Еще не высохла краска на приукрашенных перед учебным годом школьных стенах и заборах (кстати, не без участия родителей), как министр образования поспешил на заседание правительства с докладом «О перераспределении некоторых расходов государственного бюджета, предусмотренных Министерству образования и науки, молодежи и спорта на 2012 год».
После этого Кабинет министров издал одноименное распоряжение № 646-р от 10 сентября 2012 г. Согласно этому документу, деньги, которых не хватает для определенных программ, решено взять из расходов, предусмотренных на программу 2201170 «Осуществление методического и материально-технического обеспечения деятельности учебных заведений».
С одной стороны, правительство поступило по-хозяйски. Потому что понимает: без ремонта и самого необходимого оборудования школы не останутся - родители спонсируют. А вот другие программы финансировать будет некому.
С другой - есть такие проблемы, с которыми родительские кошельки не справятся. Как недавно рассказывал Николай Янович, «у нас 70% сельских населенных пунктов не имеют канализации. Мы ставим задачу, чтобы сельские школы имели теплые туалеты, чтобы дети наши не бегали в туалет на улицу в минус 36 градусов и не простужались». На фоне такой проблемы даже язык не поворачивается напоминать о недостаточной обеспеченности кабинетов химии, физики и биологии современным учебным оборудованием. Да что там кабинеты физики - даже с физкультурой беда. Как указано в информационно-аналитических материалах о деятельности Министерства образования и науки, молодежи и спорта за 2011 год, достаточная материально-техническая база для преподавания этого предмета создана лишь в 17% городских школ и в 12% сельских. Интересная подробность: из государственного бюджета она финансировалась лишь на 21%.
Как известно, с начала этого учебного года начинает внедряться новый Государственный стандарт начального общего образования - предмет особой гордости Минобразования. «Решительным шагом стало внедрение в новом стандарте информационно-коммуникационных технологий», - гордо сообщила пресс-служба министерства. «Мы убеждены, это позволит вывести нашу страну с последних мест в использовании ИКТ в европейские и мировые лидеры», - сказал Табачник.
Если в школе нет нормального туалета или турника, откуда у нее найдутся деньги на современное компьютерное оборудование? И министр, и правительство понимают, что ниоткуда. Возможно, поэтому урезают финансирование этой статьи расходов вместо того, чтобы стремиться ее увеличить. Дескать, тяжелобольному все равно уже не поможешь. Так что обещанный министром прорыв в мировые лидеры откладывается на неопределенное время.
И если о недостаточной материальной базе еще как-то могут побеспокоиться родители, то методическое обеспечение школ - это, так сказать, вне сферы их компетенции. Однако и без методической базы начать обучение также невозможно. Понимают ли это чиновники? Судя по официальным документам, да.
В конце января 2012 года школы получили письмо Минобразования №1/9-66, где указано: «В первую очередь местным органам управления образованием и областным институтам последипломного педагогического образования нужно побеспокоиться о подготовке учителей начальных классов, которые начнут работу по новому Государственному стандарту… В связи с этим перед учебными заведениями возникнет ряд проблем: подготовка учителя к реализации содержания новых Государственных стандартов, научно-методическое и материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса в начальной школе».
Очень справедливые выводы. Но что мы видим в первые же дни учебного года, когда начался переход к новому Госстандарту? Сокращение расходов на решение озвученных в письме проблем вместо их увеличения.
Вообще методическое обеспечение обучения в начальной школе страдает не только за неимением финансирования. Впервые за много лет этим летом чиновники попробовали вытеснить из школ развивающее обучение. В июньском письме Минобразования № 1/9-426, полученном руководителями школ, среди перечня учебников, которыми разрешено пользоваться в первом классе на протяжении 2012/2013 учебного года, не было ни одного развивающего - ни по программе «Росток», ни по так называемой харьковской методике Эльконина-Давыдова. И если «Росток» еще до конца лета его сторонники успели реабилитировать и вернуть в школу, то другим пришлось нелегко (о чем ZN.UA рассказывало в статье «Первоклассников оставили без развивающего обучения?», №30, с.г.). Только с 31 августа министерство начало присваивать грифы учебникам по развивающим методикам. Процесс этот идет не только с опозданием, но и очень медленно - очередную «партию» развивающих пособий реабилитировали 11 сентября 2012 года, а еще несколько до сих пор ожидают своей очереди.
Однако лучше поздно, чем никогда. Именно разнообразие методик может теперь стать для учителей спасательным кругом и шансом обмениваться опытом, расти профессионально и самореализовываться. Потому что, по всей видимости, надеяться на существенную поддержку государства в этом деле тщетно.
