Много сломано копий вокруг будущего преобразования Украины. Каждая партия или претендент на президентскую булаву перед выборами провозглашают свое видение общественного развития. Но со временем штормы мелкопартийных распрей заставляют политиков забыть о стратегических планах и обещаниях. Не сформированы цели и задачи национальной идеи, патриотического воспитания. Украина уже два десятилетия топчется на месте, социально-экономический потенциал исчерпывается, запас прежней экономической прочности бездарно растрачен.
Выигрывай - не работай?
Надежды многих реформаторов начала эры независимости на то, что все в жизни страны, и даже в гуманитарной сфере, отрегулирует рынок, не оправдались. Расчет на возвращение в жизнь религии, которая, кажется, нашла общий язык с сильными мира сего, а не с теми, кто сейчас страдает и нуждается в поддержке, на ее ощутимую воспитательную роль остались не реализованными. В результате - разгул бездуховности, потребительские настроения, армия наркоманов и беспризорных, миллионы безработных.
Смотрите: у нас ежегодно около 150 тыс. вакансий и вместе с тем - свыше 1,4 млн безработных! Немногие рвутся работать строителем, каменщиком или сварщиком. В селах фермеры не допросятся работников для сбора овощей или фруктов. Многим выгоднее спокойно получать минимальное пособие по безработице, чем работать в поле. Появилось много людей, особенно среди молодежи, которые просто не хотят и не умеют работать. Новейшие сельские пролетарии Лушня, Матня и Пацюк со страниц романа Панаса Мирного "Хіба ревуть воли, як ясла повні?" стали сегодня реальностью. Беспросветность и бесперспективность разрушают наши национальные черты - трудолюбие, взаимовыручку, коллективизм. К этому подталкивают и всякого рода телешоу наподобие "Выиграй миллион". Выигрывай - не работай! А ведь труд для украинцев во все времена был не только средством выживания, но и моральной категорией. Ленивого, вора и лжеца в народе не любили и высмеивали.
Поражает привычка многих жить в грязи, в итоге - запущенность наших городов, сел, жилищ. Как ни досадно говорить, однако даже некоторые школы и детские сады, дома культуры, университеты не всегда являются образцами культуры. Сорняки на улицах в селах, дворах, грязь, горы бытового мусора, разбитые дороги - все это вызывает у человека апатию, порождает бескультурье, влияет на профессиональные качества работников. Когда-то царь отправил графа Льва Толстого в Европу изучить, как работает тамошняя школа, в чем секрет ее успеха. Почти полгода молодой Толстой изучал деятельность зарубежной школы и пришел к выводу, что образование в Европе такое же несовершенное, как и в России. Но откуда же тогда берутся знаменитая немецкая производственная дисциплина и швейцарская точность? Граф Толстой увидел секрет в том, что везде существует традиция: после школы дети идут к родителям на мануфактуры, в лавки, музеи и учатся там технологиям, дисциплине, аккуратности.
Будущий писатель сделал вывод - учит не так школа, как сама жизнь. Чему научат грязные подъезды, разбитые дороги и фонари, темные улицы, ободранные стены и сломанные лифты? Чего стоят замусоренные лужайки всех лесов и лесополос, куда выбрасываются тонны бытового мусора, возле которого каждый день ходят дети, родители и, кстати, те же лесники.
Возрождение
начинается в семье
Считаю, что главная проблема Украины - в нравственно-духовном упадке, потребительских настроениях, терпимости к политикам-лжецам, ворам, отсутствии у многих желания быть хозяином на своей земле, у молодых - привычки трудиться, в отсутствии справедливого вознаграждения за честный труд.
Убежден: никаких положительных изменений в Украине не будет без формирования четких целей развития страны, изменения воспитательных устоев, личного примера лидеров страны. Вспомним, как мы в свое время работали дома, в школьных мастерских, на опытных участках, колхозных полях, в учкомбинатах. Как гордились успехами страны в космосе, подвигами полярников, достижениями ученых, рекордными урожаями. В моем селе на Кировоградщине когда-то всюду были цветы, проложенные тротуары, а сегодня - сорняки и упадок.
