UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Счастливчики» на чемоданах

Бюджетная программа обучения и стажировки талантливой молодежи за рубежом под угрозой провала из-за задержки финансирования

Автор: Оксана Онищенко

Накануне первого сентября студенты, как и школьники, наслаждаются последними каникулярными днями. А потом - родной вуз, встречи с друзьями, привычная университетская жизнь…

Но все это не относится к студентам и аспирантам, выигравшим конкурс Министерства образования и науки, молодежи и спорта (МОНМС) и получившим возможность поехать за счет государства на обучение или стажировку в университеты других стран.

День знаний эти молодые люди должны были бы встречать не в Украине, а где-нибудь в Штатах или во Франции. Вместо этого «счастливчики» сидят на чемоданах и не знают, что делать: сдавать билеты и возвращаться в альма-матер или все же надеяться на чудо.

А как хорошо все начиналось: «Наше правительство одним из первых шагов приняло решение в следующем году отправить
300 человек… впервые за государственные деньги обучаться в лучших институтах и университетах мира. Наша молодежь должна получать качественное конкурентоспособное образование», - заявил еще два года назад премьер-министр Николай Азаров.

Правительство разработало и механизм реализации программы: МОНМС объявляет и проводит конкурс по отбору талантливой молодежи, затем перечисляет университетам средства, необходимые для обучения. Вузы переводят эти средства на личные счета студентов - победителей конкурса, а те - на счета выбранных зарубежных университетов или научных центров.

Согласно Порядку использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для обучения, стажировки, повышения квалификации студентов, аспирантов, научных и научно-педагогических работников за рубежом, утвержденному постановлением Кабинета министров от 16 мая 2011 г., №546, государство не только платит за обучение, но и берет на себя расходы на проезд, проживание, питание, обязательное медицинское страхование и даже на консультационные услуги - подбор учебных, научно-исследовательских программ, подготовку и оформление документов.

«Это уникальная страница в развитии академической мобильности и возможности получить образование. И персонально инициатива создания этой программы принадлежит выпускнику Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова, члену-корреспонденту Нацио­нальной академии наук Украи­ны Нико­лаю Яновичу Азарову. Это мы должны знать и помнить. Он отстоял эту программу, провел ее через Министер­ство финансов, через Верховную Раду», - восторженно рассказывал Дмитрий Табачник год назад на встрече со студентами, которых государство впервые направляло на
обучение по новой программе.

Но именно предмет гордости министра - финансирование программы, героически протянутое Н.Азаровым через Мин­фин, затормозило ее успеш­ную реализацию. И в этом году, и в прошлом, когда программа стартовала.

По анализу финансирования за 2011 год, размещенному на сайте Минобразования, в прошлом году программа была профинансирована из бюджета страны на 87,5%. Из предусмот­ренных 44,1 млн. грн. МОНМС получило только 38,5 млн. Однако и эти средства, согласно отчетам Госказначейства, были перечислены только в декабре 2011 года, когда студенты уже должны были находиться на обучении за рубежом.

Из прошлогодних проблем чиновники не сделали никаких выводов. И в этом году отсутст­вие финансирования вновь стало для них неожиданностью. Согласно отчету Госказначейс­т­ва, по состоянию на 1 июля 2012 года на бюджетную программу обучения и стажировки за рубежом из утвержденных Верхов­ной Радой 50 млн. 770 тыс. грн. поступило лишь немногим более трех миллионов.

Рассказывает Геннадий Вар­ла­мов, проректор Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт»: «Наш университет получил от Минобразо­вания лимитную справку о бюджетных ассигнованиях и кредитовании на 2012 год. В ней указано, что деньги, выделенные на эту государственную программу, поступят только в декабре 2012 года. Мы обратились с соответствующим письмом в МОНМС, попросили повлиять на ситуацию. Ведь иначе студенты не смогут ни заплатить за обучение, ни получить визы. У нас обучаются талантливые молодые люди, среди которых есть выходцы из малообеспеченных семей. У них нет денег на то, чтобы предпринять такую поездку. А университет также не сможет им помочь, поскольку в нашей смете не пре­дусмотрены такие расходы».

