Вступительная кампания-2017 запомнилась не только проблемами с ЕГЭБО, но и тем, что в ней было как никогда много разных наслоений на результаты ВНО (не только дополнительные баллы за подготовительные курсы, олимпиады и МАН, но и коэффициенты, на которые умножался конкурсный балл поступающего). Оправдали ли они себя?
Аналитики центра CEDOS провели экспресс-анализ результатов вступительной кампании-2017, изучив данные Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) и Единой государственной электронной базы по вопросам образования (ЕГЭБО). Из этого исследования вытекает несколько выводов.
Первый: сельский, отраслевой и региональный коэффициенты не выполнили возложенных на них задач. Они не оказали такого большого влияния при поступлении, как ожидалось, и не смогли улучшить качество набора абитуриентов.
Сельский коэффициент.Его вводили для того, чтобы поддержать детей из села, у которых зачастую нет возможности получить качественное образование. Но, по данным CEDOS, этот коэффициент прошел мимо большинства сельских детей. Прежде всего потому, что 55% выпускников сельских школ даже не пытались поступать в университеты: кто-то не одолел ВНО, кто-то поступал в колледжи, техникумы и профтехучилища, а кто-то просто никуда не поступал. Следовательно, этих детей никто никак не поддержал?
Подали заявления на поступление 28 тыс. выпускников сельских школ. Из них 38% не смогли набрать необходимого количества баллов, и двери университетов остались для них закрытыми. 23% абитуриентов из села смогли поступить на бюджет и 36% - на контрактную форму обучения без помощи сельского коэффициента. И только для 800 сельских выпускников сельский коэффициент сыграл роль во время поступления - без него они не преодолели бы проходной барьер на бюджетную форму обучения. Поскольку ВНО сдавали 65 тыс. сельских школьников, то информация о поддержке государством 800 из них не вдохновляет. Эксперты давно говорят, что поддерживать более слабых абитуриентов надо не во время поступления, а перед ним. Надо дать возможность сельским детям подтянуть свои знания, например на бесплатных курсах. Выделить им на время курсов общежитие и стипендию.
Региональный коэффициент. Главная его задача провозглашалась следующим образом: сбалансировать количество поступающих по всем регионам Украины. На самом же деле этот коэффициент был более выгоден не абитуриентам, а региональным вузам, поскольку должен был спасти их от голода: ведь крупные города с авторитетными университетами высасывают лучших абитуриентов из регионов. Государственный же заказ (а следовательно, и финансирование) в результате широкого конкурса идет в те университеты, которые выбрали поступающие.
Поэтому в Киеве региональный коэффициент составлял 1, т.е. конкурсный балл поступающих совершенно не менялся. В Днепре, Львове, Одессе и Харькове он был несколько выше - 1,01. В Донецкой и Луганской областях и перемещенных вузах - 1,03. В остальных регионах - 1,02.
Но от регионального коэффициента выиграли не те, кто на него надеялся, замечают аналитики CEDOS. Скорее всего, этот коэффициент, независимо от его величины, действует и будет действовать большей частью в пользу популярных университетов. Данные исследования показывают именно такую картину. Больше всего бюджетных мест региональный коэффициент принес таким мощным университетам, как ЛНУ им. Франко (223), ХНУ им. Каразина (165) и ЧНУ им. Федьковича (147). Черновицкий университет благодаря региональному коэффициенту получил аж 17,5% своего набора бюджетников.
По данным CEDOS, самыми крупными донорами абитуриентов, поступивших на бюджетные места в университетах "на чужбине", стали Кировоградская, Ровенская, Черкасская, Хмельницкая и Житомирская области. Из этих областей выехали на обучение и стали студентами в других регионах 60–70% выпускников. Из Киевской области выехало 90% выпускников, что и понятно, ведь рядом - Киев с очень мощными вузами, с которыми региональным учебным заведениям конкурировать трудно.
Меньше всего будущих студентов-бюджетников выехало из Киева, Харьковской, Одесской, Львовской и Черновицкой областей, ведь в этих регионах есть немало авторитетных вузов, а в Черновцах - крупный классический и медицинский университеты.
Несмотря на то, что региональный коэффициент при поступлении в киевские вузы был самым маленьким и фактически ничего не изменял в конкурсном балле, многие абитуриенты из других городов все же поступали в столице. По данным CEDOS, киевские университеты стали самыми большими реципиентами абитуриентов. А самыми крупными донорами поступающих стали для них, кроме самого Киева и Киевской области, соседние области - Черниговская, Черкасская, Житомирская. Меньше всего в Киев едут из Харьковской, Одесской, Львовской и Черновицкой областей. Из этих регионов вообще мало абитуриентов выезжает на обучение в другие области, ведь здесь есть немало своих крупных университетов, объясняют авторы экспресс-исследования.
