UA / RU
Поддержать ZN.ua

Осуществить «Мрію»: без чего инновации в школьном образовании не сработают?

Автор: Эрик Кучеренко

Первого сентября 2023 года Владимир Зеленский принял участие в телемосте с учениками и учителями десятков украинских школ, чтобы поздравить их с началом нового учебного года. Впрочем, это был далеко не главный посыл президента. В тот день он представил новое приложение «Мрія» от команды Министерства цифровой трансформации, которое сегодня, спустя почти 10 месяцев, уже находится на стадии пилотного внедрения в 40 школах и в скором времени должно использоваться во всей системе школьного образования Украины. Несколько дней назад у «Мрії» уже появился сайт.

«Мрія» — это комплексное приложение, которое имеет разнообразный функционал. Он позволит уменьшить бюрократические требования к учителям, разрешая выставлять оценки и давать обратную связь ученикам. Учителя и ученики будут иметь доступ к большой библиотеке образовательного контента. Школьники получат инструменты для овладения тайм-менеджментом, планированием, у них будет свое академическое портфолио. У родителей будет удобный прямой канал коммуникации с преподавателями. Планируется даже интегрировать искусственный интеллект, который будет анализировать сильные стороны и интересы ученика, рекомендовать образовательные возможности, а также помогать с выбором способов проведения досуга, предлагать кружки и т.п.

Читайте также: Учебный год: какие изменения предусмотрены в зимний период

Сложно не согласиться с Михаилом Федоровым в том, что полноценное внедрение «Мрії» может стать прорывом в украинском образовании. Впрочем, есть много подводных камней, которые могут значительно ослабить позитивное влияние этого инновационного приложения. Хотя «Мрія» очень уникальна, в сфере изучения образовательной политики и, в частности, опыта внедрения инноваций уже есть исследования, которые дают некоторое представление об опасностях во время внедрения инновационных продуктов в систему образования. Их осознание, учет и работа с этими рисками позволят как можно лучше использовать возможности «Мрії».

Эффективны ли инновации в образовании?

Глобальный совет экспертов по доказательной политике в сфере образования, который сформировали Агентство США по международному развитию, Министерство иностранных дел Великобритании, Всемирный банк и ЮНИСЕФ, в 2023 году выпустил доклад о состоянии последних исследований эффективности разных видов образовательных политик в странах с низким или средним уровнем доходов. Хотя в Украине традиционно относительно высокий уровень проникновения технологий, она в общем относится к целевой аудитории этого документа.

В докладе разные образовательные политики распределяются по категориям: от дешевых и чрезвычайно эффективных интервенций до напрасной траты денег. Есть в этом документе место и для политик, которые относятся к группе «Использование программного обеспечения, позволяющего персонализировать обучение и адаптировать его до уровня готовности ребенка». Эта группа относится к категории перспективных политик, но с ограниченной доказательной базой эффективного масштабирования. Обычно, чем больше персонализированы и адаптивны такие программы, тем выше их эффективность, что свидетельствует в пользу применения искусственного интеллекта в «Мрії» для подбора образовательных материалов. Но есть и случаи, когда имплементация технологических решений этой категории вообще не дала положительного эффекта в успешности учеников, а именно в отдельных провинциях Китая.

Именно поэтому контекст и способ адаптации технологического решения имеют огромное значение.

Читайте также: Школьная реформа: смогут ли старшеклассники выбирать предметы

Роль человека в использовании приложения

Опыт внедрения технологических решений в сложные системы, построенные на человеческом взаимодействии и предоставлении таких услуг как медицина или образование убедительно свидетельствует в пользу социотехнического подхода к инновациям. Суть этого подхода заключается в оценке того, как человек реально будет взаимодействовать с технологией. Он побуждает нас задуматься над тем, как мы видим процесс использования приложения в учебном процессе и что можем сейчас сделать, чтобы люди, вовлеченные в процесс, видели его пользу и целиком использовали его потенциал.

Применение таких программ может быть эффективным лишь тогда, когда они естественно интегрированы в учебный процесс, преподаватели подготовлены к их использованию, дети действительно используют их по назначению, а родители способствуют и стимулируют это. Львиную долю усилий нужно направлять на работу с учителями. Причем эта работа не должна ограничиваться тренингами. Учителя должны владеть этим продуктом, быть вовлеченными в доработку функционала, находиться в контакте с командой разработчиков, осознавать свою необходимость в этом продукте. Этого можно достичь лишь с помощью инклюзивного процесса и максимального привлечения преподавателей как ключевых стейкхолдеров, от которых зависит успех проекта.

