МИНОБРАЗОВАНИЯ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ПРОФЕССОРА И ДОЦЕНТЫ ЗНАЛИ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Каждый, кто претендует на звание доцента или профессора, должен предъявить сертификат международного образца уровня В2 по иностранному языку. Такая идея содержится в новом перечне требований к присвоению ученых званий, предложенном Министерством образования и науки для общественного обсуждения. До сих пор такого требования к соискателям ученых званий не выдвигали.
- Почему вдруг внесли такое предложение? Жили себе - не тужили… - поинтересовалось ZN.UA у первого заместителя министра образования и науки Инны Совсун.
-Сказать, что мы не тужили, было бы преувеличением. Ведь на самом деле в системе высшего образования и науки есть проблемы. И не в последнюю очередь они продиктованы нашей изолированностью от международного контекста. Без международного сотрудничества наука развиваться не может. Чтобы производить современный продукт, ты должен знать, что делают другие ученые в твоей сфере. Поэтому интернационализация образования и науки - не какая-то прихоть министерства, а обязательное условие повышения качества научных исследований. Да, у нас есть группа исследователей, которые читают иностранные публикации, ездят на международные конференции и проводят исследования на мировом уровне. Но она остается оторванной от преобладающей университетской и институтской общественности, которая продолжает находиться в большой изоляции. Мы годами это наблюдали. И сегодня нам нужно выходить на новый уровень интернационализации. Все страны сейчас стараются как можно активнее участвовать в международном сотрудничестве, чтобы развиваться.
- Представьте себе доцента в маленьком провинциальном вузе, который много лет преподавал, наконец-то выполнил все требования для получения звания профессора (публикации в ВАКовских изданиях, монография, загрифованный учебник собственного авторства, аспиранты), и тут на тебе - новость. А он, в отличие от молодых, не может сдать иностранный. Что же, он зря работал?
- Получение ученых званий влечет за собой надбавку к зарплате. Позиция министерства заключается в том, что государственные средства в виде надбавок должны быть предназначены для людей, доказавших высокое качество своей работы. Большинство академического сообщества признает, что публикации в ВАКовских журналах или грифованные учебники не свидетельствуют о качестве. Бесспорно, знание иностранного языка само по себе не является достаточным показателем качества, но даже критики позиции министерства в честной дискуссии признают, что они не знают ни одного хорошего ученого, который бы не владел иностранным языком.
- Международный сертификат по иностранному языку хотят требовать от нынешних доцентов и профессоров или только от будущих?
- На сегодня речь идет о проверке уровня знания иностранного языка у кандидатов на получение ученых званий доцента и профессора. Но важно создать комплексную систему повышения уровня знания иностранного языка с независимой системой проверки, которая должна происходить только один раз за академическую карьеру ученого. Логично, чтобы это подтверждение проходило на этапе поступления в аспирантуру и докторантуру.
- То есть вы планируете внутренний экзамен по иностранному языку превратить во внешний, отвечающий принятым в мире требованиям? То, что часть вузовского сообщества этого боится, свидетельствует о качестве наших внутренних экзаменов. Но, каким бы авторитетным и полезным ни был международный сертификат, экзамен для его получения - платный: примерно 2,5 тыс. грн. Для ученого с невысокой зарплатой это немало.
- Да, мы понимаем. Чтобы не нагружать финансово преподавателей, чьи зарплаты невысоки, МОН сейчас ведет активные переговоры со всеми учреждениями, в которых сдают такие экзамены. Большинство из них готовы, как минимум, предоставить 50% скидки. Более того, мы начали переговоры с представителями бизнеса - работодателями, которые, по крайней мере по отдельным отраслям, готовы спонсировать экзамен по иностранному языку и оплачивать 50% его стоимости.
- Таким образом, если спонсоры поддержат это дело, экзамен на получение международного сертификата может стоить примерно 1,3 тыс. грн. Сегодня в некоторых ведущих вузах столько стоит сдать кандидатский минимум по иностранному языку. Официальная его стоимость колеблется от 500 до 1500 грн. Конечно, платят не все, а только "чужаки" из других вузов. А взятки и от своих, и от чужих за сдачу экзамена по иностранному языку, по неофициальной информации, могут составлять от 100 до 300 долл. За эти деньги можно даже заочно получить оценку. Или узнать содержание заданий.
