UA / RU
Поддержать ZN.ua

Последний самурай

Как директор львовской школы "нарубил" денег на ремонт.

Автор: Виктор Громовой

Поборы в школах, часто замаскированные под благотворительные взносы, уже стали едва ли не самым острым обсуждаемым вопросом. "Сдайте деньги на занавески (краску, новые замки или двери и т.п.)" - такими сообщениями пестрят родительские чаты. С одной стороны - да, это ненормально. Государство должно достаточно финансировать школы. С другой - часто школам средств не хватает, и их директора оказываются между молотом и наковальней: надо искать средства на развитие школы, но так, чтобы не брать их из родительских карманов. Сколько коррупционных скандалов вспыхнуло из-за непрозрачного использования родительских взносов! Следовательно директор школы должен быть не столько хорошим учителем, сколько хорошим менеджером. А точнее, в условиях Украины, - кризисным менеджером.

И такие директора появляются. Например, Александр Козловский - директор Львовской средней общеобразовательной школы восточных языков и восточных боевых искусств "Будокан" с углубленным изучением иностранных языков. В прошлую пятницу вся страна в прямом эфире могла наблюдать онлайн-марафон, организованный школой с целью сбора средств на ремонт. Нужно было собрать 300 тысяч гривен. И хотя в конце концов получили лишь 80 тысяч, это тоже результат, которым можно гордиться. В сущности, это была первая попытка применить формы фандрайзинга, которые до сих пор в образовательной сфере не использовал практически никто.

Благотворительный марафон, организованный школой, назывался "Будокан synergy-2020". В нем приняли участие свыше двух десятков известных спикеров из всех уголков мира (общественные деятели, научные работники, просвещенцы, художники, известные блогеры и т.п.). В течение 12 часов в режиме нон-стоп шел разговор об образовании, участники дискутировали, слушали живую музыку…

Но центральным событием благотворительного оnline-марафона было выступление самого директора. Кроме того, что руководит школой, он занимается боевыми искусствами, поэтому его почтительно называют сенсеем. На глазах тысяч зрителей он установил рекорд Украины по беспрерывному 12- часовому исполнению катаной шомен учи (рубка самурайским мечом).

С одной стороны, это пример силы духа и выносливости, а с другой - свидетельство того, что проблемы финансово-хозяйственного обеспечения работы школы до сих пор не решены, и часто директор и коллектив оказываются в ситуации "спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Несчастна та страна, которая нуждается в героях", - эти слова Бертольд Брехт вложил в уста Галилея. Конечно, для обеспечения нормального функционирования школы нигде в мире не требуются героические усилия ее директора, потому что есть налаженная система, гарантирующая решение безотлагательных хозяйственных вопросов "в рабочем порядке".

У нас же небезразличные руководители школ и учителя на что только не идут, лишь бы привлечь внимание основателя к необходимости выполнять свои самые элементарные функции.

Участники одной из команд проекта "Образовательный марафон" из Донецкой области так высказались о своей мотивации участвовать в нем: это дает нам шанс показать местной власти, что мы есть, дарит слабую надежду на то, что о нас вспомнят. У них складывается впечатление, что они никому не нужны, потому что оставлены наедине с проблемами.

Александр Козловский на собственном примере продемонстрировал не только и не столько то, что можно "нарубить" 80 тысяч гривен на ремонт. Результат его работы не только и не столько материальный. Прежде всего успех достигнут на ценностном уровне, получен опыт командной работы, и вокруг школы сплотилось много сторонников.

Кстати, с японского будокан (武道館) переводится как "место, где передается учение".

