UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПТУ на голодном пайке

В разгар аврального бюджетного процесса Минфин искал возможности для экономии и под предлогом децентрализации начал передавать на места все то, что центральный бюджет финансировать не может, в том числе и ПТУ. И теперь, пока возмущенные профтеховцы штурмуют властные кабинеты, чиновники и депутаты пытаются внести изменения в законы, чтобы хоть как-то исправить то, за что сами же и проголосовали.

Авторы: Оксана Онищенко, Юлия Самаева

Ситуация, в которой оказались профессионально-технические учебные заведения (ПТУ), критическая. Нет средств на зарплаты и стипендии, на газ-свет-воду. Ведь теперь они финансируются из местных бюджетов.

В разгар аврального бюджетного процесса Минфин искал возможности для экономии и под предлогом децентрализации начал передавать на места все то, что центральный бюджет финансировать не может, в том числе и ПТУ.

И теперь, пока возмущенные профтеховцы штурмуют властные кабинеты, чиновники и депутаты пытаются внести изменения в законы, чтобы хоть как-то исправить то, за что сами же и проголосовали.

Бюджет-2016 предусматривает, что финансирование профессионально-технических учебных заведений полностью ложится на плечи местных бюджетов. Все без исключения ПТУ Кабмин должен передать из государственной собственности в коммунальную. И что важно, ПТУ областного значения передали на баланс не областей (они финансируют остальные профтехучилища) и не областных центров, а городов областного значения, чьи бюджеты намного скромнее.

Действительно, с точки зрения децентрализации, правильно, что ПТУ находятся на попечении местных громад, т.к. именно там зачастую готовят кадры, нужные в конкретном регионе. Но суть децентрализации в том, что любые полномочия, переданные на места, должны быть обеспечены финансово. Однако в случае с ПТУ это не так.

Во-первых, предложенный подход противоречит самой Концепции реформирования местного самоуправления, которая закрепляет предоставление и финансирование профтехобразования за бюджетами областей, а не городов, что справедливо, ведь ПТУ областного значения готовят кадры для всей области.

Во-вторых, дополнительная нагрузка на местные бюджеты составит порядка 6 млрд грн, а компенсировать ее (согласно ч. 3 ст. 142 Конституции) Минфин не планирует, рассчитывая, очевидно, что местные громады воспользуются дополнительными средствами, полученными после перераспределения налогов.

Но кроме содержания ПТУ, у местных бюджетов немало других затрат: дефицит образовательной и медицинской субвенций в этом году превышает 9 млрд грн, разницу в тарифах госбюджет погашать не будет вообще (почти 12 млрд грн), как и финансировать бесплатный проезд льготников (2,2 млрд грн). Все вышеназванные траты лягут дополнительным грузом на плечи местных громад. То есть их расходы уже растут непропорционально росту их доходов, и они должны будут выбирать между льготниками, больницами, школами и ПТУ.

При этом Минфин предусмотрел норму, запрещающую закрывать или перепрофилировать профтехучилища в течение 2016-2018 гг. То есть на оптимизацию сети рассчитывать тоже не придется, единственный способ сэкономить для городов областного значения, которые ПТУ точно не потянут, - искусственно ограничить набор учащихся. А ведь именно профтехучилища - часто единственное доступное образование для детей из малообеспеченных семей и сирот, которых в регионах и небольших городах куда больше, чем в столице и областных центрах.

Ассоциация городов Украины еще во время бюджетного процесса предупреждала и правительство, и парламентские комитеты о грядущих финансовых потерях для городов областного значения. Но даже если бы им хватало средств для содержания профтехучилищ, сама по себе передача ПТУ из государственной собственности в коммунальную до 1 января 2016 г. - нонсенс. В декабре 2014 г. правительство взялось передавать в коммунальную собственность больницы "Укрзалізниці", этот процесс длится по сей день, весь 2015-й у ведомственных больниц возникали проблемы с выплатой зарплат и оплатой коммунальных услуг. Все это ожидает ПТУ уже в году нынешнем.

