UA / RU
Поддержать ZN.ua

Школа в прифронтовой зоне

В Северодонецке, ставшем административным центром Луганской области, состоялось выездное заседание комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины. На официальном заседании председатель комитета не сдержала эмоций, назвав работу педагогов в прифронтовой зоне подвигом. Однако у нас любят, чтобы подвиг становился повседневной нормой. А требуется обычная, нормальная, хорошо организованная работа. Как налаживает ее учительство в зоне АТО? Чем необходимо подкрепить эти усилия? Об этом после заседания мы говорили с директором областного департамента образования и науки, кандидатом педагогических наук Ириной ЦЫМБАЛ.

Автор: Семен Перцовский

В Северодонецке, ставшем административным центром Луганской области, состоялось выездное заседание комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины.

Его тема актуальна, хотя и сформулирована несколько заковыристо: "Об образовательных потребностях различных категорий граждан в связи с проведением антитеррористической операции". Но суть не в этом. Заседанию предшествовали встречи народных депутатов и заместителя министра образования и науки Павла Полянского в местных высшем профессиональном училище и областной школе-интернате для детей-сирот с педагогами всех образовательных сфер, научными работниками области. Гости выслушали замечания, предложения коллег, ответили на их вопросы. На официальном заседании председатель комитета не сдержала эмоций, назвав работу педагогов в прифронтовой зоне подвигом.

Однако у нас любят, чтобы подвиг становился повседневной нормой. А требуется обычная, нормальная, хорошо организованная работа. Как налаживает ее учительство в зоне АТО? Чем необходимо подкрепить эти усилия? Об этом после заседания мы говорили с директором областного департамента образования и науки, кандидатом педагогических наук Ириной ЦЫМБАЛ.

- Ирина Ивановна, вы выступили перед парламентским комитетом с емким анализом ситуации, конкретными предложениями. Как оцениваете реакцию на свой доклад представителей законодательной и исполнительной власти?

- Ответ на этот вопрос получим, ознакомившись с решением комитета, законопроектами. Ожидаем, что нам помогут решить проблемы, о которых говорили народные депутаты во время встреч с педагогической и научной общественностью, с руководителем областной военно-гражданской администрации Геннадием Москалем. А это, прежде всего, коррекция образовательной субвенции для Луганщины в связи с увеличением количества учащихся за счет временно переселенных лиц. И, конечно же, восстановление разрушенных учебных заведений, их материальной базы, пополнение парка школьных автобусов. Крайне необходимы компьютерная техника и программное обеспечение для организации дистанционного обучения в перемещенных на подконтрольную украинской власти территорию высших учебных заведениях.

- Участники заседания отметили, что и от местных властей, органов управления образования зависит многое.

- Мы это понимаем. В нынешнем учебном году система образования Луганской области функционирует в чрезвычайно сложных условиях. Потому пересмотрели приоритеты, по которым работали ранее. С учетом реалий военного времени определили главное - создание благоприятных условий для того, чтобы и в обстановке военных действий каждый учащийся мог получить качественное образование.

- Какой базой для этого располагаете сейчас?

-В прошлом учебном году в Луганской области работали 678 школ (более 167 тыс. учащихся), 23 школы-интерната (4,7 тыс.), 548 дошкольных образовательных учреждений (свыше 60 тыс. воспитанников), 109 внешкольных (42 тыс.), 67 профессионально-технических учреждений (24 тыс.) и 34 вуза (87 тыс. студентов). Что сегодня? Цифры изменились, и мы можем говорить о работающих на нашей территории 315 школах (более 58 тыс. учащихся), 10 школах-интернатах
(1154 ребенка), 231 детском саде (свыше 16 тыс. детей), 24 внешкольных учреждениях (около 15 тыс. ребят), 28 ПТУ (свыше 6 тыс.), 24 высших учебных заведениях (25 тыс.). В связи с вынужденной миграцией людей с временно оккупированных территорий увеличилось количество детей, требующих особого внимания. Их стало почти на 12 тыс. больше.

О состоянии нашей базы. Полтора десятка учреждений системы образования, перемещенных на подконтрольную украинской власти территорию, работают в приспособленных помещениях. Здания 26 учреждений образования повреждены, имеют разную степень разрушений. Сейчас обучение тут организовано в дистанционной форме.

- Вы сказали об особом внимании к детям. В чем оно проявляется?

-Повседневная помощь тем, кто оказался в трудном положении, - это одно. Но работаем и в других направлениях. С июня пришлого года департамент образования и науки Луганской ОГА организовал вывоз 465 детей-сирот, с октября - 397 детей, имеющих родителей, для обучения на безопасной территории в Одесской, Киевской, Винницкой областях.