Отраслевой коэффициент должен был поддержать абитуриентов, решивших поступать на естественно-технические специальности. Он применялся только в тех случаях, когда эти специальности были для абитуриента первым приоритетом. Предполагалось, что это также повысит качество набора студентов.
Но на указанные специальности выделялся относительно большой госзаказ, что облегчало поступление. Поэтому отраслевой коэффициент был нужен незначительной части абитуриентов, отмечают эксперты CEDOS. По данным исследования, с присвоением отраслевого коэффициента на бюджетные места было зачислено 9 тыс. 386 абитуриентов. Из них всего
957 человек не стали бы студентами без применения коэффициента. Поскольку на бюджетные места дневной формы обучения на бакалаврат на условиях широкого конкурса было зачислено всего 32 тыс. 446 чел., следовательно, благодаря эффекту отраслевого коэффициента смогли поступить только приблизительно 3% поступающих. Больше всего абитуриентов с отраслевым коэффициентом поступило на специальности "Транспортные технологии", "Речной и морской транспорт", "Агрономия" и "Пищевые технологии". На специальностях "Речной и морской транспорт", "Биотехнологии и биоинженерия" абитуриенты, зачисленные благодаря отраслевому коэффициенту, составляют свыше 20% от объема государственного заказа.
"Коэффициенты не выполняют возложенных на них функций, поскольку проблемы, которые они пытаются решить, лежат глубже, - говорит Егор Стадный, ведущий аналитик CEDOS. - Это преимущественно качество среднего образования. А касательно регионального коеффициента - еще и общественное доверие к университетам и качество высшего образования".
Вывод второй.Дополнительные баллы за подготовительные курсы, олимпиады и МАН дали, скорее, положительный эффект, считают аналитики CEDOS. Они не искажают конкурс, но популяризируют непопулярные специальности и подтягивают уровень знаний (курсы), а также стимулируют к участию в олимпиадах и конкурсах (олимпиады и МАН).
Дополнительные баллы за подготовительные курсы. Их могли получить только абитуриенты, которые успешно завершили подготовительные курсы при вузах и поступали на инженерные, естественные, математические, технологические, педагогические и аграрные специальности. По информации CEDOS, баллы за подготовительные курсы помогли стать студентом каждому пятому из тех, кто их получил. Остальные поступили бы и без указанных баллов. В абсолютных цифрах это выглядит так: 1 844 абитуриента, зачисленных на бюджетные места, получили дополнительный балл за подготовительные курсы. В то же время он помог лишь 350 абитуриентам, которые без него не преодолели бы проходной барьер. Поскольку по широкому конкурсу на бюджетные места дневной формы в целом было зачислено 32 446 чел., можно сказать, что благодаря баллу за подготовительные курсы проходной барьер преодолели немногим более 1%.
Баллы за участие в олимпиаде или МАН. На них могли рассчитывать призеры Всеукраинских олимпиад и Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ Малой академии наук.
По данным CEDOS, только 17% олимпиадников и МАНовцев нуждались в дополнительных баллах, чтобы стать студентами. В абсолютных цифрах это выглядит так: 519 абитуриентов, зачисленных на бюджетные места, получили дополнительные баллы за олимпиады или МАН. Из них 89 абитуриентов не преодолели бы проходной барьер без этих дополнительных баллов. Большинство из них поступило на факультеты международного права, международных отношений, международных экономических отношений (54 поступающих из 422 мест этой отрасли) и права, где проходной барьер был самым высоким - 189–194 балла. Остальные 430 поступающих попали бы на бюджет и без дополнительных баллов за олимпиады и МАН.
Вместо послесловия. Недавно Министерство образования обнародовало для обсуждения проект Условий приема в высшие учебные заведения на 2018 г. В нем предлагается сохранить все коэффициенты и дополнительные баллы. Но есть любопытная новость насчет регионального коэффициента. Раньше он был самым высоким только в Донецкой и Луганской областях и перемещенных вузах. Теперь к этому перечню хотят добавить еще и Николаевскую, Херсонскую и Запорожскую области. Немного подняли региональный коэффициент для Одесской области.
Нужны ли при поступлении какие-то дополнительные баллы и коэффициенты? Или же оно должно проходить исключительно по результатам ВНО? Вопрос дискуссионный.