Зачем моему ребенку курсы актерского мастерства, если он не намерен связывать свою жизнь с этой профессией? Отвечаем: это уникальный тренажер навыков, которые понадобятся и на уроках, и во внешкольной жизни, и в будущем. Актерство полезно любому ребенку, потому что развивает интеллект, дух и душу, не требуя при этом особой подготовки.
Маше было семь, когда родители привели ее в актерскую студию. Добрая, жизнерадостная Маша взялась играть хороших персонажей, а вот роли оскорбленных, злых героев ей совсем не удавались. И разговаривала девочка тихо: была уверена, что кричат только агрессоры. Сердиться, раздражаться, жаловаться она не могла: запрещала себе негативные эмоции. Так что любой стресс был для Маши невыносим. Но через два года занятий в студии во время летнего актерского лагеря Маша как будто взорвалась: вдруг рассказала, что ее сердит, позлилась, покричала… и начала брать разноплановые роли. А в школе — защищать свои границы. Благодаря актерству Маша открыла возможность быть не только доброй, а также стала более свободной, храброй, успешной. Будет ли она актрисой? Кажется, это не так уж и важно…
Имя героини нашей истории изменено, но она реальная. О ней рассказал преподаватель театральной импровизации, психолог, детский педагог Сергей Анчуткин. За семь лет работы с детьми в возрасте от 4 до 17 Сергей видел много случаев раскрытия детских личностей — ярких, искренних, уникальных.
«Актерство развивает азарт и дарит возможность дать выход каким-то скрытым чертам ребенка. Мы создаем безопасную атмосферу и даем очень много свободы. Дети видят, что у них не везде и не всегда получается проявляться, но их не ругают и не оценивают. А позже, в более стрессовых условиях, они чувствуют себя увереннее», — говорит Сергей.
Он много работает в методе импровизации и уверяет, что это самые полезные навыки, которые нужно развивать в людях вообще. «Тебе не нужно готовиться несколько часов, чтобы выйти на сцену и что-то сделать, ты ориентируешься на ходу. Ты не знаешь, что будет дальше, но ты смело начинаешь, действуешь, ориентируешься, выдумываешь несколько вариантов развития событий.
Дети в нашей студии играют импровизационные спектакли, и это очень тренирует уверенность: я могу выйти к доске без листочка, я могу подойти к новой компании и начать разговор, я могу поехать в лагерь или пойти туда, где никогда не был, и сориентироваться по ситуации. У детей повышается самооценка, они спокойно принимают свои ошибки и не боятся пробовать. Вместе с тем перед ними открывается намного больше возможностей, и в таких условиях обучение дается намного быстрее», — рассказывает Сергей.
Навыки, которые развивает у школьников актерское мастерство
Психологическая устойчивость — о ней все больше говорят в нашем непостоянном, сверхподвижном, хрупком мире, где события ускоряются, а обычное и стабильное шатается. Она позволяет держать давление обстоятельств, сохраняя хорошее самочувствие и трудоспособность. Благодаря актерству дети постепенно нарабатывают психический ресурс для преодоления трудностей, которых в их жизни будет все больше.
Коммуникабельность
Актерство — это мастерство коммуникаций. Младшие школьники учатся общаться друг с другом, чувствовать и понимать, что происходит с ними и с группой. Учатся ощущать себя свободными в своих проявлениях и находить наиболее удачный способ проявить себя здесь и сейчас. А это понадобится и в школе, и в компании друзей, и в контактах с родителями. Эти навыки очень расширяют возможности ребенка.
Выразительность, громкость, самопрезентация, умение высказываться
Во время обучения в актерской студии ребенок учится презентовать себя и держать внимание аудитории. В студии Сергей Анчуткин совместно с коллегами использует техники работы с голосом, психологическим зажимом, телом. Развиваются громкость, четкость высказывания, раскованность, ощущение пространства, координация, гибкость, равновесие. Тренируют выразительность в общении, когда можно выразить свою мысль и голосом, и артикуляцией, и жестами.
