UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мобилка на уроках — зло или помощь?

В парламенте будут рассматривать законопроект, запрещающий мобильные телефоны в школах.

Автор: Инна Совсун

Иногда в сфере образования, обычно не вызывающей слишком живого интереса широких масс, появляются инициативы, вроде бы и мелкие, но весьма контраверсионные, чтобы породить горячую дискуссию. Чаще всего такие дискуссии вокруг узких тем являются симптомом и следствием более глубоких системных проблем, и этим они ценны. Вот пример.

В январе нынешнего года Верховная Рада получила на рассмотрение законопроект, предлагающий запретить всем участникам образовательного процесса в школах (а это дети, учителя и родители) пользоваться любыми подключенными к Интернету устройствами во время "обучающе-воспитательного процесса", не связанного с образовательными целями. Исключение - дети с особыми потребностями. К законопроекту сразу возникла куча вопросов и у родителей, и у педагогов. В соцсетях начались баталии, но, поскольку законопроект завис из-за карантина, профильный комитет ВР вернулся к его рассмотрению только сейчас, и опять начались горячие дискуссии.

Ситуацию с запретом мобильных в школе можно разделить на три уровня.

Первый - есть ли вообще необходимость ограничивать доступ к мобильным во время уроков? Второй (если да) - как это лучше сделать? И третий - почему не получается решить проблему с мобильными (если она реальная) без внесения изменений в закон?

Итак, уровень первый.

Споры о разрешении или запрещении мобильных телефонов в школах ведутся во всех странах мира.

Сторонниками запрета, прежде всего, являются учителя. Они жалуются, что дети слишком отвлекаются на уроках. Это не только раздражает и огорчает преподавателей, но и вредит изучению предмета, а также умению концентрировать внимание, усваивать новый материал и т.п.

Американские исследователи Джеффри Кузнекоф и Скотт Титсворт изучали, как влияет на обучение детей использование мобильных во время уроков. Участники трех разных учебных групп просмотрели видеолекцию, сделали конспект и написали две контрольные. Ученики, которые не пользовались телефонами, записывали в конспекты на 62% больше информации. Они делали более подробные заметки и могли вспомнить больше деталей лекции. В итоге, группа без телефонов набрала в тесте на полтора балла больше, чем ученики, активно пользовавшиеся девайсами.

Дети, которые занимаются на уроке онлайн-серфингом, менее успешны в обучении, чем вежливо сидящие на занятиях без мобилок. Согласно результатам исследования, "серферы" записывают подробную информацию на 38% меньше, на 51% меньше запоминают, а их результаты в тестах на выбор одного правильного ответа - на 20% хуже.

Исследования указывают также на чрезвычайно интересный (но неутешительный) факт. Оказывается, активное пользование телефоном во время урока влияет на память детей. Переписка в мессенджерах и просмотр мемов ухудшают не только краткосрочную память школьников, но и их способность сохранять информацию продолжительное время.

Ученые пришли к выводу, что и учителя, и сами ученики должны приложить силы, чтобы сократить время мобильного онлайна на занятиях. Они считают, что это следует сделать, чтобы телефоны не портили способность детей хорошо учиться.

Другой проблемой, связанной с использованием мобильных на уроках, является добропорядочность. С помощью мобильных значительно легче списывать - ученики могут гуглить правильные ответы тестов или обмениваться сообщениями во время контрольной.

Не менее важен и вопрос безопасности, распространяющийся и за пределы школы. Родители обеспокоены возможностью отслеживания детей, угрозой приватности, буллинга и сталкинга. Поэтому поддерживают ограничение использования мобильных. А школам важно, чтобы угрозы, связанные с цифровой безопасностью, не влияли на учебный процесс и пребывание в учебном заведении. Поэтому запрет пользоваться телефонами не только на уроках, но вообще на территории заведения, выглядит привлекательно.

При этом, конечно, есть и успешные примеры интеграции мобильных телефонов в обучение: часть детей даже без родительского контроля успешно овладела навыками управления своим временем и пользуются мобильными после выполнения домашних заданий.

Исследования также подтверждают, что влияние телефонов на учебные результаты зависит от особенностей учеников.

Лондонская школа экономики проанализировала влияние запрета мобильных на результаты тестов. Ученики школ, где не разрешалось пользоваться мобильными, получили лучшие результаты. Причем больше всего выиграли от запрета дети с низкими оценками.

Однако исследователи показали, что запрет мобильных телефонов оказывает разное влияние на студентов разных типов. Запрет мобильных телефонов больше всего улучшает результаты учеников с низкими достижениями (немногим больше 14% от стандартного отклонения) и не влияет существенно на успешных учеников.

Эти результаты свидетельствуют о том, что ученики с низкими достижениями быстрее отвлекаются на девайсы, тогда как успешные ученики могут сосредоточиться на уроке, независимо от наличия телефонов. Таким образом, запрет мобильных может быть простым и дешевым способом сократить образовательное неравенство.

При обсуждении этого вопроса в украинском сегменте Фейсбука мнения тоже разделились. Многие учителя поддерживали идею запрета мобильных в классе, потому что дети отвлекаются. Однако была и противоположная позиция: "Как учитель иностранного языка могу вам ответить: телефоны на уроке нужны. Потому что очень помогают в учебном процессе. Например, найти значение неизвестного слова, прослушать аудио (по ссылке учителя). Главное, чтобы ученики не прятали телефоны и не "зависали" в социальных сетях. Потому что тогда отвлекаются и не усваивают знания. Особенно это касается учеников 5–8 классов, которые играют в разные телефонные игры и не могут сосредоточиться, потому что мыслями в игре…".