Одна из нынешних «счастливиц» - студентка Татьяна Крачко - обратилась к Николаю Азарову через его страницу на Фейсбуке: «Я, как и еще 180 студентов, столкнулась с проблемой финансирования. Я связалась с зарубежным вузом, договорилась об обучении, нашла химическую лабораторию, в которой со мной хотели бы работать. Мне прислали приглашение, подписали и прислали договор между французским университетом и моим, занялись поиском жилья. Обучение там начинается с 4 сентября. Но чтобы открыть визу, забронировать билеты, я должна подтвердить свою платежеспособность. В Минобразования пока не готовы перечислить деньги, а ехать нужно уже сейчас. Это прекрасная программа, действительно очень перспективная для украинской молодежи. Только, увы, если финансирования не будет, я не смогу вовремя явиться на занятия, и мое обучение будет аннулировано. Зарубежный вуз не вполне поймет такую перемену решения, и в следующий раз вряд ли захочет иметь дело с украинскими, как оказывается, несерьезными студентами. Очень обидно за страну…» Ответ от Николая Яновича девушка до сих пор не получила.

«Многие студенты готовы ехать за собственные средства, но они хотят гарантий, что впоследствии деньги им вернут, - говорит Сергей Выжва, проректор по научной работе Киевского нацио­нального университета им. Т.Шев­ченко. - От некоторых студентов зарубежные вузы требуют, чтобы за обучение платили не они лично, а наш университет. А тут мы до декабря помочь не сможем. Пока никто из студентов не отказался от поездки. Но некоторые уже сообщили: если до определенного срока финансовая помощь не поступит, они вынуждены будут остаться дома».

«Почему деньги выделяют так поздно - неизвестно, очевидно, финансирование программы происходит по остаточному принципу, - отмечает Инна Совсун, руководитель образовательных проектов Центра исследования общества. - Так­же много вопросов остается по поводу распределения средств между отдельными студентами, аспирантами и преподавателями. В прошлом году двум студенткам выделили по 540 тыс. грн. в год на проживание и питание в Италии и Нидерландах. И это при том, что средняя зарплата в Нидер­лан­дах составляет чуть менее 30 тыс. евро, в Италии она еще ниже. Такое финансирование из государственного кармана обеспечило нашим студенткам уровень жизни выше среднего класса. В то же время некоторые другие студенты получили только по 40 тыс. грн. Неоправданно маленькими бы­ли и суммы, выделенные преподавателям и аспирантам».

Екатерина По­ли­щук, участница программы этого года, также обеспокоена объемами финансирования: «Денег, которые нам должны вы­де­лить согласно смете, значительно меньше, чем выделяли участникам этой программы в прошлый раз. Если деньги дейст­вительно перечислят не раньше де­кабря - неизвестно, что будет с этой гривней после выборов».

«Рекомендуя своих студентов к участию в программе, мы подавали в Минобразования вместе с до­кументами и смету. Все наши рекомендации были утверждены, - рассказывает Лариса Човнюк, руководитель отдела международного сотрудичества Нацио­наль­ного университета «Киево-Моги­лян­ская академия». - А потом сложилась довольно странная ситуация. В середине июля в министерстве нам снова выдали для заполнения табличку-смету и сказали: «Мы утвердили имена. А теперь будем делить бюджет». Приказ Минобразования о распределении финансирования появился в середине августа. Наших американских партнеров очень удивило то, что формирование бюджета началось так поздно. Не менее странная система расчета финансирования. Мы руководствовались информацией, которую предоставил партнерс­кий университет, а Минобразо­вания - суточными нормативами по украинскому законодательству. Но в конце концов нам утвердили то финансирование, о котором мы просили. Однако, вопреки утвержденному Кабмином Порядку использования средств, не были выделены деньги на обязательное медицинское страхование и визы. Впрочем, даже того, что начислили, мы получить не смогли. Студенты были обескуражены тем, что им придется сдавать билеты за три дня до отъезда. Теперь мы попытаемся перенести срок обучения на второй семестр. А это отнимет много сил, времени и создаст новые трудности для молодых людей. Ведь они будут вынуждены провести в Америке второй семестр этого учебного года и первый семестр следующего. А между ними - лето, которое надо как-то прожить, арендовать жилье, питаться. Домой приехать вряд ли удастся, ведь билеты очень дорогие».

Помимо финансовых трудностей, участники программы жалуются и на другие проблемы. Прежде всего на бюрократическую волокиту. Отсутствие образцов документов и несогласованность требований к ним в различных инстанциях привела к тому, что некоторые бумаги пришлось неоднократно переделывать. «Этого можно было бы избежать, если бы все инстанции вначале договорились между собой, что и как делать, а потом уже выдвигали требования к студентам», - возмущается одна из участниц программы.