Наверное, возрождение Украины следует начинать с изменения отношения к детям в семье, к организации семейной усадьбы, системной работе по наведению порядка на всей территории Украины, в т.ч. и в подъездах, каждой квартире или доме, на придомовых территориях, улицах, в парках и скверах, а также на производстве. Выдающийся украинский педагог Александр Захаренко заметил: "Мы привыкли жить в грязи", - и боролся с этой привычкой, подавая пример, как ее преодолеть.
Хозяин своей земли
Безотлагательно должны быть разработаны несколько национальных проектов, и среди них главный - "Я - хозяин своей земли". Его необходимо начать с разработки новой системы, изменения подходов к воспитанию ребенка в семье. Педагоги и психологи должны, с учетом возрастных особенностей, национальных традиций, подготовить перечень задач, упражнений, занятий, учебников и пособий для детей и родителей. Ученые академии педнаук, педуниверситетов и училищ призваны, наконец, опуститься на грешную землю и, засучив рукава, вместе с учителями организовывать это дело на практике. При этом детская посильная работа, физическая культура и спорт должны стать обязательными в семье, хорошей и доброй привычкой, положительно влияющей на здоровье детей. Привычка трудиться, воспитание аккуратности, способности осмыслить значение того, что делаешь, гордости за сделанное - вот главные задачи для ребенка на этом этапе.
Аналогичные задачи нужно решить и в детских садах. Набор игр, в т.ч. и компьютерных, разработка детских развивающих конструкторов, участие в уборке территорий, помещений, прививание привычки трудиться, поиск лучших моделей деятельности, разработка развивающих учебных социально-экономических игр и т.д. - вот неполный перечень задач перед дошкольным образованием. На это государство не должно жалеть денег.
В почете должны стать уроки труда, а точнее - уроки хозяйствования. Все это требует новых научных идей, разработки программ, оборудования. Без этого не будет нового украинца - патриота, хозяина своей земли. Смотрите - производительность труда одного украинца, качество его работы в разы ниже, чем у поляка, не говоря уже о немце или японце. Разве наша страна в таких условиях выйдет когда-нибудь из кризиса?
Убежден, что при обновлении обучения и воспитания, его связи с практикой, бизнес, особенно крупный, вложит в этот проект деньги. Выгода очевидная. Воспитание трудолюбия, уважения к старшим, разумного ограничения потребления, доброты, культуры, уважения к труду, национальным традициям, воспитание национальной гордости, дисциплины, привычки трудиться - вот это и будет составляющей национальной идеи.
Нужен новый Учитель
Существенного обновления требуют учебные планы и программы учреждений педагогического образования. Необходимо преодолеть снобизм отдельных ученых, педагогов, "продавивших" в последние годы изучение многих тем и предметов, не нужных детям и обществу. К сожалению, продуктивный труд, производственное обучение ушли из многих школ. А в той же Германии свыше 80% детей обязательно проходят профессиональную рабочую подготовку. Речь не о возврате к старому, а о современных методах освоения новых технологий, о том, чтобы научить детей заботиться о себе.
Учеными доказано, что человек, который имеет хорошую координацию движений и может мастерить, лучше воспринимает абстрактные вещи, математику, физику. Об этом в своих работах писал и Василий Сухомлинский, существенно повышавший, с помощью специальных уроков и упражнений, способность к обучению даже умственно отсталых детей. Активно способствует умственному развитию детей и игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка и т.д. Это требует нового качества - как школы, так и внешкольного воспитания. Отсюда - требует качественных изменений и подготовка учителя. Особенно ее практическая составляющая. А как это сделать на абсолютно отсталой материально-технической базе педвузов? Кто же поможет нашему государству, детям, как не учитель? Пришло время ввести психолого-педагогический отбор будущих преподавателей. Вспомним: в чем был секрет воспитательной системы Антона Макаренко? Не в принуждении и дисциплине, а прежде всего в педагогическом творчестве, мудром объединении образовательного и производственного процессов, использовании воспитательной роли коллектива.
