UA / RU
Поддержать ZN.ua

Меж двух стульев

Правила поступления в лицеи и гимназии снова могут изменить.

Автор: Оксана Онищенко

Все помнят, какой шум поднялся минувшей весной из-за новых правил приема в школу ("Порядок зачисления, отчисления и перевода учеников в государственные и коммунальные учебные заведения для получения полного общего среднего образования", далее - Порядок).

Больше всего обсуждали три новации: прием в первый класс по прописке, отмена конкурса при поступлении в гимназию (5-й класс) и лицей (10-й класс). Теперь конкурс разрешен лишь в двух случаях: на свободные места (оставшиеся после того, как перевелись в 10-й или 5-й класс все желающие ученики школы) и если лицеи и гимназии - отдельные учебные заведения, не имеющие в своем составе предшествующих классов (а значит - некого переводить). Это были серьезные изменения. Они понравились родителям, повысили уровень их доверия к МОН и реформам. А вот престижные лицеи и гимназии вряд ли были от этого в восторге.

И вот прошел почти год, скоро начинется очередной набор в школу. Информированные родители девятиклассников спят спокойно: есть новый Порядок, который не позволит не взять ребенка в 10-й класс, если он желает продолжить обучение в своей школе. Но их ожидает сюрприз: в Минобразования все-таки вызревает идея вернуть конкурс при приеме в 10-й класс. Проект соответствующего приказа МОН ("О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Украины от 14 июля 2015 г.") был подготовлен еще в июле, и его уже даже выставляли на общественное обсуждение. А почему оно прошло незаметно? Потому что был сезон отпусков (обсуждение продолжалось с середины июля по 11 августа), и едва ли не единственное, что замечают в этот период в образовании и что активно комментируют в МОН, - вступительная кампания.

В проекте министерского приказа предлагается немало мелких изменений: что-то переименовать, что-то сформулировать иначе или дополнить (ну это и понятно, ведь принят новый Порядок), потому пункт о конкурсе в 10-й класс и не заметишь сразу. Его предлагается ввести не во всех школах, а только там, где есть классы с углубленным изучением отдельных предметов. А это о лицеях, гимназиях и специализированных школах. В принципе, до принятия нового положения именно они и имели право отбирать детей по конкурсу. Так вот по сути новация министерского приказа - это давно знакомая вещь, от которой только избавились.

О том, нужно ли проводить конкурсный отбор в 10-й класс, дискуссии ведутся давно.

Обычно приверженцы конкурса приводят такие аргументы за.

Если школа набирает, например, математический класс, то углубленно изучать математику могут не все. В 9-х классах всегда есть несколько учеников, которые не хотят учиться, они просто отсиживаются в школе, да еще и часто срывают уроки. Пусть лучше идут в ПТУ и выучатся на хорошего токаря или швею, это весьма затребованные специальности с нормальной зарплатой. Да, у нас все имеют право на образование, но ведь детей не выгоняют на улицу. В проекте министерского приказа написано, что те, кто не пройдет конкурс, "могут продолжить получать полное общее среднее образование в других заведениях системы общего среднего образования".

Поддерживают идею конкурса и сами престижные лицеи и гимназии. И дело здесь даже не в коррупционной составляющей. Во-первых, они заинтересованы учить мотивированных учеников. Во-вторых, если эти школы будут учить всех, без отбора, результаты ВНО значительно упадут, а с ними и репутация, и престижность.

Поддерживают конкурсный отбор и некоторые родители, чьи дети учатся в элитных школах. Они еле смирились с тем, что в первые классы брали всех подряд. Теперь питают надежду, что хотя бы в следующих классах будет отсев и школа останется элитной.

Однако многие родители настороженно воспринимают идею конкурса в 10-й класс. "Меня удивляют советы не протирать штаны два года, - звучит на родительских форумах. - Дети в 9-м классе определились с выбором профессии? У моей коллеги дочка училась весьма посредственно, и им неоднократно рекомендовали оставить специализированную школу. В 10-м классе у нее произошел прорыв в обучении. За эти два года дети меняются, становятся более сознательными. Если же это не произойдет, то в ПТУ можно пойти и после 11-го, не потеряв времени". "Неужели вам не приходилось наталкиваться на исключительную одаренность ребенка по одному предмету? Как быть с ним? Не потеряем ли мы с такой системой отсева Фарадеев или Эйнштейнов?" "Зачем вы выбрасываете более слабых учеников из школы? Государство должно быть заинтересованно в том, чтобы как можно больше граждан получили нормальное образование. Вам потом с ними жить, ходить на выборы, строить общество. Дайте возможность более слабым учиться с сильными и тянуться за ними. Сегрегация ни к чему хорошему не приведет". "Если не возьмут в 10-й класс, я лучше отправлю ребенка в польский техникум или лицей. Есть фирмы, которые помогают с этим. Обучение бесплатное, есть перспективы поступить в польские вузы".