Имела место и некоторая несогласованность действий главного распорядителя средств - Мин­обра­зования. Лариса Чов­нюк отме­чает: когда в июле она сообщила директору департамента высшего образования МОНМС Юрию Коровайченко об отсутст­вии финансирования по программе, чиновник был этим удивлен.

И еще один пример несогласо­ванности. Кабмин своим поста­нов­лением №546 от 16 мая 2011 г. пре­дусмотрел гибкий порядок оплаты за учебу: либо со счета студента на счет иностранного университета, либо со счета украинс­кого университета на счет иностранного. А свежий приказ МОНМС №905 от 9 июля с. г. требует от рек­торов обязательно заключать договоры между украинс­ким и иностранным вузом. А в уни­вер­си­тетах именно от студентов требуют обеспечить заключение таких договоров как условие оплаты!

Серьезным просчетом является и то, что конкурсный отбор для участия в программе проводится слишком поздно. «Британ­ские и американские университеты требуют подавать заявки на обучение до 1 декабря. Все заявки, поданные позже, они просто не рассматривают, - объясняет Сергей Выжва. - Из-за того, что у нас конкурс проводится в апреле, наши студенты не смогли поехать в университеты этих стран».

Вызывает много вопросов и цель программы. Если речь идет об академической мобильности как одной из составляющих Болонского процесса, то для ее организации необходимо создать определенные условия, в том числе на законодательном уровне - в Законе «О высшем образовании». Для реализации такой мобильности украинские университеты должны иметь автономию. Это способствовало бы эффективному сотрудничеству с зарубежными вузами и организации совместных программ и планов, возможности полного зачисления (а не по отдельным предметам) результатов обучения в партнерском вузе. Если же речь идет о направлении студентов за границу на обучение на магистерских программах, с получением соответствующего диплома зарубежного университета, не совсем понятно посредничество украинских университетов. «Сего­дня сложилась ситуация, когда студент учится одновременно, скажем, на магистерских программах в двух вузах - зарубежном и отечественном. Так в Европе не делается, это нонсенс. Подоб­ная ситуация возможна только при условии тщательной разработки программ двойных дипломов», - отмечает Лариса Човнюк.

Формальный подход к европейским образовательным новациям, непонимание их возможностей и перспектив, помноженные на бюрократизм и неорганизованность, - все это приводит к тому, что отличная и нужная европейская идея превращается для нас в очередную головную боль.

Да и вообще складывается впечатление, что образовательные инновации не являются государственным приоритетом. В прош­лом году (который, кстати, был Годом образования в Украи­не) в госбюджете не хватило 5,4 млн. грн. для полного финансирования программы обучения за рубежом. Однако, как сообщает «Экономи­чес­кая правда», на приобретение сверхсовременных ноутбуков для депутатов Верховной Рады в том же 2011 году нашлись 5,49 млн. грн. И 7,7 млн. грн. на аренду сверхкомфортного президентского вертолета ежегодно находятся...

В начале этого года Николай Азаров заявлял: «Наши финансовые возможности весьма ограничены, но эту программу мы будем наращивать. В прошлом году мы направили на учебу 300 студентов, в этом отправим тысячу, а, даст Бог, в 2013 году - 10 тысяч. Мы обязательно будем эту программу реализовывать».

Обещание премьер выполнил не до конца. Путевки в зарубежные вузы в этом году получили не тысяча, а только 353 человека из 47 высших учебных заведений: 180 студентов, 73 аспиранта и 100 научно-педагогических работников. Мин­обра­зо­вания, как будто не зная о финансовых проблемах, радостно сообщило об этом событии на своем сайте: «Очеред­ные счастливчики отправятся учиться за границу». Но можно ли сейчас назвать этих молодых людей счастливчиками? И все ли, в конечном счете, поедут учиться?

P.S. 16 августа с.г. редакция ZN.UA обратилась в МОНМС с информационным запросом по поводу реализации программы обучения и стажировки за рубежом. В частности, нас интересовало следующее: какое количество студентов, аспирантов уже получили средства на обучение или стажировку? Получили ли украинские университеты средства, которые должны быть использованы на выполнение программы? Мож­но ли считать, что программа уже не выполняется в части финансирования тех студентов, аспирантов и научно-педагогичес­ких работников, которые должны были прибыть в зарубежные университеты в августе? Соответ­ствует ли действительности информация о том, что в 2011 году из-за несвоевременного выделения средств со стороны МОНМС не все участники программы приняли в ней участие?

28 августа мы получили ответ, который, по сути, является повторением общей информации с официального сайта Мин­образования. Ни на один из конкретных вопросов столь же конкретный ответ получить не удалось.