UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему нашему школьному образованию нужна эстетическая гуманизация

Автор: Михаил Девдера

На всех парусах в старшую школу мчится загрузка идей НУШ. Недавно МОН обнародовало новую порцию учебных программ для 5–7 классов. И в них, как и в Государственных стандартах образования для разных ступеней школы, просматривается старая проблема. Провозглашая всестороннее развитие личности целью образования, мы вместе с тем постоянно делаем все возможное, чтобы школьное обучение сосредоточилось только на одной его стороне — познавательной. И абсолютно забываем о гуманизации образования и эстетическом воспитании школьников. Без них полноценное развитие человека невозможно.

Традиционно под гуманизацией образования подразумевают обеспечение присутствия в образовательном пространстве (и учебных планах) надлежащего количества уроков по гуманитарным наукам. Выделили достаточное количество часов на языки, литературу, историю значит, гуманизировали образование. Но для полноценного становления и развития человека недостаточно просто обеспечить ему расширенное изучение определенных общественных наук, нужно должным образом погрузить его в эстетическую деятельность. А под эстетической деятельностью я подразумеваю не изучение эстетики или живописи.

Читайте также: «Школа супергероев»: как получают образование находящиеся на лечении дети

Эстетическая деятельность это чтение хорошей художественной книги, наслаждение мелодией, просмотр художественного фильма или спектакля, разыгрывание драматических эпизодов, танцы, колядование и щедрование. А также написание сочинений или создание художественной фото- или видеопродукции... Когда-то в школах был солидный курс выразительного чтения. Не ради вырабатывания красивой дикции, а для развития способности целостно постигать и выражать художественный текст... Сейчас даже этого нет...

На обеспечение полноценной среды для эстетической деятельности в школе должно было бы работать прежде всего изучение литературы, а за ним — предметов эстетического цикла, которые в учебном плане представлены сферой «Искусство». Но не работает. И работать не может. Потому что в изучении литературы давно уже доминирует познавательный аспект, а собственно «художественные» предметы — музыка/изобразительное искусство  — погоды совсем не делают, поскольку на них выделено очень мало уроков: в базовой школе — один-два в неделю, а в старшей профильной будет еще меньше. Так, по новому Государственному стандарту, для старшей профильной школы (10–12 класс) предусмотрено целых 35 уроков в течение трех лет. При том, что общее количество уроков обязательного компонента в старшей профильной школе колеблется где-то в пределах двух тысяч. И на этих 35 уроках так же будет доминировать познавательная, а не эстетическая деятельность.

Читайте также: В украинских школах запустили уроки по биатлону

На уроках литературы нет эстетической деятельности. Там ученики в лучшем случае пережевывают содержание предлагаемых программой произведений, а потом на почерпнутом оттуда фактаже выстраивается контрольное тестирование. Вместе с тем, чтение первоисточников сегодня уже не является необходимым, поскольку в Интернете (и на книжных базарах) нет недостатка в «сжато пересказанных текстах», которыми «добрые люди» облегчают жизнь школьникам, упрощенно излагая содержание программных произведений. В худшем варианте развития событий школьники даже не заглядывают в сам художественный текст, вместо этого узнают об эпохе, авторе, проблематике, героях, способах и средствах, читая «критику». В еще худшем — овладевают основами «идейно-художественного анализа» (особенно если это поэтические произведения) и относятся к тексту сугубо как к анатомическому объекту. И уже в самом плохом варианте «проходят» тестирование наугад, т.е. просто ставят крестики.

Недавно академическое сообщество всколыхнул возмущенный пост известного литературоведа профессора Юрия Ковалива об уроках литературы. Процитирую, так как лучше не скажешь: «Вот так расстреливают украинскую литературу и фольклор в тире современной украинской школы, в клетке убогих и примитивных тестов, которые от художественного произведения не оставляют и следа, кроме едва заметного намека. И никому не приходит в голову, что художественная литература — не математика или физика, где все сводится только к денотату, к однозначному алгоритму, от которого отходить не разрешается, вместе с тем образ — всегда многозначительный, всегда содержит в себе разнообразие мира в его единстве, большой спектр обозначений в поисках адекватной сигнификации, прежде всего касается эстетического переживания, не присущего никакой формуле».

Читайте также: Школа: мечта против страха

Наконец меня могут упрекнуть: «А где это в мире вы видите образовательное пространство, в котором присутствует эстетическая деятельность? Кому она нужна? Экономики нуждаются в мозгах, а не в эмоциях! В экономической и технологической конкуренции государств выиграет не тот, чья молодежь богаче эстетически, а тот, кто способен подготовить лучших специалистов для самых прогрессивных областей экономики: ИКТ, нано- и биотехнологий, космической отрасли... Поэтому в школьном курсе должны быть мощно представлены прежде всего соответствующие науки, а не какая-то химерная «эстетическая деятельность».

