UA / RU
Поддержать ZN.ua

Посткарантин. Есть ли план для школ?

Директор школы о стратегии, которой в стране пока нет

Автор: Ирина Чернилевская

Модели, гарантирующей в школах стопроцентную безопасность от возможности инфицирования COVID-19, нет. Но это не означает, что можно позволить себе бездеятельность и полный фатализм. Да и шаблонные схемы здесь не пройдут, нужны взвешенные системные решения, причем на вчера. Если мы начнем готовиться к новому учебному году в августе, нам будет мало 24 рабочих часов в сутки… Поэтому, возможно, где-то провокационно, где-то остро, где-то фантастично, а где-то очень прагматично и реалистично, но именно сейчас надо размышлять о том, каким будет Первое сентября.

Дискуссии об этом ведутся давно. А недавно парламентский комитет по вопросам образования, науки и инноваций обсуждал предложения МОН и главного санитарного врача относительно этого.

Проанализируем эти предложения.

В зависимости от эпидемической ситуации, Украина будет делиться на четыре зоны: «зеленую», «желтую», «оранжевую» и «красную». Образовательный процесс в учебных заведениях будет запрещен только в «красной» зоне. В сообщении профильного комитета указано, что наиболее возможным станет сценарий, по которому обучение будет проходить в смешанной форме — и дистанционно, и в учебных заведениях. Это вызывает кучу вопросов. Говорят, дополнительное финансирование при таком решении не нужно. Но если это так, то вопросов возникает еще больше, потому что без дополнительных средств организовать учебу по рекомендациям МЗ невозможно.

Чтобы избежать скопления детей в школе, предлагается разграничить потоки школьников в зависимости от их возраста. Помещение гимназии, где я директор, имеет шесть входов, что позволяет еще на пороге развести потоки учеников. Но мы должны понимать, что через какие бы двери дети ни входили в школу, они все равно будут в одном коридоре. Начальная школа в нашей гимназии расположена в отдельном крыле. Но дополнительный фактор риска — наличие большого количества братьев-сестер, и часто это пары или тройки учеников, из которых один ребенок учится в начальной школе, а другой — в старшей. При инфицировании семьи (а в моей школе 523 ученика — братья-сестры) риски распространения заражения на начальную и старшую школу возрастают. И разные входы в таком случае проблему не решат. Но от этой меры отказываться все же не будем.

Приоритетом должно стать соблюдение социальной дистанции и использование средств индивидуальной защиты (при определенных условиях).

Конечно, это важно, но это вызов для перегруженных городских учебных заведений. Например, уменьшить количество учеников в нашей гимназии невозможно. Метраж кабинетов — 48,6–49,5 кв.м, среднее количество учеников — 33. Можно применить модель разделения на две, а лучше — на три группы по 11–12 учеников. Но это будет требовать дополнительных помещений и изменений в фонде заработной платы. Возможно, придется организовать учебу в две смены, а для этого придется найти дополнительные средства на зарплату учителям. Проблема в том, что система оплаты рабочего времени учителя несовершенна. Она вырастила учителя-урокодавателя, и теперь это станет главным камнем преткновения.

Нам может не хватать учителей. Они не могут раздвоиться и проводить урок одновременно в разных группах. Особенно, если у учителя большая нагрузка — например, 25 уроков в неделю. Разделите каждый класс на две-три группы, это же сколько уроков получится? Кроме того, надо будет внести изменения в постановление Кабинета министров, которое не позволяет финансировать классы, где учится меньше 20–25 детей (старшая и средняя школы соответственно).

Нам может не хватить учебных кабинетов. Есть небольшой ресурс: кабинеты английского языка, информатики, специализированные кабинеты. При острой необходимости — спортивные залы, актовый зал и библиотеку можно переделать согласно требованиям образовательной аудитории. Кабинетной системы на этот период, по моему мнению, может не быть.

При учебе в две смены нас ждут и другие вызовы: сложность с составлением расписания, позднее начало занятий (ведь между сменами необходима тщательная уборка аудиторий и мебели с дезинфекторами). И здесь очень остро встанет вопрос уборщиц. Считаю, что система оплаты уборщиц в период карантина нуждается в изменении. Иначе все меры защиты останутся на бумаге.

Конечно, для работающих родителей болезненным является вопрос группы продленного дня (ГПД). Решить его будет чрезвычайно сложно. Здесь тоже есть модели и поле для раздумий. Группы могут быть (при двухсменке — утром), но также при условии не более 10–15 человек. И кружки, и спортивные секции как необходимая сфера развития тоже должны работать, но по соответствующим санитарным правилам.