Целесообразно было бы поручить коллективам строительных университетов спроектировать территории всех типов учебных заведений - от детского сада, школы, ПТУ до вуза. Пусть студенты, выпускники школ сделают конкретные проекты озеленения, организации территории, реконструкции или ремонта своей родной школы. Это следует делать с учетом природно-климатических условий. Сегодня у нас много специалистов по садово-парковому искусству, а украинского Версаля как не видели, так и не видим. Вместе с тем в большинстве школ не увидите опытных участков, красивых клумб, деревьев, нет сказочных мини-парков. А за примером ходить есть куда - посетите хотя бы бывшую школу Александра Захаренко в селе Сахновка на Черкасщине с ее 20 гектарами отлично благоустроенной территории. Есть и много других замечательных примеров.
Почему бы правительству не вернуться к государственной программе "Школа будущего", где можно было бы отработать самые современные подходы к обучению и воспитанию детей, сохранению их здоровья, стимулов деятельности педагогов?
Страна без патриотизма - страна без будущего
Перед страной, ее элитой лежит нетронутый пласт формирования у молодежи и всего общества патриотизма, уважения к стране, ее культуре и истории. Следует охладить, изменить ориентиры на непомерное обогащение, раз и навсегда осудить демонстративное богатство, решительно преодолеть социальное неравенство. Без этого качественных изменений не будет.
Нельзя бесконечно "педалировать" темы, растравляющие души людей. Пусть ломают копья вокруг щекотливых тем ученые. Правильно писала Лина Костенко, что каждой наций есть за что посыпать голову пеплом, но только не надо этим пеплом запорашивать глаза следующих поколений. Не надо чернить все прошлое. Поскольку на мерзлоте критики никогда не вырастет дерево государственности. Получим только мертвый столб псевдодемократии и олигархии. В свое время коллектив Института украиноведения Минобразования начал разработку национальной программы воспитания детей. Была утверждена концепция, началась разработка методик, подбор воспитательного инструментария для каждой возрастной группы, класса, курса. Пусть сейчас попробует выпускник педвуза организовать какой-либо вечер или праздник в своем крае, провести беседу с воспитанниками. Где брать материалы? Их нет! А такая работа крайне нужна, и к ней надо приобщить ученых-историков Национальной академии наук, преподавателей университетов, лучших учителей-новаторов. Гуманитарии Украины задолжали своему народу, часто работают на свисток, стали некой "вещью в себе". И, в конце концов, когда-то эта армия гуманитариев должна же поработать на интересы общества, сконструировать, по совету Лины Костенко, главное зеркало, гуманитарную ауру нации, комплекс гуманитарных наук с литературой, образованием, искусством, который ныне давно устарел.
Огромная ответственность, неиспользованный ресурс и у украинских журналистов, электронных СМИ, интернета. Они на века вперед задолжали своему народу, полностью коммерциализировались. Пропаганда потребительских настроений, обожествление культа богатства, насилия, сексуального бескультурья уже дало свои отрицательные плоды. Журналистам нельзя оставаться в стороне от воспитания молодежи, патриотизма и ощущения хозяина, формирования нравственно-духовного лица народа. Специальные познавательные и воспитательные программы, дискуссии, распространение мирового опыта должны стать правилом на каждом канале. Это следует законодательно закрепить. Смотрите - правительство президента США Обамы только на нынешний год выделило 4 млрд долл. на подготовку специальных электронных игр для развития естественно-математических способностей детей. А мы - что?
Украина состоялась как государство, обрела внешние атрибуты, но не произошло обустройство и развитие внутренней жизни, мы не являемся однородным народом, одной нацией. Противостоять жесткому глобальному миру, конкурировать с развитыми странами очень трудно. Разъединенный народ, враждующие элиты, люмпенизированное общество, молодежь без идеалов и убеждений, без умения трудиться, обеспечивать и приумножать достойную зажиточную жизнь не смогут. Вспоминаю, как во время акции "Украина без Кучмы" президент Польши Александр Квасьневский показал в Варшаве делегации из Украины круглый стол, за которым во времена Пилсудского, Ярузельского политики Польши находили компромисс. Считаю, что таким условным столом украинского примирения и расцвета могут стать упомянутые выше проблемы. Над этим мы вместе должны задуматься, а затем приниматься за эту тяжелую, но крайне необходимую работу.