Отдельное внимание следует уделить привлечению родителей. Постоянная коммуникация с ними необходима, чтобы дети действительно пользовались приложением. Кроме того, родители должны понять, как пользоваться функциями приложения, предназначенными для них. Аналитику, которую будет предоставлять искусственный интеллект, они должны использовать в диалоге с ребенком. Наличие этого функционала вовсе не гарантирует, что он будет использоваться на практике. Задание команды, которая работает над внедрением приложения, заключается в разработке социальной инфраструктуры, предвидении социальных механизмов влияния, чтобы обеспечить полноценное привлечение всех заинтересованных сторон. Это и коммуникация с учителями, и постоянное вовлечение родителей, и донесение до учащихся в доступной форме всех возможностей приложения.

Читайте также: Образовательная пуповина. О важности развития дистанционного обучения

Форма использования

Примеры успешного применения таких программ обычно имели место в неучебное время, ведь они не мешали традиционным формам обучения в классе. «Мрія» могла бы органично дополнить учебный процесс, давая возможность ученикам дома повторять учебный материал, ликвидировать пробелы (благодаря адаптации искусственного интеллекта до уровня пользователей), предоставлять дополнительные образовательные материалы для углубленного изучения предметов, которые их особенно интересуют. Вместе с тем преподаватель должен иметь информацию об использовании учеником приложения, чтобы поддерживать и сопровождать его.

Впрочем, использовать эти функции приложения в классе не рекомендуется, ведь это просто будет отнимать время у традиционного обучения, будет подменять его собой, что считается неэффективным методом применения инновационных решений.

Кроме того, нужно учитывать, что приложение будет работать на устройствах учеников, где также установлены многие другие программы. Во Франции еще в 2018 году на уровне законодательства запретили использовать телефоны на территории школ детям до 15 лет. Дефицит внимания это реальная угроза для детей, и приложение не должно давать дополнительное основание проводить время онлайн. Именно поэтому использовать его в классе нецелесообразно.

В этом контексте уместно вспомнить и анонсированное расширение приложения в будущем для дошкольного образования. Угрозы использования электронных устройств для детей в этом возрасте могут быть еще большими, и преимущества следует тщательно взвешивать, учитывая опасность доступа детей к устройствам в таком раннем возрасте.

Вместе с тем подтвержденным доказательной базой эффективным решением могло бы быть использование учителями широкой библиотеки образовательного контента для подготовки к урокам. Удобный и интуитивный доступ к планам уроков и другим образовательным материалам упростит учителям подготовку, причем обеспечивая высокий уровень проведения уроков. Это отвечает оценке Глобального совета экспертов, где «структурированная педагогика» (доступность заготовленных креативных планов уроков) классифицируется как одна из экономически наиболее эффективных (по соотношению результатов и затрат) политик в сфере образования.

Читайте также: НУШ: Реформа или лоббирование интересов управленческой вертикали?

Назад к основам

При соблюдении указанных выше условий «Мрія» действительно может чрезвычайно позитивно влиять на школьное образование в Украине. Она может помочь ученикам не отставать от класса или еще больше погружаться в интересные для них темы, предоставит наиболее точную информацию родителям об успешности и сильных сторонах их детей, позволит поддерживать постоянный контакт с педагогами, облегчит жизнь преподавателям и позволит им сосредоточиться непосредственно на преподавании.

Но вместе с тем, как уже отмечалось, «Мрія» никогда не заменит традиционного преподавания, работы ученика в классе с учителем. А это означает, что приложение по определению никогда не сможет решить все проблемы школьного образования или самостоятельно обеспечить ученикам высокое качество образования. Только инвестиции в людей, усовершенствование методов преподавания, создание достойных условий труда для преподавателей, внедрение эффективного контроля качества преподавания и прогресса учеников, адаптация программной нагрузки к практическим нуждам и способности учеников овладеть информацией, усовершенствование системы повышения квалификации и менеджмента в сфере школьного образования позволят действительно говорить о выходе на новый уровень.

Таким образом, надо уделить значительное внимание тому, чтобы преподаватели, родители и дети видели ценность «Мрії» и полностью использовали ее потенциал. Вместе с тем нужно помнить, что это приложение — всего лишь дополнительный инструмент, и существенный прогресс возможен только с параллельным внедрением других коренных изменений в систему школьного образования.