UA / RU
Поддержать ZN.ua

Порочный круг

Нынешние реформы дают надежду на формирование такой системы высшего образования, которая будет отвечать требованиям времени. Вместе с тем они обусловливают новые вызовы. В этом контексте особого внимания заслуживает дальнейшая судьба вузов педагогического профиля, от которых зависит успешное функционирование всей системы школьного образования Украины, а значит, по большому счету, государства в целом.

Автор: Максим Гон

Нынешние реформы дают надежду на формирование такой системы высшего образования, которая будет отвечать требованиям времени. Вместе с тем они обусловливают новые вызовы. В этом контексте особого внимания заслуживает дальнейшая судьба вузов педагогического профиля, от которых зависит успешное функционирование всей системы школьного образования Украины, а значит, по большому счету, государства в целом.

Революционные события почти всегда порождают завышенные ожидания общества относительно улучшения уровня и качества жизни, что, как правило, заканчивается масштабной коллективной фрустрацией. Украинский случай все больше напоминает следующую ситуацию: большие потери в результате Революции достоинства пока не конвертировались в обещанные властью реформы. Едва ли не единственной сферой, в которой сегодня действительно происходят фундаментальные изменения, является система образования. Собственно, это уже дает неплохие ожидания по улучшению ситуации в стране в целом. Еще в начале 1990-х авторитетный американский политолог Генри Роуэн убедительно доказал наличие корреляционных взаимосвязей между демократизацией и экономическим развитием, с одной стороны, и эффективной системой образования - с другой. Ведь именно образованный и всесторонне развитый человек - главный капитал для экономики и "хлеб и соль" демократии.

Эффективных педагогических вузов в Украине сегодня немного. Кроме того, в условиях реформ, обозначенных значительной доминантой коммерциализации, она их может и не получить. Вузы педагогического профиля наименее склонны к коммерческой деятельности и могут оказаться самыми уязвимыми перед широкой финансовой автономией со значительным сокращением бюджетных заказов (что мы сегодня и наблюдаем).

Двойная институциализация

Положение, наблюдаемое сегодня в развитии отдельных педагогических вузов Украины, заслуживает хотя бы краткого ретроспективного обзора. Прежде всего, отметим, что кризисные процессы в развитии вузов именно этого направления обозначились тенденциями, царившими во всей системе высшего образования страны с 1990-х и по сегодняшний день. Их можно определить категорией "двойная институциализация". Это означает, что с обретением Украиной независимости реформы в сфере высшего образования, конечно же, происходили (и этому посвящено много научных статей, отчасти - и диссертаций). Однако зачастую они носили слишком формальный (даже имитационный) характер. Такие институционные трансформации не привели к устранению советских традиций образовательного менеджмента, прочно укоренившихся во времена существования СССР. Формальное внедрение болонского процесса (один из самых провальных проектов в украинском образовании) и инновационных методик совершенно не изменили советской системы преподавания. Она продолжала функционировать в виде неформальных учреждений наряду с формально определенными и недостаточно действенными новыми правилами игры.

Вместе с тем в развитии украинских вузов еще в начале 1990-х все же произошли серьезные изменения, по сравнению с советским периодом. Однако они носили исключительно негативный характер. Потеря экономической поддержки со стороны государства, гарантировавшей в советские времена научно-педагогическим работникам хотя бы элементарный уровень благосостояния, породила ряд проблем, которые сегодня остаются ключевыми для многих вузов. Они же обусловили неожиданную дилемму в определении категории "педагог" - это профессия по призванию или "диагноз"? В условиях катастрофического снижения заработной платы именно ориентация на выживание, а не на добросовестный труд по велению сердца (что является имманентной чертой этого рода профессиональной деятельности), определила перед научно-педагогическими работниками две альтернативы: коррупция - или работа сразу в нескольких высших учебных заведениях. Оптимальной же стратегией довольно часто становилось объединение обеих альтернатив. Как первая, так и вторая одинаково сказывались на качестве преподавания. Даже те из энтузиастов, которые старались "сохранять марку" честного профессионала, не всегда могли выдержать вызов в виде непомерной учебной нагрузки (преподавание свыше 900 часов просто не оставляло шансов на качественную подготовку к занятиям).

Конечно, не всем жилось так уж плохо. В то время как Украина била мировые рекорды в рейтингах по коррупции, администрация многих украинских вузов неожиданно быстро превращалась в настоящие кланы эдаких региональных миллионеров. Когда же в 2000-х Украина начала системные образовательные реформы, эти мощные адепты новой образовательной системы "капитализма для избранных" оказали мощное консолидированное сопротивление реформам, угрожавшим их господствующему положению. Любые инициативы МОН наталкивались на непреодолимую скалу лоббирования статус-кво. Развитие мощных патронажно-клиентских систем по критерию иерархизированной коррупции привело к рекрутированию в ряды противников каких-либо изменений и значительного количества рядовых работников вузов.