По информации Минфина, озвученной на совещании в парламентском комитете по вопросам образования и науки, из 755 ПТУ 419 были переданы именно на баланс городов областного значения. Для 25 из них средства в местных бюджетах вообще не утвердили. Впрочем, это не говорит о том, что оставшиеся 394 утвердили их в достаточном объеме, об этом как раз Минфин умалчивает. Зато вспоминает, что год назад областные бюджеты получили 10% налога на прибыль без дополнительных полномочий, и в крайнем случае эти средства могут быть использованы на нужды ПТУ. Простите, а при чем тут областные бюджеты, если речь о городах областного значения? И какие межбюджетные отношения мы строим, если обязываем область "делиться" с городом, потому что Минфин обсчитался?

В итоге ситуация решилась, Верховная Рада поддержала законопроекты, которые вносят изменения в госбюджет. Финансировать ПТУ будут из бюджетов областей, областных центров, той самой образовательной субвенции, которой уже на всех не хватает и субвенции на подготовку рабочих кадров (которую ранее отменили). А правительство, в свою очередь, приняло постановление, согласно которого, средства на финансирование ПТУ на общую сумму 500 млн грн будут направлены областным бюджетам и далее будут распределяться между городами областного значения, у которых реально ограниченны ресурсы. С миру по нитке… Насколько эти решения удачны - неясно, их финансово-экономического обоснования авторы не предлагают.

И пока разворачиваются реанимационные мероприятия по спасению профтехобразования, многих мучит вопрос: как же так получилось, кто виноват? И вопрос не праздный. Потому что признание ошибок, принятие на себя ответственности - это не только шанс на эффективные решения, но и надежда на то, что подобное не повторится в будущем.

В пылу словесных баталий и обсуждений были озвучены разные варианты ответа на этот вопрос.

Министерство финансов.

По информации ZN.UA, перед принятием бюджета представители Минфина заверяли, что средств на содержание ПТУ хватит. В то же время эксперты сразу говорили о том, что бюджеты небольших городов "не потянут" содержание ПТУ.Поверили мнению Минфина. Положа руку на сердце, иначе и не могло быть, ведь сведение госсметы - это обязанность именно Минфина, а не общественных активистов и работников сферы образования. А Минфин, как часто бывает, посчитал среднюю температуру по больнице, не учитывая, что города областного значения - это и Шепетовка, и Охтырка, и Борислав.

"Хочу предоставить некоторую информацию по поводу ресурсной части доходов местного бюджета: каким образом Министерство финансов выходило с предложением, каким образом было предложено передать финансирование ПТУ на местные бюджеты, - объяснял на совещании в комитете по вопросам образования и науки директор департамента расходов гуманитарной сферы Минфина Роман Ермоличев. - Рост доходов местных бюджетов городов и областных бюджетов в 2015 г. составил 28,1 млрд грн. В следующем году, в связи с изменениями в налоговом законодательстве, прогнозный рост доходов составляет 4,6 млрд грн… По поводу ПТУ. Расчетный объем средств на содержание этих учреждений - 5,8 млрд грн. На сегодня, по мониторингу Министерства финансов, на содержание этих учреждений учтено уже из местных бюджетов 3,9 млрд грн... Не утверждены в местных бюджетах средства на ПТУ по 25 городам областного значения. Из этих 25 городов (я понимаю, что есть проблема, и мы это мониторим ежедневно) есть те, в чьих местных бюджетах действительно не хватает ресурсов для покрытия расходов. Но есть такие руководители регионов, которые принципиально не хотят брать финансирование этих учреждений на местный уровень. То есть это уже ответственность непосредственно городов, а не Министерства финансов. Решением правительства по поручению премьер-министра при МОН создана рабочая группа с участием Министерства финансов, ОГА, городов областного значения, где есть проблемы с финансированием, и под руководством Министерства образования эти вопросы по каждому городу должны быть урегулированы".

