UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шведский эксперт отметил, что закон о дошкольном образовании — только декларация, на практике есть куча проблем

Нерешенными до сих пор остаются реальные вызовы системы дошкольного образования.

Еврокомиссия в своем отчете отметила Украину за "значительный прогресс" в сфере образования и культуры, в частности за принятие закона "О дошкольном образовании". Однако, как показывает отчет шведского эксперта Генрика Линда, подготовленный в рамках программы Polaris при поддержке SIDA, реформа дошкольного образования пока остается скорее намерением, чем реальным изменением, сообщила редактор отдела образования и науки ZN.UA Оксана Онищенко в статье "Дошкольное образование как козырь, или Почему похвала Еврокомиссии не означает успеха реформ".

Заместитель министра образования и науки Анастасия Коновалова во время презентации документа назвала этот отчет болезненным и неприятным.

Читайте также: Демографический кризис: в Украине резко уменьшается количество детей дошкольного возраста

"Отчет для того, чтобы сознательно двигать то, что не двигалось 30 лет. Мы сегодня в критической ситуации для дошкольного образования. Я говорю прежде всего об управлении и финансировании", — добавила она.

В отчете указано, что хотя принятие нового закона стало важным шагом на пути модернизации дошкольного образования, однако сейчас этот закон скорее является заявлением о политических намерениях, чем полноценно функционирующим актом.

Авторы отчета подчеркивают, что ключевые механизмы реализации документа еще не приняты, и между задекларированными целями и реальностью до сих пор существует глубокий разрыв особенно в сфере доступа и равенства. Указано, что уже принятые нормативные документы являются негибкими, и эта нормативная база работает даже против нового закона об образовании, который так понравился Еврокомиссии.

Согласно отчету, Украина сталкивается с серьезными вызовами в обеспечении доступа к дошкольному образованию. Их усиливают не только война, инфляция, демографический кризис, но и внутренние факторы неприоритетность финансирования, отсутствие долгосрочной стратегии развития, слабое управление, нехватка педагогических кадров и "недостаточно стратегический подход" к внедрению реформы, изложенной в новом Законе "О дошкольном образовании". Авторы отчета добавляют, что над этим работают разные экспертные группы, но часто они имеют разные видения и не координируют единого подхода к внедрению. Многие необходимые для реформы законодательные акты до сих пор не утверждены.

Онищенко отмечает, что Еврокомиссия похвалила Украину за принятие закона, но реальные вызовы системы дошкольного образования остаются нерешенными.

Согласно данным отчета шведского эксперта Генрика Линда, воспитатели в Украине остаются среди самых бедных в Европе.