В таких условиях руководство многих вузов не весьма заботилось о сохранении хотя бы формального бренда "кузницы педагогических кадров". Развиваясь по стратегии, которую известный эксперт в сфере высшего образования С.Марджинсон определил как "расширяющую", педагогические вузы прирастали новыми специальностями, отвечавшими рыночным трендам. Количество лицензионных мест как педагогического, так и непедагогического профилей росло. Шансы же поступить на государственную форму обучения для абитуриентов часто зависели от материального благосостояния их родителей и умения находить нужные "каналы" в приемной комиссии. Дальнейшая судьба их стипендии тоже в значительной степени зависела от готовности делать капиталовложения в каждую сессию. Таким образом, государственное педагогическое образование обозначилось еще одной негативной тенденцией - неформальной коммерциализацией. Здесь налицо парадокс: в целом не склонные к коммерческой деятельности педагогические вузы были преобразованы в настоящие бизнес-структуры с многомиллионными доходами.

Разрывая круг невежества…

В свое время создатели экономической модели "большого прыжка" определили для развивающихся стран порочный круг бедности. В украинской же системе школьного и высшего педагогического образования сложился своего рода порочный круг невежества и непрофессионализма. В условиях устаревшей и уже давно неэффективной методики преподавания, обусловленной вышеуказанными негативными тенденциями, плохие выпускники-специалисты становятся плохими учителями, готовящими для университетов все таких же плохих учеников, которых крайне трудно превратить в хороших специалистов - не только потому, что у них плохая школьная база, но из-за все тех же неоптимальных методик обучения, продолжающих царить в вузах. Разорвать этот порочный круг невозможно без адекватных реформ. Поэтому МОН Украины не случайно начало преобразования именно с Закона "О высшем образовании".

За последний год эти реформы все больше приобретают системный характер. На очереди - серьезные институционные трансформации и в сфере общего среднего образования. В этом контексте педагогические вузы являются единственными учреждениями, способными восстановить его эффективность и обеспечить достойный ответ на вызовы современных мировых изменений в сфере образования. Ведь колоссальное "перепроизводство" специалистов с педагогическими дипломами не меняет тот факт, что Украина сегодня нуждается в учителях такого "портфолио", которые бы работали с учетом новейших мировых трендов в развитии образования. Дефицит таких специалистов сложно компенсировать курсами повышения квалификации или иного рода стажировками, имеющими слишком формализованный характер.

Вызовы, на которые можно дать ответ.

Реформирование вузов

Разумеется, прежде всего необходимо наводить порядок в педагогических вузах. Реформы, которые приведут к повышению эффективности их функционирования, вписываются в контекст реформирования высшего образования Украины в целом. Оно предусматривает децентрализацию управления, оптимизацию как материального (повышение зарплат, прозрачное премирование), так и нематериального (различного рода творческие отпуска, оплачиваемая стажировка за рубежом и т.д.) стимулирования профессорско-преподавательского состава к научной и инновационной учебно-методической работе, уменьшение его учебной нагрузки в разумных пределах (и здесь, думается, даже предлагаемая МОН цифра 600 часов ставки доцента еще не является оптимальной). Конечно, успешное завершение этих масштабных реформ потребует огромного количества средств, которых в государственном бюджете сегодня нет. Расширение финансовой автономии вряд ли станет панацеей для педагогических вузов, учитывая их в целом некоммерческую направленность.

Уменьшение количества вузов педагогического профиля

Однако ситуация со средствами не безвыходная, и, кажется, в МОН знают, как ее решить. Если сегодня в педагогических вузах "перепроизводство" некачественных специалистов педагогического профиля, нужно ликвидировать значительное их количество, а высвобожденные средства направить на достижение необходимого уровня качества. Какие педагогические университеты подпадут под масштабные сокращения или ликвидацию? Ответ не так уж и сложен. Здесь может быть как минимум два критерия: вузы, плетущиеся в хвосте национальных и международных рейтинговых систем; вузы, оказывающие отчаянное активное или пассивное сопротивление реформам (теория и практика современного менеджмента свидетельствует, что простое повышение заработной платы и уменьшение объема работы могут не дать эффективных результатов; поэтому вузы, которые будут оказывать наибольшее сопротивление изменениям, целесообразно просто ликвидировать). Первыми же в очереди на ограничение государственного заказа и финансирования вообще станут вузы, "идеально" объединяющие в себе эти два критерия.

Налаживание эффективного взаимодействия со школами

Следующим (или даже параллельным) шагом должно стать превращение порочного круга невежества в эффективную коммуникацию педагогических университетов со школами. Этот вектор развития определяет два отдельных направления.

