим приказом обязало последних в течение двух дней внести данные об объемах государственного заказа в ЕГБВО и разместить их на собственных веб-сайтах.
Что же предложил Кабмин министерствам и ведомствам - распорядителям средств? Попытаемся рассмотреть государственный заказ под различными углами зрения.
Прежде всего, с точки зрения заказчиков. В этом году их было около четырех десятков. Самые крупные - Минобороны, МВД, МОН, Минкульт, Минздрав, СБУ. Существенно увеличено финансирование госзаказа для МВД и Минобороны.
С точки зрения подготовки специалистов разных образовательных уровней.
По исследованиям CEDOS, в целом по стране за средства государства в нынешнем году будут готовить меньше специалистов всех уровней: младших специалистов (техникумы и колледжи) - меньше на 13%; бакалавров - на 19%, специалистов на основе бакалавра - на 42%; магистров - на 13%. На 23% меньше мест госзаказа будет выделено на повышение квалификации кадров.
Уменьшится и количество бюджетных мест в аспирантуре (на 9,5%) и докторантуре (на 6,5%). В учебных заведениях, подчиненных МОН, с учетом и тех, которые до недавних пор подчинялись Минагрополитики и Миндоходов, государственный заказ на обучение в аспирантуре уменьшат на 7%, Минздрава - на 4%, НАН - на 11%, НАПНУ - на 79%; НАМН - на 11%; Национальной академии аграрных наук - на 6%. Заказ государства в докторантуре уменьшится, соответственно, на 5; 14; 10; 65; 33; 8%.
Не вписывается в общую картину сокращений государственный заказ для силовиков.
Для МВД заказ на подготовку специалистов (на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра) государство увеличило на 482%, магистра - на 17%, повышение квалификации - на 1215,5%, "подготовку рабочих кадров" - на 610%. Количество бюджетных мест в аспирантуре и докторантуре увеличится, соответственно, на 4,5% и 11%.
Минобороны получит за государственные средства больше младших специалистов (на 56%) и магистров (на 113%).А госзаказ в аспирантуре и докторантуре министерству уменьшат, как и большинству других заказчиков. Зато государство будет больше вкладывать в переподготовку кадров для этого ведомства (плюс 42 места - 420%) и интернатуру (увеличение на 35 мест, или на 44%).
Службе внешней разведки "урежут" заказы на все, кроме повышения квалификации кадров, - здесь будет плюс 285 мест, или на 103% больше.
Для тех, кто поступает на первый курс вузов, актуален государственный заказ на бакалавров. Рассмотрим его подробнее, не ограничиваясь средней температурой по стране.Буквально перед началом этой вступительной кампании абитуриентов ошарашили новостью: в нынешнем году вузы, находящиеся в подчинении Минобразования, получат на 13% меньше бюджетных мест на подготовку бакалавров по сравнению с прошлым годом. Вузы, подчиняющиеся Минкульту, - на 18% меньше, МВД - на 12%.
А вот учебным заведениям, которые готовят бакалавров для Минобороны, госзаказ увеличен на 202% (на 3314 мест). Получило места для подготовки бакалавров и СБУ - 220 (в прошлом году таких мест не выделялось вообще).
Интересно проанализировать, как изменился по сравнению с прошлыми годами государственный заказ на подготовку бакалавров по образовательным отраслям. В определенной степени это свидетельствует о государственных приоритетах.
Если проанализировать государственный заказ не по отраслям, а по более узким направлениям подготовки, то, по сравнению с прошлым годом, больше всего урезали количество мест государственного заказа на правоохранительную деятельность (-52%), журналистику (-52), практическую психологию (-51), международный бизнес (-46), философию (-41), социологию
(-36), начальное образование (-33%). Увеличился заказ на радиотехнику (на 19%), телекоммуникации в сфере "радиотехника" (5%), пожарную безопасность (1%), авионику (41%).