Эмоциональный интеллект
Во время занятий актерством у ребенка развивается умение распознавать свои и чужие эмоции и руководить ими, а также отыскивать наиболее адекватный способ выражения их здесь и сейчас. Когда-то уместно и покричать, а когда-то просто сообщить, что ты чувствуешь. Тут же отрабатывается и внимание: юные актеры должны замечать и понимать, что происходит с другими актерами, и находить разные способы взаимодействия с ними.
Креативность и фантазия
Парадоксально, но традиционная система образования построена так, что умение находить нестандартные решения с возрастом у детей не развивается, а утрачивается.
Сергей Анчуткин уверен: «Не существует некреативных детей, и самые способные в этом плане — малыши. Так что наша задача состоит в том, чтобы не дать детям об этом забыть. И чтобы они до окончания школьного обучения не утратили свою креативность, а даже усилили ее. Вместе с креативностью развивается интеллект, ведь скорость мышления выше, чем скорость общения. Мозг креативных детей генерирует несколько вариантов одновременно, когда другой человек придумает лишь один. Намного легче поймать креативность в раннем возрасте и помочь ребенку сохранить легкость в общении и импровизационный драйв, чем потом вытаскивать взрослого из скорлупы».
Креативность делает интересным любое занятие и саму жизнь.
Преодоление «цифрового отчуждения»
Дистанционное обучение во время локдаунов помешало детскому общению. «Во время нынешних актерских лагерей наши дети почувствовали, насколько труднее стало найти общий язык друг с другом, даже со старыми друзьями… Начали разбираться и выяснили: мы полтора года не имели возможности проводить лагеря, и теперь понадобилась целая неделя, чтобы вернуть легкость в наше общение, — говорит Сергей Анчуткин. — Конечно, нам очень помогла импровизация, при которой безопасно попробовать и начать контакт».
Игры и упражнения на импровизацию, которые могут использовать на уроках педагоги начальной школы
«По слову» или «Мудрецы» (для развития креативности и командного духа)
Играет любое количество участников, они могут стать в круг для удобства. Ведущий задает вопрос, например: «Как приготовить яичницу?». Игроки отвечают, произнося поочередно по одному слову, пока не сформируется ответ. «Надо», — говорит первый, «Взять», — говорит второй, «Яйцо», — говорит третий, и так далее. По ходу игры дети могут придумывать веселую ерунду, но заключительный ответ должен быть логически завершенным.
«Текст в ролях» (для развития эмоционального интеллекта и диапазона проявлений)
Ребенок читает коротенький текст, а ведущий или партнер (ведь играть можно в парах) каждые 20–30 секунд меняет вводную информацию: «А теперь читай так, как будто боишься», «А теперь — вроде бы ты пират», «Будто ты — мама, которая поет колыбельную», и так до конца текста.
«Воз» (для развития импровизационного подхода)
Упражнение очень азартное и простое, главное — начать. Ведущий определяет тему, которая может касаться школьной жизни, например: «Расскажи нам, что ты делал на перемене», или «Как ты работал в Голливуде?», или «Как правильно выращивать картофель на Марсе?». Главный игрок начинает отвечать, а другие игроки (или партнер, — играть можно в парах) подбрасывают слова, которые тот должен ввести в свой рассказ. И сделать это нужно в течение следующих одного-двух предложений. Прежде чем давать новое слово, надо, чтобы главный игрок уже использовал предыдущее. Важно, чтобы рассказ вышел реалистичным.
Привлекать детей к разным видам художественного творчества человечество пыталось с момента зарождения самих образовательных процессов. Древние греки и римляне видели, что занятия музыкой, живописью, скульптурой раскрывают природные способности молодежи и способствуют свободному выражению личности. Концепция Новой украинской школы тоже направляет к развитию инновационной и культурной компетентностей. Собственно, актерское мастерство наделит вашего ребенка навыками, которые обеспечат ему конкурентное преимущество во всех сферах жизни.
Этот материал создан при финансовой поддержке Европейского Союза и Министерства иностранных дел Финляндии. Его содержание является исключительной ответственностью партнера и не обязательно отражает позицию Европейского Союза и Министерства иностранных дел Финляндии.