…В 2008 году всемирно известную писательницу Джоан Роулинг пригласили в Гарвард выступить перед его выпускниками. Она говорила с ними о роли... воображения. Да! Именно той способности, благодаря которой человек создает все новое. В частности, и в нано- и биотехнологиях... Но, отдав должное этой функции воображения, писательница начала говорить о выработанном и развитом искусством воображении как о способности к эмпатии. Она подчеркнула: конечно, вы, гарвардцы, — люди очень высокого статуса, и этот статус по праву ваш, так как заработан каждым из вас тяжелым настойчивым трудом над собой. «И если вы решите использовать свой статус и влияние, чтобы высказаться от лица тех, у кого нет голоса, если решите отождествлять себя не только с могущественными, но и с немощными, если сохраните способность представлять себя на месте тех людей, у которых нет ваших преимуществ, тогда будут гордиться вами не только ваши семьи, но и тысячи, миллионы людей, чью реальность вы смогли изменить. Нам не нужно волшебство, чтобы изменить мир, всю необходимую силу мы несем в себе: у нас есть сила воображать лучшее».

Думаю, что «сила воображать лучшее» — это производная преимущественно от эстетической, а не практической или познавательной деятельности. И что способность к сопереживанию тоже уже веками наиболее эффективно складывается в рамках именно эстетической, а не научной деятельности. Собственно, не для ее ли сотворения и появилась и развивалась эстетическая деятельность в разных присущих ей формах во все эпохи?..

Об угрозах, которые скрывает ликвидация гуманитарной составляющей образования, говорит и американский ученый-философ Марта Нусбаум. Вместе с тем она затрагивает несколько иную, но не менее существенную плоскость — политическую. Философ показывает, как отсутствие в образовательном пространстве гуманитарных дисциплин может существенно ухудшить ситуацию с демократией в разных странах: «Если эта тенденция не изменится, то в скором времени все страны мира начнут продуцировать поколение полезных машин, а не полноценных граждан, способных самостоятельно мыслить, подвергать критике традиционный уклад и понимать значение страданий и достижений других людей. Будущее демократических государств мира на сегодня остается неопределенным».

Всемирно известный эксперт по вопросам образовательной политики доктор философии Кен Робинсон подчеркивает: академизм школьных предметов убивает творчество. Поэтому нужно нарабатывать школьные практики и образовательные стратегии, которые будут способствовать широкому применению творчества и креативу. В свое время Робинсон возглавлял проект «Искусство в школах», призванный изменить принципы художественного образования в школах Англии и Уэльса. «Революция, к которой я призываю, основывается на иных принципах, чем движение за повышение стандартов. В ее основе — вера в ценность каждого человека, в право на самоопределение, в нашу способность развиваться и прожить полноценную счастливую жизнь, в важность гражданской ответственности и уважения к другим», — пишет Робинсон. Он выделяет четыре главные цели образования: личную, культурную, социальную и экономическую. «По моему мнению, цель образования — дать ученикам возможность понять окружающий мир и собственные таланты, чтобы вырастить их счастливыми людьми и активными, гуманными гражданами», — пишет эксперт.

Одним словом, вопреки всему торжеству академизма и направленности нынешнего образования на удовлетворение экономических нужд, в образовательном пространстве многих стран четко просматривается и другая тенденция — влечение к эстетической гуманизации образования ради утверждения в человеке собственно самого лучшего человеческого. Назревает понимание: самое глубинное раскрытие потенциала каждого ребенка возможно не тогда, когда его будут натаскивать по ряду «самых научных» дисциплин, а тогда, когда мы будем действовать на основе понимания простой истины: «...то, какой вклад сделает каждый человек в окружающий мир, зависит от того, в каких отношениях он находится со своим внутренним миром», — утверждает Кен Робинсон.

Известный американский психолог Карл Роджерс считал, что «помочь людям быть личностями важнее, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка».

Читайте также: Почему не стоит идеализировать школьные оценки

Чудаки! Они даже не подозревали, что назначение человека — быть эффективным оцифрованным биоприложением среди «очеловеченных» приложений цифровых, потому что, как говорил академик Василий Кремень, «будущее принадлежит не великим личностям, но и не трудовым массам, а интеллектуальным работникам, индивидам, которые активно мыслят, которые сумеют встроиться в более могущественные, надличностные системы искусственного разума». По крайней мере, если верить подходам, которые все больше утверждаются в украинском образовании.

Но эти подходы обязательно нужно менять. И начать можно хотя бы с возвращения на уроки литературы самой литературы в ее эстетической ипостаси и мощной привязке к остальным видам искусства.