- Независимая система проверки знаний по иностранному языку как раз и поможет бороться с такими позорными явлениями. Давайте откровенно скажем, что возможности для коррупции создавали и некоторые требования к соискателям ученых званий. Такие как наличие ВАКовских публикаций и грифованных учебников. Неофициально за это часто приходилось платить. Но тогда никто не возмущался. Теперь эти требования исчезли. Учитывая провозглашенный курс на повышение качества высшего образования, нам нужно было продумать критерии, которые в определенной степени будут свидетельствовать о качестве научной деятельности, стимулировать к развитию, а не к консервации статус-кво. И ключевым здесь является переход от требований ВАКовских публикаций к требованиям публиковаться в журналах, которые фиксируются в международных наукометрических базах. ВАКовские журналы давно скомпрометировали себя. Несмотря на то, что там появляются достойные публикации. Нужно двигать нашу науку в другом направлении. Публикация в международных наукометрических базах - это теперь обязательное требование к ученым во всех развитых странах. В начальной версии нашего проекта постановления были указаны две базы - Scopus и Web of Science. Но в процессе общественного обсуждения решили существенно расширить их перечень.Ведь эти ресурсы в большой мере сконцентрированы на естественных науках.
Говорят, что требованием публиковаться в журналах, входящих в международные наукометрические базы, мы убиваем наши научные журналы. Но это не так. Ведь наши журналы тоже могут попасть в эти базы. Конечно, к этому придется приложить усилия, подтвердить качество наших изданий, в том числе ввести независимое рецензирование. Это должны быть журналы другого качества, другого уровня, чем те, которые у нас были до сих пор. И это возможно. В Scopus сейчас есть 16 украинских журналов.
- Если требуются публикации в журналах, которые фиксируются в международных наукометрических базах, зачем еще и международный сертификат по иностранному?
- Публикации в международных базах могут быть написаны и на украинском, и на русском языках. В Scopus попадаешь, если выполняешь определенный перечень требований. Наши журналы по истории Украины могут читать, например, исследователи в Канаде или Штатах.
- Публикации в таких журналах платные?
- Далеко не всегда. Есть много журналов, которые дают возможность публиковаться бесплатно. Нашим ученым надо мобилизоваться, найти журналы, в которых можно разместить публикации, или зарегистрировать свои журналы в международных базах. А для этого повысить их уровень и, как минимум, поинтересоваться тем, что делается в других журналах. Понимаю, что это будет означать переформатирование работы университетов, но иного пути у нас нет.
- Таким образом, новации станут своеобразной прививкой от аутизма вузовской науки. Болезненно, но полезно.
- А куда нам деться? Что же, мы и дальше будем сидеть в изоляции?
- Новые требования к ученым званиям, среди которых - и иностранный язык, нужны. Они могут стать фильтром, который очистит научное сообщество от ила. Липовые "проффесора" - это уже даже не смешно. Но одного шага, хотя и действительно важного, для этого мало. Нужна государственная стратегия. Сын моих знакомых смотрит канал Discovery и мечтает стать ученым. Потому что на американском ТВ - это крутой парень, повелитель сложных механизмов и загадок Вселенной. А не измученный лекциями и бумажками человек в троллейбусе с тремя копейками в кармане. Понятно, здесь завязаны в один узел многие проблемы. И далеко не все они в компетенции министерства. Но начинать с чего-то нужно.
- Да, нужны наши шаги как исполнительной власти. И мы уже начинаем их делать. Нужно понимание и желание изменений в этой сфере на государственном уровне, в законодательной ветви власти. Нужно, чтобы государство, общество повернулись лицом к науке. И осознали, что она не нахлебник, на которого постоянно не хватает денег, а мощный инструмент развития. Но для этого должно активизироваться само академическое сообщество, показав новые стандарты качества в работе. Большими усилиями отдельных людей определенный уровень науки и образования удалось удержать, однако, к сожалению, и в обществе, и во многих органах государственного аппарата, и на международном уровне репутация высшего образования и науки значительно ниже, чем нам хотелось бы.