Предполагается, что полностью дистанционная форма обучения для младшей школы применяться не будет, поскольку признана неприемлемой.

Понимаю, что, как бы я этого ни хотела, вывести всех учеников моей школы на очное обучение с 100% сохранением образовательной программы будет сложно — не хватит ресурсов. Поэтому, думаю, без определенных «жертв» этот процесс не пройти. Если этого будет требовать эпидемиологическая ситуация, с целью уменьшения очного обучения, возможно, придется перевести на дистанционную форму некоторые уроки наподобие музыки, изобразительного искусства, трудового обучения. Простите меня за это предложение… Список можно продолжить, ведь в средней и старшей школе в этот перечень могут попасть и литература, и история… Есть таблица сложности предметов, ее активно используют заместители директоров школ, составляя расписание. Учебные предметы можно исключать из списка очных по «рейтингу сложности», что видно из этой таблицы. Последними, кого будут переводить на дистанционку, если этого потребует эпидситуация, станут математика, физика, языки, информатика.

По моему мнению, ученики 9–11 классов, если это будет необходимо, могут вообще учиться дистанционно, но с индивидуальными очными консультациями и контрольными работами.

Рекомендовано проведение отдельных видов занятий на свежем воздухе.

Это хорошая идея. И не надо сразу критиковать: «Это не уроки, а цирк!». Не хочу долго дискутировать, но почему уроки в уличной аудитории сразу ассоциируют с математикой? А курсы начальной школы «Я в мире»? А музыкальное искусство? Я самая проводила в уличной аудитории нашей гимназии итоговый урок для 11-х классов на тему «Страны Востока» с чайной церемонией. А уроки-практические занятия? Но мы понимаем, что с осенним похолоданием проводить такие уроки на улице будет сложно.

Можно с определенными модуляциями рассматривать модель, по которой дети ходят в школу через день (или через неделю) — день очно, день дистанционно. Но это не полный образовательный компонент. Такая форма позволяет реализовать основное требование карантина: организовать учебу так, чтобы за партой сидел один ребенок. И это тоже достойная модель, ставящая в качестве приоритета обучение. Она уже апробирована в частных заведениях и не нуждается в средствах.

Не секрет, что в областях нет такой проблемы перегруженности школ, как в столице, поэтому там обеспечить социальную дистанцию легче. Но в областях другой вызов: как перевезти в закрытом школьном автобусе разновозрастных учеников и сохранить их здоровье.

В целом принятие решений по моделям работы во время карантина я бы делегировала директорам школ. Это позволит гибко и быстро реагировать на ситуацию. Возможно, следует также задать вопросы родителям и предложить им сделать свой выбор между очным и дистанционным (фактически, самостоятельным, семейным) обучением, то есть разделить со школой ответственность и риски.

Важное значение приобретают средства индивидуальной защиты — маски, санитайзеры, защитные щитки. Вывести гигантские школы на учебу в сентябре без ограничительных мер (реальных, не декоративных) — это опасность положить в больницы родителей, дедушек и бабушек. Только найдутся ли у местной власти средства на то, чтобы обеспечить ими школы в полной мере? Ведь карантин будет продолжаться не месяц и не два.

На заседании парламентского комитета также шла речь о том, чтобы учебные заведения закрывались на карантин на 14 или 7 дней. При этом еженедельные тесты для учителей не предполагаются.

Этот вопрос остается полем для дискуссии. Считаю, были бы целесообразны ежемесячные тесты для учителей или экспресс-тесты.

Справедливо, что на случай возникновения инфекции у учителя или у кого-то из учеников, группа, где он учился или работал, на 14 дней уходит в режим дистанционного обучения (а семья — в режим обсервации). А это тоже работа с половинками классов. Это ставит вопрос оплаты труда учителей и дополнительных «заморочек» с расписанием.

Очевидно, что нужны изменения и нестандартные решения. Очное обучение в период карантина возможно, но стоит вопрос полномочий и финансов. И это не такие уж неподъемные средства. Было бы желание… К тому же важна не имитация обучения и карантина, а реальный образовательный процесс в условиях реального карантина. Потому что недаром говорят, что школа без детей — это помещение!

В сообщении профильного парламентского комитета указано, что окончательное решение о том, какой будет учеба с 1 сентября и ее подробности, примут на следующем заседании Кабинета министров. И, чтобы мы ни думали, основные правила определит МЗ регламентом для работы образовательных заведений в период карантина. Ну что же, будем ждать.