UA / RU
Поддержать ZN.ua

Путь к качественному высшему образованию

Выше 70% будущих специалистов в университетах овладевают определенной совокупностью знаний, могут их шаблонно применять, но не способны решать незнакомые для них задачи; 20% выпускников украинских вузов очень плохо ориентируются в избранных профессиях из-за собственной небрежности и нежелания учиться.

Автор: Василий Шинкарук

В 2000 г. Украина присоединилась к глобально признанным "Целям развития тысячелетия" и взяла на себя политические обязательства относительно их достижения и реализации до 2015 г. Среди восьми определенных целей второй названо обеспечение качественного образования в течение жизни. Как она реализуется в Украине?

Качество высшего образования рассматривается прежде всего как соответствие реальных образовательных потребностей всех субъектов образовательной деятельности (студента, региональной образовательной системы, государства) получаемому результату. Отсюда вытекают основные показатели качества: удовлетворенность студентов и выпускников уровнем приобретенного образования; конкурентоспособность на рынке образовательных услуг выпускников и высшего учебного заведения, предоставляющего образовательные услуги.

Понятно, что качественный уровень образования дает возможность лучше реализовать себя на рынке труда.По данным Организации экономического сотрудничества и развития, высшее образование в странах Европы повышает уровень доходов дипломированных специалистов не менее чем в полтора-два раза. Отсутствие такой корреляции в Украине накладывает отпечаток на мотивацию студентов при получении высшего образования. Диплом, к сожалению, рассматривается только как формальное подтверждение уровня образования, а не как свидетельство настоящей профессиональной квалификации.

По данным исследования Фонда "Демократические инициативы" им. И.Кучерива, 70,5% респондентов оценивают качество высшего образования в Украине как низкое и среднее. Результаты социологического опроса, проведенные Институтом экономики и прогнозирования НАН Украины, свидетельствуют: свыше 70% будущих специалистов в университетах овладевают определенной совокупностью знаний, могут их шаблонно применять, но не способны решать незнакомые для них задачи; 20% выпускников украинских вузов очень плохо ориентируются в избранных профессиях из-за собственной небрежности и нежелания учиться; 10% - это выпускники, хорошо овладевшие методом самообучения и самосовершенствования.

Эти факты свидетельствуют о серьезной проблеме в Украине. Снижение качества обучения может привести к непризнанию европейским сообществом дипломов наших университетов, которые не смогут пройти внешнюю экспертизу. Как следствие - снижение мобильности украинских студентов и выпускников на европейском пространстве.

Тормозят развитие качества образования и недостаточная сформированность рынка образовательных услуг; нехватка механизмов ориентации на потребности общества; недостаточность научно-информационного и кадрового обеспечения высшего профессионального образования и его инновационной базы.

Только за счет разработки стратегической Государственной программы восстановления профессионального потенциала Украины, а также реализации программы перспективного и текущего прогнозирования потребностей производства в специалистах с высшим образованием и программы информирования населения относительно прогнозных потребностей на рынке труда можно преодолеть существующие противоречия.

На начало текущего учебного года специалистов с высшим образованием в Украине готовили 854 высших учебных заведения всех уровней аккредитации (2,5 млн студентов) и свыше 1000 обособленных структурных подразделений, перенасыщая региональные рынки труда соответствующими специалистами. Такой практики нет нигде в мире, кроме стран СНГ.

Особую озабоченность вызывают обособленные структурные подразделения высших учебных заведений с малочисленными кафедрами по 5-6 научно-педагогических работников, где нет единой научной тематики, а также перспектив создания научных школ и подготовки научно-педагогических кадров. Нагрузка свыше 900 часов, одновременное преподавание одним педагогом по 5-6 дисциплин (иногда неродственных) - так организовывается здесь учебный процесс. Все это происходит на фоне массового дублирования специальностей, и выпускники таких заведений образовывают очереди в местных центрах занятости.

Отдельно следует сказать о высших учебных заведениях со статусом "национальные". Увеличение их количества привело, к сожалению, к нивелированию почетного статуса и создало дополнительную нагрузку на государственный бюджет.

Целесообразно было бы разработать механизм лишения вузов статуса национального в случае несоответствия ему. А также сделать процедуру предоставления статуса открытой и прозрачной, с привлечением просвещенской общественности.

Существует и другой вариант: вообще отказаться от каких-либо статусов и ввести общественное признание учебного заведения по его рейтингу в общенациональном мониторинге качества образования.

Эффективными рычагами влияния на качество образования должны стать лицензирование и аккредитация. Их задача - создать действенные преграды некачественной организации процесса подготовки специалистов. Проблемным вопросом является достоверность и объективность выводов экспертов. Причин этому, по-моему, немало. Это недостаточное знание экспертами нормативной базы, субъективность при оценке уровня обеспечения учебного заведения; определенная корпоративность отношений учебных заведений и членов экспертных комиссий; безнаказанность необъективных проверяющих (при установлении факта сознательной фальсификации экспертом результатов необходимо удалять его из списка экспертов министерства).

Решение проблемы качества высшего образования предусматривает широкий комплекс соответствующих действий. Нужна сильная и последовательная комплексная государственная политика. Отважусь предложить ряд необходимых основных мер по обеспечению качественного образования.

Во-первых, следует реструктуризировать системы средней общеобразовательной профильной школы, профессионально-технического и высшего образования в их тесной взаимосвязи, поскольку возник значительный разрыв между потребностями общества и образованием.

Во-вторых, создать новые стандарты высшего образования, ведь только в таких условиях можно начинать формирование инновационных программ, учебных планов и диаграмм подготовки бакалавров, магистров, докторов и реформирование системы управления в высшей школе.

В-третьих, усовершенствовать трудовое законодательство в соответствии с двухступенчатостью высшего образования (бакалавр-магистр), поскольку в Украине отсутствует согласованность образовательно-квалификационных уровней бакалавра и магистра с требованиями работодателей. А также создать эффективную систему последипломного образования, которая удовлетворяла бы потребностям рыночной экономики.

В-четвертых, устранить существенные диспропорции системы высшего образования и усовершенствовать сеть высших учебных заведений, поскольку массовость высшего образования порождает проблему качества. Эффективным путем к повышению институционной способности заведений относительно осуществления качественной подготовки, достижения критических параметров их основной деятельности, не нуждающейся в дополнительных инвестициях, следует признать концентрацию, укрупнение мелких, неэффективных и бесперспективных заведений, обманывающих и студентов, и родителей, и работодателей, и государство относительно качества своих дипломированных выпускников.

В-пятых, создать независимое агентство по оценке качества образования и проведению сертифицированных образовательных аудитов. Определить его статус, задачи и функции, разграничить полномочия с центральным органом исполнительной власти по формированию государственной политики в сфере образования. Оценка качества образовательной деятельности в Украине должна быть открытой и публичной процедурой, а результаты проверок и мониторинговых исследований должны быть известны общественности, заказчикам и потребителям образовательных услуг.

В-шестых, разработать комплексные критерии оценки качества образовательного процесса.

Решение проблемы качества высшего образования предусматривает широкий комплекс соответствующих действий. Нужна сильная и последовательная комплексная государственная политика, в частности, в перспективном прогнозировании и практическом проектировании национальной высшей школы.

Нет сомнений в том, что только благодаря консолидации усилий государственной власти и гражданского общества, формированию реальной государственно-общественной системы управления образованием можно осуществить реальные и эффективные реформы в образовательной сфере.