До недавнего времени (до 2016 г.) это была обветшалая школа с преподаванием на русском языке, небольшим количеством учеников и ужасными условиями обучения. Александр Козловский взялся ее реанимировать в формате авторской школы, педагогическая система которой объединяет традиции Востока и Запада. За несколько лет удалось создать невероятную среду, сплотить людей вокруг ценностей, сделать рывок в преодолении материальной руины в заброшенном здании. Теперь это школа, которая учит самообразовываться, ценить и оберегать жизнь, в частности занимаясь восточными боевыми искусствами и философией, достигать успеха, опираясь на глубокое понимание украинской и национальных культур Японии и Китая…

Сегодня "Будокан" - это школа с действительно автономным управлением, замечательным педагогическим коллективом и, что самое главное, счастливыми и успешными учениками. Она - наглядный пример того, что расшевелить консервативную школьную среду можно одним-единственным способом: подготовив и назначив на должности директоров школ новую генерацию руководителей. Поэтому сегодня едва ли не единственной гарантией быстрых изменений может быть общенациональная программа "Новый директор для новой школы". Только так новая школа не станет у нас очередной fata morgana.

Школа всегда похожа на своего директора, поэтому не надо упрекать учителей в том, что они не хотят изменений! Говорю как человек, хорошо знающий эту среду: 99% учителей никогда не будут бороться с системой. И это норма, потому что, как утверждает Эверетт Роджерс, в любой сфере расположенных к инновациям людей всего 2,5%. Поскольку из образования их усиленно вытесняют, здесь остается не более 1%.

Как пишет мне одна прогрессивная учительница, "надо сосредоточить усилия не на попытке менять учителей, - они чаще всего исполняют роль "урокодавателей" (отчитали урок - и все), они "действительно очень озабочены, но мало кто из них озабочен школой". "Надо находить новых директоров, каждый из которых в своей школе будет культивировать новый подход к образованию", - резюмирует учительница.

Конечно, люди с идеями за школьным штурвалом должны получить хотя бы минимально достаточный ресурс для реализации этих идей.

"Шла вторая неделя отпуска... Позволил себе прийти на работу на час позже", - это из директорского юмора.

Открою одну страшную тайну: никто нигде в мире школу к новому учебному году не готовит! Вообще… То есть помещение школы всегда готово к проведению в нем занятий.

Конечно, например, директор швейцарской школы после окончания учебных занятий сдает ключи от школы в муниципалитет, и муниципальные службы могут за время летних каникул выполнить там какие-то ремонтные работы. В августе этот директор примет школу и оценит, как эти службы справились с поставленными им задачами.

То есть накануне нового учебного года директор школы "принимает" здание, а не "сдает". У нас же чиновники принимают здание неизвестно за какие деньги отремонтированной школы у директора, который еще не успел догулять собственный отпуск.

Мало того, что всеми брошенную на разбитой дороге потрепанную телегу образования часто приходится вытягивать своими силами, - есть много желающих вставить палки в колеса. В нашем больном социуме школа, ее директор и учитель продолжают играть компенсаторскую роль (некий коллективный "мальчик для битья"). "Маленького украинца" у нас повсюду унижают и угнетают. Единственное место, где он может себя почувствовать королем или королевой, - это школа. Поэтому наши соотечественники возможности потоптаться по более слабому не упускают... https://education-ua.org/ua/component/content/article/19-blogi/tema-1/821-likvidovuemo-marazmi-v-shkilnij-osviti-marazm-15-zvorotnya-selektsiya-

Излишне доказывать, что ни новой, ни старой украинской школы не будет без свободного, уверенного в себе, раскрепощенного, высокопрофессионального, материально обеспеченного, гордого и честного украинского директора школы и учителя!

"Будокан synergy-2020" показал, что именно такими нестандартными акциями можно сдетонировать на горизонтальном уровне массовое движение за новую украинскую школу. Образование нельзя реформировать свыше, его можно реформировать только снизу. Доказано Александром Козловским во Львове.

Почему так туго идет реформирование школьного образования в Украине? Возможно, потому, что мы никак не можем отыскать то звено, в которое нужно вцепиться, чтобы вытянуть всю систему? На мой взгляд, уровень директора школы является той ключевой цепочкой, которая способна вытянуть из педагогического болота все школьное образование.

В этом убеждает практика Львовской средней общеобразовательной школы восточных языков и восточных боевых искусств "Будокан". https://budokan.lviv.ua/