UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мир "Львенка"

Эксперты называют "Львенка" центром развития ребенка и всесторонней помощи родителям.

Автор: Марина Пахомова

Учитывая собственный опыт воспитания незрячей дочки, Вера Николаевна Ремажевская предложила методику обучения и реабилитации слепых детей. А спустя некоторое время во Львове основала центр "Львенок".

"Ничего общего с заскорузлой, заплесневелой интернатской системой наше учреждение не имеет, - считает директор. - На выходные детей обязательно забирают домой. Уверена, ни один квалифицированный специалист не даст семейной любви, радости и понимания".

Эксперты называют "Львенка" центром развития ребенка и всесторонней помощи родителям. А главное - зрение улучшается у 75% детей, они могут посещать общеобразовательные школы.

Орден "Улыбки" за испытания

"Когда в 19 лет я родила слепую дочку, чувствовала обиду и гнев, спрашивала, почему это случилось именно со мной. А потом поняла - следует искать ответ на другой вопрос: "Как психически и физически развивать ребенка, чтобы он стал счастливым?". Начала новую жизнь, сочетая черты заботливой матери и требовательной мачехи. Рассказывала маленькой Вере, как работает пылесос, чем дерево отличается от куста, как зажигается плита. Мы вместе танцевали, пели… Училась на практике, что-то подсказывала интуиция. Специальной литературы в 80-е годы было мало".

В Киевском государственном педагогическом институте Вера Николаевна получила профессию "Тифлопедагог, учитель школ слепых и слабовидящих". Защитила кандидатскую диссертацию, написала пособие "Развиваем у ребенка умение видеть", предложила уникальную методику диагностики и развития зрительного восприятия малышей. Так в 1996 г. открылся первый в Украине учебно-реабилитационный центр "Львенок". Инновационные подходы получили мировое признание. Украинский опыт переняли коллеги из Польши, Венгрии, Румынии, Иордании, Болгарии. В Польше новатора наградили орденом "Улыбки". Это единственная награда, лауреатов которой определяют дети. "Розой меня посвятили в рыцари, потом я должна была выпить лимонный сок и искренне улыбнуться, - очень трогательное испытание", - вспоминает Вера Николаевна. А в 2012 г. ей выпала высокая честь - стать одной из четырех украинцев, которые были факелоносцами от Украины на ХХХ Олимпийских играх в Лондоне.

Тренинги для взрослых и детей

Центр "Львенок" рассчитан на 200 детей. Комплексное лечение и реабилитацию проводят офтальмологи, тифлопедагоги, логопеды, социальные педагоги, психологи. Работать начинают даже с трехнедельными (!) грудничками. На интенсивную двухнедельную реабилитацию родители привозят детей со всех уголков Украины. С 7–10 лет большинство детей посещают классы с инклюзивной формой обучения обычных школ.

…Американский писатель Марк Твен преклонялся перед силой духа Хелен Келлер. Слепоглухая, она стала доктором философии, преподавала в Гарвардском университете, знала несколько иностранных языков, много путешествовала. Этот пример в "Львенке" часто приводят на семинарах для родителей слепых детей.

Во время просмотра документального фильма "Известные незрячие музыканты" мамы с папами наслаждаются пением и игрой Рэя Чарльза, Стиви Уандера, Андреа Бочелли. На тренингах родителям раздают симулятивные очки, имитирующие глазные заболевания, или повязки на глаза, в которых они должны различить вкусы фруктов, звуки предметного окружения и природного мира. Приглашают на занятия, посмотреть, как ведут себя с детьми профессионалы.

"На одном из тренингов нам предложили преодолеть полосу препятствий с повязкой на глазах, одновременно передавая четкие указания следующему участнику команды. Теперь я лучше понимаю проблемы, которые возникают у моего сына", - сказала Татьяна.

