UA / RU
Поддержать ZN.ua

Надежда среди обломков: как модульные школы меняют жизнь в громадах

Автор: Юлия Ткачук

«У нас есть дети, которые никогда не видели парту, не знают, что брать в школу. Им сложно общаться вживую с одноклассниками и учителями», — услышала я от руководителя отдела образования одной из громад на юге страны, где в мае открыли модульное учебное пространство.

В поселке больше 250 детей, которые уже пятый год не ходят в школу из-за ковида и полномасштабной войны. И если для взрослого человека четыре-пять лет — это период, то для детей и подростков — полжизни. И именно та ее часть, когда формируются и закрепляются навыки общения и построения отношений и развивается эмоциональный интеллект.

Читайте также: В Украине планируют открыть 180 подземных школ – Шмыгаль

Потеряв это время в онлайн-изоляции, молодые украинцы не только отстают от учебной программы, но и утрачивают возможность заложить базу мягких навыков. А они необходимы как для их личного будущего — работы, семьи, отношений с окружением, так и для перспектив восстановления и развития страны, которой нужны профессионалы, умеющие общаться. В Украине уже слишком мало людей, чтобы позволить себе терять еще и потенциал детей и подростков — целого поколения — из-за отсутствия очного образования.

Возвращение школьников в классы заложено в государственную политику. С деоккупированных территорий произошел отток населения, и, к сожалению, может не остаться для кого возводить капитальные сооружения. Вместе с тем политика восстановления ныне пренебрегает инструментом, который может открыть двери школ для детей уже сейчас. Это модульные учебные пространства, которые IREX в сотрудничестве с фондом savED с лета прошлого года установили в шести деоккупированных и пострадавших громадах.

Из чего состоят модульные школы? Шесть классов, учительская, cерверная, современные системы отопления и вентиляции, современный дизайн и техника (планшеты, ноутбуки, проекторы, интерактивные доски), автономное энергообеспечение, мини-спортивная площадка, туалеты с сохраненной приватностью, доступные для людей с инвалидностью, где есть горячая вода. Для сооружения такого пространства нужно несколько месяцев.

День знаний в модульной школе села Богдановка на Киевщине. Во время оккупации старое здание школы российские военные превратили в командный штаб, а позже, отступая, сожгли
Фото предоставлено IREX

Образование больше не может ждать. И не должно

«У нас теперь школа, как в Америке», — сказал один из учеников первого модульного пространства. На самом деле такие решения используются в Европейском Союзе: частные школы в Польше (у которых мы и позаимствовали и усовершенствовали идею) и заведения реабилитации в Швеции устанавливают их, потому что это быстро и практично. В Украине сооружение таких пространств регулируется постановлением Кабинета министров 904 от 8 августа 2023 года, которое действует до окончания военного положения плюс один год.

Почему модульных пространств всего шесть, если громад, где дети не учатся очно, в несколько раз больше? Преграды есть как мировоззренческие, так и бюрократические.

Многие громады, где школы были дотла разрушены и восстановления новых нужно ждать несколько лет, отказывались от модульных учебных пространств из-за слова «модульный». Для них это было что-то новое и воспринималось исключительно как неудобный, холодный зимой и душный летом вагончик. Соответствие нормам ЕС, как и разрешение на использование от правительства Украины, не убеждали. Только там, где громады были открыты новому, такие пространства были установлены за несколько месяцев и вызвали восторг у школьников, родителей и учителей. «Теперь я спокойно могу вернуться на работу», — сказала мама пятиклассницы после открытия пространства на Киевщине.

Читайте также: «У меня просьба не только к педагогам, а вообще ко всем украинцам — не опускайте рук», — руководитель образования Херсона про учебу под обстрелами

Их используют 24/7 не только для обучения, но и для заседаний органов местного самоуправления, общественных собраний, клубов по интересам. Они комфортно перезимовали. Они раз в десять дешевле и могут служить до 20 лет как общественные или административные учреждения после того, как школы отстроят. К ним возят экскурсии из громад, которые, лишь увидев своими глазами, понимают, что «непривычное» не значит «непригодное».

Очень часто эти пространства — единственные публичные учреждения в громадах, где можно собраться и восстановить социальные связи, пообщаться, почувствовать, что ты не один со своими проблемами. Новое здание посреди куч кирпича, в которые российские атаки превратили помещения школ, клубов, кафе, магазинов и больниц, позволяет увидеть надежду на завтрашний день. Еще до полномасштабной войны третьей причиной оттока молодежи из меньших громад было отсутствие современной публичной инфраструктуры — «нечего делать в нашем городе или селе». Модульное учебное пространство оказалось многофункциональным якорем, за который цепляется надежда на достойную жизнь дома.

В громадах, где россияне уничтожили все публичные пространства, модульные школы часто выступают локацией не только для обучения, но и для публичных собраний
Фото предоставлено IREX

Что необходимо сделать, чтобы вернуть детям школы

Каждая из громад, которые решились установить модульное учебное пространство, взяла на себя смелость и ответственность преодолеть бюрократические преграды. Постановление №904 очень размыто определяет временные сооружения для жизнеобеспечения населения. И многие разрешительные учреждения интерпретируют «жизнеобеспечение» по-разному и не согласовывают введение в эксплуатацию таких заведений из-за неполного соответствия нормам для школ.

Да, в модульных сооружениях нет фундамента, столовой или химической лаборатории. Но решение архитектурно взвешено, должным образом спроектировано и пригодно для использование в украинском климате. Крыша не течет, пол не подтапливает, температура комфортная в любой сезон, электричество, вода и канализация есть, пожарная сигнализация и система оповещения о воздушных тревогах работают. Укрытия возле таких пространств — на расстоянии, рекомендованном ГСЧС. Эвакуационные выходы — из каждого класса.

Читайте также: Не хлебом единым: почему учителя уходят из школы

Далеко не все полноценные школы имеют такие условия безопасности для пребывания. А главное: и ученикам, и учителям в этих помещениях комфортно. Хотя формально это временные сооружения, но фактически они лучше старых — холодных, недоступных и часто без санитарных удобств.

Учитывая критичность возобновления очного обучения, сейчас самое время обновить постановление №904 и четко прописать, что разрешенные сооружения включают и учебные. Это снимет сомнения в разрешениях и откроет двери к качественному образованию для тысяч детей. Более того, после окончания военного положения одного года будет недостаточно, чтобы отстроить школы и публичные заведения. Поэтому перспектива жизни этого постановления намного длиннее.

Модульные школы адаптивны и могут немного меняться, согласно потребностям громады, ведь есть несколько типовых проектов
Фото предоставлено IREX

В начале проекта мы называли эти сооружения «временными образовательными пространствами» (ВОП). Но сменили название после двух недель функционирования первого. «Нет ничего временного в этом пространстве. Оно является центром жизни нашей громады», — высказалась директор школы на Киевщине.

Теперь мы называем их «Твое образовательное пространство», которое все еще является топ-решением для детей и взрослых.

Хотелось бы, чтобы больше громад были открыты к новым решениям для восстановления и не теряли время и людей. А государственная политика отображала реалии и поддерживала восстановление соответствующими законодательными инициативами. Это можно сделать уже сейчас на основе подтвержденного практического опыта и потребности. Образование не должно ждать.