Во время рождественских праздников 357 детей из зоны АТО при поддержке педагогов западных областей Украины провели незабываемые каникулы во Львовской, Закарпатской, Тернопольской, Черновицкой, Ровненской, Ивано-Франковской и Волынской областях. В марте с.г. 120 детей по приглашению посольств Словакии и Румынии побывали в этих странах. А 235 детей Луганщины встретили пасхальные праздники во Львовской области.

Весь комплекс проблем с устройством детей вынужденных переселенцев в общеобразовательные учреждения решался своевременно.

- Но ведь тех же детских садов больше не стало.

-Для удовлетворения потребностей детей переселенцев в дошкольном образовании местные органы власти дополнительно открыли 41 группу в детских садах и группы кратковременного пребывания на базе школ. Они охватили почти 950 малышей.

- Маленькие дети - "маленькие" проблемы, большие….

-Для больших самым актуальным вопросом сейчас является предстоящая вступительная кампания - внешнее независимое оценивание. В этом году при общем количестве на подконтрольной украинской власти территории 3410 выпускников общеобразовательных школ на ВНО зарегистрировались уже свыше 4150 чел. И это не окончательная цифра, поскольку Украинский центр оценивания качества образования продлевал сроки регистрации. Для организованного проведения ВНО подготовлены 23 пункта тестирования и 915 педагогов Луганщины.

Особой нашей заботы требует организация экстерната для детей, находящихся на оккупированной территории, но желающих получить украинский документ об образовании. Срок подачи заявлений на экстернат по решению МОН Украины продлен до конца учебного года. Это позитивно воспринято и родителями, и учениками. В начале апреля таких учащихся было 365. Их могло быть больше, если бы не трудности с пересечением блокпостов, с устройством на временное проживание детей на период прохождения ими государственной итоговой аттестации и ВНО. Мы сейчас нашли возможность временно предоставлять им места в интернатных учреждениях, в том числе и в Северодонецкой областной школе-интернате.

- Относительно ВНО на заседании парламентского комитета прозвучали различные мнения. Например, кое-кто не был согласен с тем, что для живущих в зоне АТО требования такие же, как и для всех остальных. Вы на чьей стороне?

-Я всегда на стороне детей. Для выпускников, живущих на временно оккупированной территории и желающих получить украинский документ об образовании, специально разработана "Дорожная карта", которая включает несколько шагов. Познакомиться с нею все желающие могут на сайтах нашего департамента, других органов управления образования. Что же касается требований для прохождения ВНО, то они, безусловно, должны быть одинаковыми для всех и соответствовать запрашиваемому вузами уровню знаний.

- Северодонецкие педагоги считают, что абитуриенты из украиноязычных и русскоязычных школ оказываются в не совсем равных условиях из-за разного уровня подготовки.

- При зачислении ребенка в школу родители определяют язык обучения, а школа выполняет социальный заказ. Вопрос увеличения количества часов для изучения украинского языка сейчас обсуждается. Следует отметить, что каждый ребенок, кроме обязательного программного материала, может получать языковые знания дополнительно - на факультативных занятиях, курсах по выбору. Этим летом по всей Украине, в том числе и в Луганской области, при школах начнут работать лингвистические лагеря. В них ребята смогут дополнительно позаниматься английским языком, пополнить свой словарный запас в непринужденной обстановке. К работе в лагерях мы планируем привлечь учителей английского языка, студентов, волонтеров.

- К сожалению, не все выпускники учебных заведений, получившие профессию, находят работу в зоне АТО. А с учебных заведений за их трудоустройство спрашивают строго.

- Вы слышали, что на заседании комитета Верховной Рады мы подняли тему организации платной практики и трудоустройства выпускников профессионально-технических учебных заведений. Надеемся, что народные депутаты будут ходатайствовать перед Кабинетом министров Украины о введении на Луганщине моратория на эти требования во время проведения АТО. Ведь решать проблемы надо не на бумаге, а реально, во всем комплексе.

- Собственно, это касается всего образования. О необходимости его модернизации говорилось немало, в том числе на заседании комитета. Многие откликнулись на критическую публикацию "Вверх на лифте, идущем вниз?" (ZN.UA, №11, 2015 г.), связанную с обсуждением проекта "Концепции развития образования Украины на период 2015–2025 гг.". Но, как заметила на заседании парламентского комитета его председатель Лилия Гриневич, дальнейшее обсуждение проекта нецелесообразно, он уже не актуален. Как же мы все можем повлиять на образовательные реформы, перспективы?

-Образование в стране сегодня в любом случае требует перемен, приведения его в соответствие с веяниями времени. Подготовлен проект Закона Украины "Об образовании". Стало известно, что с 30 апреля 2015 г. он будет размещен для общественного обсуждения на сайте комитета по вопросам образования и науки Верховной Рады.

Так уж сложилось, что каждый из нас, независимо от профессии, считает себя большим знатоком педагогики. Потому приглашаю к обсуждению законопроекта не только педагогов, но и всех, кто в этом заинтересован. От нас всех тоже будет зависеть качество закона, а значит, и образования в целом.