Возможно, сумма, которую правительство «отобрало» у программы «Осуществление методического и материально-технического обеспечения деятельности учебных заведений» покажется кому-то незначительной - немногим меньше трех миллионов гривен (президенту этих денег не хватило бы даже на один день, а учителя смогли бы получить, например, годовую подписку на профессиональную печать или провести интересные и нужные круглые столы). Однако дело даже не в количестве денег. А в том, как определяют для себя приоритеты в области образования чиновники высшего ранга. Они решили экономить на стратегических направлениях его развития. Почему? Потому что не владеют ситуацией? Или сами не верят в то, что обещают и к чему призывают?
Интересно, ради каких программ обделили методическое и материально-техническое обеспечение школ? Как указано в распоряжении Кабинета министров, один миллион гривен пойдет на программу 2201160 «Подготовка кадров высшими учебными заведениями III и IV уровней аккредитации и обеспечение деятельности их баз практики».
Безусловно, это дело важное и нужное. Но, во-первых, не важнее и не нужнее, чем поддержка и развитие профессионализма учителей и оборудование школ. А во-вторых, деньги, предусмотренные в госбюджете на ее реализацию, нельзя сравнить со школьными: на программу 2201160 государство даст почти 11 млрд. грн., а на методическую и материально-техническую базу школ - лишь около 700 млн. (из которых на 1 июля было профинансировано менее половины).
Еще почти полтора миллиона отобранных у школ денег пойдут на плату за коммунальные услуги и энергоносители по программе 2201100 «Предоставление общего и углубленного образования по физике и математике, физкультуре и спорту общеобразовательными специализированными школами-интернатами, предоставление образования в общеобразовательных школах социальной реабилитации». Но спасет ли программу отобранный у других миллион и как его израсходуют - вопрос. Тем более что прецеденты уже были.
По результатам проведенного Счетной палатой аудита эффективности использования средств государственного бюджета, выделенных в 2010-2011 годах Министерству образования и науки, молодежи и спорта на предоставление общего и углубленного образования по физике и математике, физкультуре и спорту общеобразовательными специализированными школами-интернатами, «указанное направление деятельности не было приоритетным для министерства, а 5 млн. грн. из общей суммы средств, предусмотренных на содержание проверенных четырех учебных заведений, направили на решение других задач. В частности, выполняя государственные целевые программы по укреплению материальной-технической базы школьных учреждений, министерство не учитывало нужды специализированных школ-интернатов в современном оборудовании. Вместо этого 307,6 тыс. грн. израсходовано на содержание четырех автомобилей для руководства Республиканского высшего училища физической культуры, в то время как ученики добираются на спортивные занятия городским транспортом.
...Практика неудовлетворения реальных нужд специализированных учебных заведений создала систему так называемых благотворительных взносов и даров. Эти поступления составляют треть доходов специального фонда и преимущественно являются взносами родителей для обеспечения элементарных условий проживания и тренировок их детей, участия в соревнованиях, конкурсах и олимпиадах. Например, на ликвидацию аварии теплотрассы родители учеников Украинского физико-математического лицея собрали 49,8 тыс. гривен. При этом не использовано и возвращено в бюджет почти 100 тыс. грн., которые направлялись именно на такие цели».
И хотя эта история случилась год назад, подобная ситуация не кажется нам чем-то странной и чрезвычайной. И не только в специализированных школах-интернатах.
Из всего сказанного можно сделать несколько выводов. Первый: провозглашенные чиновниками приоритетные задачи образовательной отрасли и реальная поддержка их на практике - вещи абсолютно разные. Второй: урезая финансирование по программе 2201170 «Осуществление методического и материально-технического обеспечения деятельности учебных заведений», власть на что-то или на кого-то надеялась. Наверное, на учителей, которые любят свою работу, которые своими силами и на собственные средства готовы изучать новые методики, покупать необходимую методическую литературу и наглядность, делиться идеями и болеть за дело. И, конечно же, на главных спонсоров образовательных реформ - родителей.
Хочется подсказать правительству одну идею. Согласно отчетам Госказначейства, на содержание аппарата Министерства образования и науки, молодежи и спорта в этом году планируется выделить из бюджета 17 млрд. 267 млн. 761 тыс. 400 грн., а на общее руководство и управление в сфере образования и науки, молодежи и спорта - еще 29 млн. 652 тыс. 800 грн. Вместе - 17 млрд. 297 млн. 414 тыс. 200 грн.
Вот где абсолютно безболезненно можно было бы урезать средства и перераспределить их на дополнительное финансирование важных программ развития образования. И при этом быть уверенными, что процесс реформирования и развития отрасли отнюдь не пострадает.