Впрочем, идея использовать телефоны во время образовательного процесса наталкивается на некоторые ограничения. И опять цитата из обсуждения: "Я учитель, и я за использование телефонов во время обучения, Но бывают случаи, когда не у всех детей в классе имеется смартфон. И как тогда быть? Работать только с детьми, которым родители купили смартфоны? Или говорить: "Ты, Маша, включай девайс, а ты, Вася, по-дедовски листай книгу?".

Что же в итоге? Мобильные, как и любая другая технология, могут приносить и вред, и пользу. В школе можно успешно использовать телефоны. Однако к этому учителя и администрация должны приложить усилия. Если же учить учеников с телефонами так же, как учили до их появления, мобильные становятся мощным магнитом для внимания и в конце концов вредят детям.

Так вот с мобильными надо что-то делать

И тут возникает второй уровень проблемы - делать как именно?

Вариант запретить пользоваться телефоном либо во время уроков, либо вообще на территории школы рассматривается чаще всего - ведь это требует минимума усилий. Во многих украинских школах, как публичных, так и частных, пользоваться телефонами во время уроков нельзя. Дети либо где-то их оставляют (в специальной коробке, кладовке и т.п.), либо не берут из дома. Казалось бы, в чем проблема? Пусть школы пользуются полученной в результате реформы автономией и решают этот вопрос так, как считают нужным.

Дело в том, что часть родителей категорически против запрета. Причин несколько: с ребенком сложнее связаться в случае острой необходимости; непонятно, кто будет отвечать за телефоны, хранящиеся где-то в классе или школе; дети не будут иметь возможности зафиксировать случаи буллинга или издевательства со стороны ровесников или взрослых в школе.

Поэтому очевидно, что далеко не во всех школах получится ограничить пользование мобильными, ведь если администрация примет такое решение, она рискует натолкнуться на серьезное сопротивление родителей.

Собственно, отсюда и дилемма: следует ли регулировать использование мобильных во время уроков на законодательном уровне?

В результате таких дискуссий некоторые страны (в частности Франция) или территории (например, штат Виктория) законодательно запретили использование мобильных в школах.

А вот в Нью-Йорке в 2015 году мэр отменил десятилетний запрет телефонов в помещении школ. Новая политика позволяет директорам устанавливать свои правила в отношении того, нужно ли сохранять телефоны во время обучения и перерыва на обед.

Мэр Нью-Йорка Билл де Блазио заявил, что изменение поможет родителям лучше поддерживать контакты с детьми в течение дня, особенно на случай чрезвычайной ситуации.

Чиновники отдела образования планируют помочь учителям ввести мобильные телефоны учеников в учебные занятия.

В Калифорнии ситуация аналогичная - школам позволили самостоятельно определять, разрешать мобильные или нет.

Что следует делать в Украине?

С одной стороны, мы приняли закон о среднем образовании, который базируется на идеях автономии школы. Автономия означает, что мы должны доверять школе принимать решения по организации учебного процесса. В том числе, в отношении мобильных во время уроков.

С другой стороны, я знаю не один случай, когда в школах родители блокировали решение о запрете использования мобильных телефонов во время уроков.

И тут мы выходим на третий уровень проблемы.

Исследования и практический опыт свидетельствуют, что мобильные во время учебных занятий могут вредить. Вместе с тем их можно с пользой применять (ведь цифровые технологии - это будущее) и интегрировать в учебный процесс.

Чтобы решить эту дилемму без законодательных запретов, нужно взглянуть на школьное образование в целом.

Во-первых, мы в который раз увидели проблему в коммуникации между школами и родителями. Ключевой вопрос в том, как выстраивать институционную состоятельность школ, их способность принимать сложные решения, налаживать диалог с родителями, учениками и учителями и при этом не жертвовать обучением детей.

Развитие доверия и партнерства - это длительный процесс, и для его успешного разворачивания следует как повышать состоятельность образовательных управленцев, так и менять нормативную базу, чтобы принятие решений в школе становилось более инклюзивным, прозрачным и демократическим.

Во-вторых, следует обратить внимание на просветительскую среду. Процитирую еще одну реплику из дискуссии на эту тему в Фейсбуке: "Мне кажется, что запрет нельзя рассматривать отдельно от организации пространства детей в школе. Потому что страны, приведенные в качестве примера, где телефоны запрещены, на самом деле имеют много места для активности детей и больше времени на перерывы, и не запрещают бегать-прыгать во время перерыва. Реально, сейчас дети в классе на уроках сидят, на перерыве должны стоять. Их не выводят на свежий воздух, нет игровых зон, и там нет в классах по 40 детей. У нас вырывают этот запрет из контекста. А он важен".

Школа, которая хочет использовать мобильные и другие устройства на уроках, должна убедиться, что они есть у всех учеников, независимо от доходов семьи. Те же, кто хочет их запретить, должны позаботиться как о сохранности телефонов, так и о досуге учеников и возможности для каждого ребенка быстро связаться с родителями и наоборот.

И, наконец последнее по порядку, но не по значению: очень важно определиться с местом и ролью цифровых технологий в украинском образовании, чтобы сделать вопрос использования мобильных частью более последовательной государственной политики.

Все статьи автора читайте здесь.