UA / RU
Поддержать ZN.ua

Распродажа имущества университетов?

Какие риски есть в законопроекте, который вскоре будет проголосован в парламенте

Автор: Роман Грищук

В Верховной Раде рассматривают законопроект об эффективном управлении учебными заведениями и государственным имуществом, непосредственно касающийся земли и имущества университетов, что в наших условиях является весьма взрывоопасным.

Как член комитета Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций и вместе с тем мажоритарщик самого студенческого района страны (Соломенского в Киеве), я вижу две проблемы с землей университетов.

Первая. Заведения высшего образования недофинансированы. А значит, университеты не вкладывают деньги в собственное развитие. Строить новые корпуса, общежития, лаборатории, спортивную инфраструктуру обычно не за что. Поэтому дорогие столичные квадратные метры простаивают заброшенными.

Вторая проблема. Эту дорогую землю ректоры университетов отдают за сомнительную выгоду под застройку жилищными комплексами. О том, сколько ЖК появилось на территории заведений высшего образования и сколько университеты за это не получили, я уже рассказывал.

Сейчас в Верховной Раде готовится ко второму чтению законопроект №4486. Он призван решить проблему непрофильного имущества университетов, не используемого для образования и науки.

О чем закон?

Авторы объясняют, что законопроект позволит университетам автономно распоряжаться имуществом. В нем заложена идея продажи заведениями высшего образования непрофильных помещений (пока без земельных участков) и привлечения денег от такой приватизации на развитие заведения.

Дословно новация звучит так: «В случае, если имущество (кроме земельных участков) государственного или коммунального учебного заведения более трех лет с момента сообщения органу управления о прекращении его использования не используется в образовательном процессе, не обеспечивает уставную деятельность и дальнейшее его использование по образовательному назначению не планируется или является невозможным, а другие государственные или коммунальные учебные заведения, учреждения, предприятия и организации на протяжении этого периода не проявили заинтересованности в передаче им указанного имущества, это имущество в установленном законодательством порядке может быть включено в перечень объектов, подлежащих приватизации при условии, что поступления от приватизации такого имущества используются исключительно на образовательные нужды».

Идея интересная. Теперь о рисках

Эта норма закона касается не только университетов. Учебные заведенияэто и школы, и детские садики, и профтехи. Если примем закон, их можно будет приватизировать. Для громад или сел, в которых малокомплектные школы уже были закрыты, — это благо. Появится возможность привлечь средства, а не иметь в селе здание-призрак, с которым ничего нельзя сделать.

Но если речь идет о крупных городах и школах в центре города, эта норма может сработать как соблазн для недоброчестных чиновников. План прост: учеников умышленно переводят из школы в центре, возможно, даже прикрываясь аварийным состоянием помещения, которое специально годами не ремонтируют (так произошло в Киеве со школой №22 и только благодаря родителям не повторилось с лицеем №142), а потом — приватизация и новая «свеча» в центре.

Следующий риск, о котором в своем заключении говорит Научно-экспертное управление Верховной Рады: «…поступления от приватизации такого имущества используются исключительно на образовательные нужды». Эта норма, как бы она ни нравилась всем работникам образования, не отвечает требованиям части 1 статьи 25 Закона Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества», согласно которому средства, полученные от продажи государственного или коммунального имущества, зачисляются в государственный или местный бюджет в полном объеме, кроме платы за участие. Таким образом, университеты могут непосредственно ничего и не получить от приватизации своих активов. Потому что изменения в закон о приватизации не предусмотрены, а если случится коллизия, я уверен, будет использована именно норма профильного закона.

Отдельно стоит вопрос риска отвода земель. В законопроекте исключается возможность передачи земельного участка вуза под приватизацию, но действующее земельное и гражданское законодательство императивно предусматривает переход права на земельный участок в случае обретения права собственности на объект недвижимости на нем (статья 377 Гражданского кодекса Украины и статья 120 Земельного кодекса Украины).

Согласно законодательству, собственник недвижимости получает право приватизировать или использовать землю, на которой недвижимость находится, и землю, необходимую для обслуживания этой недвижимости, на условиях, установленных для предыдущего землевладельца. То есть земля больше не будет принадлежать университету или школе, а полностью перейдет к новому собственнику здания (постановление Большой палаты Верховного суда от 4 декабря 2018 года по делу №910/18560/16).

В первом чтении законопроект набрал 237 голосов. Беспрецедентное доверие к комитету образования и тексту закона. Однако многие депутаты заявляли о возможных рисках.

Пока что законопроект №4466 — как атомная энергия. В умелых руках может приносить пользу, а в руках злоумышленников — разрушить образовательную инфраструктуру, превратить университеты и школы в жилищные комплексы.

На будущей неделе поправки в законопроект рассмотрят в профильном парламентском комитете и зале под куполом. Будем надеяться, что важные замечания законодатели учтут, и это немного сбалансирует риски, содержащиеся в законопроекте.