Прогулки на свежем воздухе превращаются в ненавязчивые игры, способствующие координации движений. Так, на снегу дети выкладывают солнышко с помощью обруча и гимнастических палочек, катают друг друга на санках. На недавнем тренинге "Птицы, живущие на территории "Львенка", дети отгадывали загадки, узнавали птиц по описанию…

Путеводитель для родителей

Вера Николаевна написала брошюру "Мы с тобой вместе…" - путеводитель для родителей незрячих детей. Главным консультантом стала дочь, Вера Александровна Ремажевская - ныне практический психолог УРЦ "Львенок".

Первые тревожные сигналы, что у ребенка недостатки зрения, - отсутствие реакции на лицо мамы с расстояния 20 см, грудничок не рассматривает свои ручки. Педагог рекомендует ряд упражнений, например, прицепить к ладоням и стопам маленькие колокольчики, забавляться с малышом отблесками от алюминиевой фольги, придумывать "касательные" игры. Приобщать к игре и общению близких, - так ребенок научится различать людей по их голосам, запахам, движениям.

"Не используйте "пустые" слова, за которыми нет реального содержания, для незрячих характерен вербализм представлений, - советует Вера Николаевна Ремажевская. - Не бойтесь называть цвета, сравнивая их: зеленый, как трава; синий, как небо; красный, как огонь. Обсуждайте каждое действие. Не всегда игрушка, которая понравилась на вид маме, увлечет малыша. Он может выбрать крышку от кастрюли или металлическую чашку. В ходе обучения ходьбе полезна игрушка-каталка. Поощряйте ребенка делать первые шаги босиком, чтобы чувствовать рельеф поверхности и удерживать равновесие".

А это советы от дочери, Веры Александровны: "У незрячего ребенка нет дифференциации, где мир - воображаемый, а где - реальный. Он не воспринимает волшебные сказки. Малышам младшей группы я рассказываю "Рукавичку", в которой повторяется сюжетная линия, средней - народные сказки, например "Колосок", "Котик и петушок". Кукольные спектакли ставят сами воспитатели. Профессиональные коллективы, как правило, громко включают динамики, а детям нужны спектакли-диалоги с комментированием.

Преодолевая детскую агрессию, используем музыкотерапию, особенно произведения Моцарта. Обсуждая какие-то негативные поступки, думаем, как направлять нашего "героя" на позитив".

Символика колеса

"Вера Ремажевская создала уникальное учреждение, спасающее тысячи детей с нарушениями зрения от изоляции, сегрегации, - сказала после посещения центра Марианна Онуфрик - руководитель Национального офиса по деинституциализации при Уполномоченном президента Украины по правам ребенка (поддерживается проектом EDGE). - Услуги для детей с нарушениями зрения являются настолько качественными, что позволяют детям вместе со своими ровесниками учиться в общеобразовательных учебных заведениях. Такой тип учебно-реабилитационного центра следует распространить в каждую громаду и в качестве примера успешной модели трансформации с места несвободы (именно так называют интернаты за границей) - в семейно ориентированную услугу, дружественную к ребенку и его семье.

Вера Ремажевская и Марианна Онуфрик

Самое яркое впечатление о "Львенке" - специальные карточки, помогающие слепоглухим детям ориентироваться в днях недели. Так, понедельник - это наждачная бумага (потому что "тяжелый" день). Среда - кожа - все уже идет "гладко". Знаковая и символичная карточка "пятница", к которой приклеено колесо… "Почему колесо?" - спросила я у Веры Николаевны. "Потому что дети, которые приезжают сюда из самых отдаленных уголков региона, едут домой".

И все же - почему так мало последователей у "Львенка"? Как откровенно призналась одна из заведующих интернатом для слепых, многим выгоднее держаться за старую систему: при реорганизации половина сотрудников потеряет рабочие места. Дают о себе знать мизерное финансирование, дефицит настоящих профессионалов, которые выбирают частные консультации. А еще - далеко не все родители желают забирать каждую неделю детей домой. Никто не имеет права их осуждать. Только почему-то постоянно вспоминаются слова Веры Александровны: "Мама, спасибо, что не воспитала меня инвалидом!".