В рамках модернизации заведений высшего образования в Украине планируют заменить отраслевые университеты, которые нам достались в наследство от СССР, учебными заведениями по примеру европейской традиции. Что это значит, рассказал в интервью ZN.UA замминистра образования и науки Михаил Винницкий, с которым поговорила Оксана Онищенко.
«По другим планам модернизации нашей сети учреждений высшего образования могу сказать, что советская традиция, по которой учреждения высшего образования были организованы по отраслевой специфике, постепенно уйдет в прошлое… И автодорожные, типографские, юридические, экологические, лесотехнические, даже экономические или аграрные. Все эти отраслевые заведения мы унаследовали с советских времен, когда каждую отрасль промышленности обслуживало специальное учебное заведение», – отметил Винницкий.
По его словам, в Европе от отраслевой специфики университетов давно отказались. Там давно действуют многоотраслевые, универсальные учреждения, которые могут быть либо технического или технологического направления, либо работать в форме классических университетов.
«А причина такого укрупнения проста: в большем, многоотраслевом заведении больше вариантов выборочных предметов. Масштаб позволяет лучше обеспечить индивидуальные траектории подготовки студентов, у них более широкий выбор предметов, большая конкуренция между преподавателями за студента и, соответственно, лучшее качество образовательной среды. Я уже молчу о том, что у большего заведения более широкие финансовые возможности, что позволяет ему масштабнее развивать то или иное исследовательское направление», – пояснил замглавы МОН.
В ответ на вопросы, какие типы заведений планируют создать в Украине, Винницкий отметил, что можно говорить о трех типах заведений, переход в которые будет осуществляться постепенно. Первый – это классический университет, в котором развиваются программы гуманитаристики, социальных наук, естественных специальностей.
«Часто в таких учреждениях функционируют автономные медицинские факультеты или институты, и студенты-медики младших курсов имеют доступ к лучшим преподавателям классических кафедр до того, как переходят к практическим или клиническим дисциплинам на старших курсах. В сильных классических университетах развита научная инфраструктура, в развитых более 40% студентов — магистры и аспиранты», – объяснил Винницкий.
Второй – это прикладные университеты или университеты прикладных наук, как их сейчас называют в Евросоюзе. Заместитель главы МОН добавил, что это заведения, которые сотрудничают с бизнесом по прикладным исследованиям. У них развиваются дуальные программы (обучение в аудитории сочетается с обучением на рабочем месте. — О.О.), где речь идет о приоритете подготовки к рынку труда.
Третий тип – относительно маломасштабные мировоззренческие академии. Это могут реализовать либо в формате Liberal Arts, особенно подходящем для заведений в маленьких городах, либо в формате художественных или музыкальных заведений.
«Кстати, в отношении последних нет никакого смысла присоединять консерваторию к университету, ведь музыкальное образование не предполагает большой избирательности предметов или формирования кругозора из-за развития широких компетентностей. Такова уж специфика художественного образования. В то же время гуманитарное или социально-экономическое образование или даже компьютерная инженерия могут быть предложены в широкопрофильном, междисциплинарном формате», – отметил Винницкий.
Пример такого подхода, по его словам, показывают Острожская академия, Киево-Могилянская академия, Украинский католический университет. Заместитель главы МОН добавил, что они скорее неприкладные мировоззренческие центры, которые концентрируются преимущественно на бакалаврском образовании и никогда не будут мощными научными центрами. Но эти ВУЗы популярны среди абитуриентов и отвечают потребности общества в подготовке граждан с широким, часто критическим мировоззрением.
По словам заместителя главы МОН, отставание университетов наблюдается, например, и на западе Украины. В то время как инновационные решения в образовании предлагают высшие учебные заведения на востоке. Поэтому, отметил Винницкий, наблюдаемое расслоение – это не обязательно вызов войны, а скорее следствие отличной в разных университетах управленческой способности их руководства.
Одним из критериев, которые будут учитываться при сокращении сети университетов, – это число «бюджетников». Если в учреждениях высшего образования менее трети абитуриентов поступают «на бюджет», то для Министерства образования и науки это так называемая красная линия. В общем, после укрупнения университетов должно остаться плюс-минус 100. Однако эта цифра приблизительна.