Конечно, государственный заказ формируется не с потолка или по чьим-то прихотям. Есть определенные методики и процедуры расчетов. Закон "О формировании и размещении государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров" гласит: "Государственный заказ формируется с учетом среднесрочного прогноза потребности в специалистах и рабочих кадрах на рынке труда и объемов расходов Государственного бюджета Украины на указанные цели". Учитываются "статистические и другие сведения". Собирается информация от различных министерств и ведомств, работодателей.
По новому закону "О высшем образовании", общий объем государственного заказа для подготовки специалистов степеней младшего бакалавра, бакалавра (магистра медицинского, фармацевтического и ветеринарного направлений) должен составлять не менее 51% от количества выпускников общеобразовательных учебных заведений, которые в текущем году получили полное общее среднее образование. Как отмечают эксперты, эта норма закона о высшем образовании выполняется в государственном заказе на 2015 г.
Сама процедура формирования государственного заказа на подготовку специалистов несовершенна. "Здесь есть две проблемы, - отмечает министр образования и науки Сергей Квит. - Первая: необходимо сделать процедуру изучения спроса в государстве на подготовку специалистов проще и понятнее для всех. Вторая: финансирование высшего образования через госзаказ является сталинской формой финансовых отношений, от нее надо отходить. В этом случае государство должно иметь дело только с качественными вузами, в которых зарплата преподавателя будет зависеть только от его контракта, а количество преподавателей - только от потребности университета. В последнее время нам удалось прекратить функционирование более 70 некачественных университетов и региональных филиалов вузов. Но этого крайне недостаточно. Замечу также, что в проекте нового базового закона "Об образовании" уже нет упоминания о государственном заказе".
Уменьшение объемов государственного заказа в нынешнем году специалисты объясняют демографической и экономической ситуацией в стране и аннексией Крыма (из госзаказа "выпали" высшие учебные заведения полуострова).
Но последнее не означает, что выпускники крымских школ лишены возможности поступать в украинские высшие учебные заведения. Задолго до начала вступительной кампании Минобразования разработало механизм получения украинского аттестата об общем среднем образовании для выпускников с оккупированных территорий. Еще полгода назад был обнародован перечень опорных школ, в которых крымчане могли дистанционно учиться на экстернате и получить таким образом украинский аттестат. А также зарегистрироваться на прохождение ВНО. На сайте МОН был создан специальный раздел "Для жителей Донбасса и Крыма", в котором размещена подробная "Дорожная карта выпускника". Информацию распространяли через СМИ, соцсети, сайты отдельных школ. Выпускники из Крыма, которые хотели поступать на территории материковой Украины и интересовались условиями поступления, имели возможность рассмотреть все варианты и подготовиться - прикрепиться к школе и зарегистрироваться на ВНО.
Но с началом вступительной кампании зазвучали крики: "Крымчан бросили, поскольку не признают их российских аттестатов и требуют ВНО!" Подбросила дров в огонь и "министр образования, науки и молодежи Крыма" Наталия Гончарова, заявив, что между Россией и Украиной есть соглашение о признании документов об образовании. Поэтому, дескать, крымские выпускники могут поступать в украинские вузы с российскими документами на правах иностранных граждан. Но если бы МОН на такое согласилось, это бы фактически означало, что Крым для украинской власти - Россия, а выпускники крымских школ - иностранцы.
Министр образования и науки Сергей Квит отмечает: "И в прошлом году, и в нынешнем Министерство образования и науки идет навстречу всем выпускникам школ из оккупированных территорий. Мы упрощаем процедуры, переносим сроки сдачи документов и проведения ВНО. То есть даем возможность всем желающим поступить в украинские вузы. Я понимаю, что проблема остается. Сегодня государственная политика такова, что мы не признаем оккупационную власть и какие-либо документы, выданные ею, в том числе в Крыму. Для того чтобы продвинуться в этом вопросе, надо либо вернуть оккупированные территории, либо найти другие возможности, для чего нужен обмен мнениями и идеями. Я не отвергаю никаких предложений, но пока что у меня нет никакой конкретики, что можно сделать сверх тех мер, которые мы предлагали. Давайте будем общаться на эту тему, организовывать публичный разговор".