Министерство образования. Поскольку проблема возникла в сфере образования, а руководитель МОН - член правительства, которое и вносило бюджет-2016 на рассмотрение в ВР.

Но нельзя сказать, что Минобразования молча наблюдало, как "зависает" финансирование профтехобразования. "Позиция МОН, которая отражена в проектах законов "Об образовании" и "О профессиональном образовании", поданных в парламент, говорит о том, что профессиональное образование должно финансироваться на областном уровне, - сказал на совещании заместитель министра образования и науки Павел Хобзей.- И эту позицию мы постоянно отстаивали. Второе. В проекте базового закона "Об образовании" в ст. 67 министерство предусматривает субвенцию на подготовку рабочих кадров". Правда, в свое время профильный парламентский комитет, сейчас торжественно спасающий ПТУ, завернул все эти законопроекты на доработку.

Не соглашалось Минобразования и с идеей передачи ПТУ в коммунальную форму собственности. И еще в июне заявляло о своих предостережениях, обращалось с соответствующими письмами в разные министерства.

Однако свою долю ответственности за происходящее Минобразования все же признает. "Мы недостаточно боролись. Я это признаю", - сказал на совещании в профильном парламентском комитете Павел Хобзей.

Депутаты ВР.

"Вы создали проблему, - обратился к Министерству финансов депутат В.Литвин во время совещания, - но в том числе и депутаты, голосовавшие за принятие этого позорного бюджета".

Говорить, что представители высшего органа законодательной власти не ведали, за что голосовали, будет преувеличением. Если только они не просто жали кнопки, а действительно читали документы и слышали высказывания экспертов.

Прежде всего, проект бюджета рассматривался в комитетах парламента. И туда же направляли свои замечания эксперты.

Так, Ассоциация городов Украины (спустя два дня после регистрации "бюджетного пакета законов") подсчитала всевозможные потери и обратилась в парламентские комитеты со своими предложениями и, среди прочего, предупреждала о том, что "передача расходов на содержание ПТУ в местные бюджеты осуществляется без предоставления соответствующих ресурсов на их финансирование". Эти предложения были даже обнародованы в СМИ. А вот сами депутаты ни скоростью, ни глубиной анализа не блеснули.

Были и частные обращения к депутатам. Например: "Кабинет министров, а затем и Верховная Рада своим голосованием загнала в тупик профессиональное образование. Этого не произошло бы, если бы все было взвешенно. Я это говорил еще 24 числа, перед самым голосованием, в беседе с Ириной Сусловой, депутатом, которая здесь присутствует. Предостережение было, к которому никто, в принципе, не прислушивался", - говорил на совещании в комитете по вопросам образования и науки Руслан Недашковский, вице-президент Киевской ассоциации профессионально-технического образования.

Ситуация критическая, ее надо срочно "выруливать", просили народных избранников представители профессионально-технических учебных заведений. И последние демонстрировали всяческое понимание, готовность и "глубокую озабоченность". Но иногда и популизм. Куда ж без него.

Владимир Литвин, например, поучаствовал в порке Минфина: "Скажите пожалуйста, вы нашли полмиллиарда гривен на финансирование политических партий (аплодисменты зала! - О.О), а оказывается, что вы не изучили проблему с профтехобразованием!".

Александр Спиваковский, претендующий на кресло министра образования и не упускающий шанса бросить камень в команду конкурента - Сергея Квита, с сарказмом отметил: "Это очень хорошо, что у нас заместитель министра уже знает, что Министерство образования и науки не является департаментом Министертсва финансов Украины". И даже в том, что сам он голосовал за такой вот убийственный для ПТУ бюджет-2016, депутат Спиваковский обвинил Квита: "Нас же министерство уговорило, сказали, что министр проголосовал "за".

Но как бы там ни было, а процесс спасення профтехобразования запущен.