Во-первых, налаживание эффективной системы повышения квалификации для нынешних школьных учителей. Тут не надо изобретать велосипед. Можно обратиться к мировым образовательным трендам, определенным в докладе NMC Горизонт: Высшее образование-2015. Среди них - использование технологии перевернутого обучения (когда студенты и учащиеся приходят на лекции или уроки, чтобы углубить предварительно усвоенный материал прослушиванием онлайн-видеолекций или перечитыванием необходимой литературы), усовершенствование дистанционного онлайн-обучения, дальнейшее внедрение в образование ИКТ. Учитывая вышеуказанные образовательные тренды, педагогические вузы могут разработать дистанционные онлайн-курсы для учителей, которые будут включать обучение в нескольких направлениях:

- ознакомление с технологией перевернутого обучения путем наглядной демонстрации возможного примера ее применения при преподавании отдельных школьных предметов;

- подробное ознакомление с возможными способами использования ИКТ при изучении тех или иных предметов (сертификаты о прохождении этого дистанционного курса вероятно должны стать обязательной предпосылкой аттестации большинства учителей-предметников);

- самые современные инновационные подходы и методы обучения и их внедрение в школах Украины и мира (концептуальной канвой этих курсов должна стать ориентация на умение аргументировать собственную позицию, интерпретировать факты и быстро находить нужную информацию, а не запоминать ее, поскольку "эра Интернета" полностью нивелирует целесообразность зазубривания);

-трендовые спецкурсы, посвященные новейшим научным достижениям, важным для тех или иных школьных дисциплин.

Предлагаемый список можно расширять с учетом ключевых тенденций в развитии школьного и высшего образования и науки. В идеале сертификаты о прохождении этих курсов должны стать главным условием аттестации учителей без лишней бюрократической волокиты. Разработчики таких дистанционных программ обучения должны получать от этого надлежащие материальные дивиденды (одним из вариантов может стать включение онлайн-курсов в учебную нагрузку преподавателя).

Собственно, онлайн-курсами тут можем и не ограничиться. Ежегодная организация летних школ, конференций, различных тренингов, ученических конкурсов научных работ и олимпиад на базе профильных кафедр (с указанием учителей - научных руководителей) тоже являются эффективными инструментами взаимодействия педагогических вузов со школами и их работниками. Кроме того, учащиеся, которые будут участвавать в таких конкурсах, смогут получить возможность ознакомиться с вузами, куда намерены поступать в будущем.

Такая стратегия в действии даст возможность отдаленным от областных центров школам быстрее преодолевать устаревшие консервативные методики обучения и овладевать элементарными знаниями в сфере новейших научных исследований.

Вторым направлением взаимодействия со школами должно стать обновление их педагогического персонала за счет молодых талантливых выпускников. Деформализация прохождения практики студентами педагогических вузов в школах является одной из главных предпосылок эффективного сотрудничества. Этот институционный механизм во многих случаях сегодня подвергся коррозии. Критерии итогового оценивания студентов требуют модификации, поскольку лучшие итоговые баллы по педагогической практике для студентов-выпускников должны стать одной из главных предпосылок их права трудоустраиваться в школу. То есть сам по себе диплом об окончании педагогического университета не должен быть гарантированным пропуском в школу на должность учителя (большинство студентов, которые не получат нужного для этого среднего балла, могут проходить отдельные сертифицированные программы по другим, сопредельным с их направлением подготовки, специализациям). В этом контексте нам следует ориентироваться на опыт Финляндии, где только лучшие из лучших выпускников педагогических специальностей получают возможность преподавать в школах страны. Но хотя бы частичное применение финских критериев к украинским реалиям неразрывно связано с существенным повышением оплаты труда педагога.

Вызов, ответ на который проблематичен

Превалирование в современном мире тенденции к повышению экономической эффективности в деятельности университетов и осуществляемые в Украине реформы в духе англо-американских традиций "зарабатывайте деньги сами" порождают сложную проблему: способность отечественных педагогических вузов самостоятельно зарабатывать деньги.

Частичным выходом из такой ситуации может быть ставка на национальные и международные грантовые программы и комбинирование педагогических специальностей с популярными на рынке труда профессиями. Однако золотого пути здесь, к сожалению, нет. И тотальная коммерциализация может привести к негативным результатам. О следствиях копирования не конгруэнтной для многих европейских образовательных систем американской модели довольно метко высказался литовский философ Л.Донскис: "…существующая в Соединенных Штатах Америки внутренняя управленческая модель ассоциации высших школ Лиги плюща и больших университетов Калифорнии, никогда не имевшая ничего общего с государственной политикой, становится сегодня в Европе новой административной политикой, навязываемой правительством". Вряд ли эффективная система высшего педагогического образования в Украине сможет выжить без надлежащей поддержки государства. Чрезмерная коммерциализация со всеми негативными последствиями (пренебрежение качеством образования в пользу прибыли именно в этой системе мало чем будет отличаться от распространенной сегодня в Украине модели коррумпированного университета бизнес-корпорации) не может рассматриваться как альтернатива. Пока же она не найдена, государство обязано хотя бы по минимальному принципу финансировать педагогические университеты.