"Куда деваться детям, которые не прошли конкурс в профильные старшие классы? - спрашивает Елена Бондаренко, сопредседатель ОО "Родители SOS". - Да, они могут получить профессиональное образование. Только оно в позорном состоянии, от материальной базы (которая крайне важна, чтобы дать ребенку профессию) и до выбора специальностей. Нет никакой гарантии, что дети, которые уйдут из 9-го класса в заведения профтехобразования, получат профессию с возможностью трудоустройства. Нет даже гарантии, что они получат качественное общее образование. Прошлогодние результаты ВНО по украинскому языку показали, что 54% учеников профессионально-технических заведений знают родной язык на начальном уровне. Поэтому можно понять родителей, которые держатся за школу и не хотят уходить после 9-го класса". "Родители оставляют в школе детей, поскольку на рынке труда нет работы. А еще потому, что не доверяют системе профессионально-технического образования. Сейчас едва ли не половина колледжей хоть и красиво называются, остаются теми же ПТУ. И там тоже паника, поскольку боятся ВНО, - рассказывает знакомая директор киевской школы - А у школ своя проблема: не хватает места для 10-х классов. У нас, например, шесть первых классов и два десятых. И я вам скажу: если ко мне придут родители, которые будут держать за руку первоклассника, и родители с десятиклассником, мне сложно будет выбрать, кому отдать предпочтение. И я все же возьму первоклассника, потому что он должен учиться вблизи дома. В некоторых школах просто нет места для того, чтобы сохранить в старшей школе такое же количество классов, как и в начальной школе. Особенно в крупных городах, где много новостроек, большой наплыв людей из других городов. И как тут определить, кто в 10-й класс должен пойти, а кто остаться? Без конкурсного отбора не обойтись".

"Вы сначала разработайте честные и прозрачные правила конкурса, а потом уж разрешайте его", - апеллируют к чиновникам родители. Они жалуются, что конкурс в 10-й класс часто превращается в инструмент решения совсем других вопросов: расправляются с непокорными родителями - пусть идут прочь вместе с ребенком; оставляют за бортом более слабых учеников, которые в перспективе могут испортить школе рейтинг по результатам ВНО; запугивают школьников - "испорчу тебе табель, и вылетишь в ПТУ".

Родительские форумы пестрят рассказами о том, как готовятся к конкурсу в некоторых школах. "В нашем классе учителя прямым текстом, поименно называют тех, кто не пройдет в 10-й класс. Понимаете, конкурса еще не было, а они уже сообщают, кто вылетит". "Часть родителей нашего класса недовольны некоторыми нововведениями администрации лицея. Мы хотели обратиться к директору, а классный руководитель предупредила: "Зачем вы нарываетесь? Разгонят после 9-го класса наш класс, вы этого хотите? Не надо ссориться с администрацией". Все теперь молчат". "На самом деле конкурс - это не проблема. Поскольку школа и задания на конкурс готовит, и проводит его. Все "решаемо". У нас все, кто надо, прошли".

Конкурсный отбор в школу всегда был эпичной историей. Он даже попал в перечень слабых мест нашего образования, открывающих возможности для недобропорядочности. Этот перечень составила команда экспертов ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющая 34 страны мира). Свои выводы эксперты сформулировали в "Обзорах ОЭСР на тему добропорядочности в образовании: Украина 2017" (далее - отчет). Документ торжественно представили на пресс-конференции в Минобразования.

"Во время разговоров с киевскими родителями команда узнала о чрезмерной сложности вступительных экзаменов в обычные, но "хорошие" школы, а также о регулярных манипуляциях результатами в пользу семей зажиточных либо с необходимыми связями (либо зажиточных и с необходимыми связями)", - указано в отчете. Там же есть рекомендация изменить правила конкурса.

Некоторые предложения международных экспертов учли в новом Положении. Теперь иначе оспариваются результаты конкурса, если родители с ними не согласны, - сейчас школа устранена от рассмотрения апелляционной жалобы, всем занимается районо. В новом Положении также появился пункт о том, что конкурсные задания должны отвечать государственным стандартам начальной и базовой школы.

Но суть процедуры осталась неизменной: конкурс полностью в руках школы, и не предусмотрены никакие санкции за нарушение его правил. Нет, конечно, в новом Положении появилась фраза: "Конкурс является публичным мероприятием и должен проходить с соблюдением принципов академической добропорядочности, прозрачности, открытости, справедливости, честности, объективности, равенства и беспристрастности". Но ведь это декларация, хотя и красивая. Непонятно, что будет за нарушение правил.

Международные эксперты советовали привлечь Государственную инспекцию к надзору за районными управлениями образования, контролирующими процесс на местном уровне, а также ввести финансовые санкции к нарушителям (например, уменьшать государственное финансирование).

Не поддержали эксперты ОЭСР норму о том, что конкурсный отбор у нас можно проводить в форме собеседования (эта норма была раньше и сохранилась в новом Положении). Они предлагают использовать письменные тесты, задания для которых школы могут брать из банка заданий, созданных, например, Украинским центром оценивания качества образования, у которого уже есть банк заданий для ВНО. А если все-таки оставлять возможность отбирать детей по собеседованию, то для него нужно разработать четкие критерии оценивания.

В отчете ОЭСР есть также совет сбалансировать спрос и предложение на рынке образовательных услуг. Не секрет, что есть школы, на которые спрос наибольший, и родители готовы на все, лишь бы устроить туда своего ребенка. Некоторые заведения пользуются этим, манипулируя результатами поступления. Но за красивым фасадом не всегда скрывается реальное качество. Есть менее раскрученные школы, которые дают не худшее образование. Ян Герчински, консультант по управлению и финансированию образования в постсоветских странах, эксперт шведско-украинского проекта "Поддержка децентрализации в Украине", в интервью ZN.UA отметил, что конкуренция школ - это часто конкуренция не качества, а репутации и слухов (см. Ян Герчински: "Школы не очень любят конкуренцию, поскольку это конкуренция не качества, а репутации и слухов", ZN.UA от 28 августа, 2015).

Чтобы это предотвратить и снять ажиотаж вокруг популярных школ, эксперты ОЭСР советуют предоставлять родителям больше качественной информации об учебных заведениях. А что есть у родителей сейчас? Сарафанное радио и составленные журналистами рейтинги школ по результатам ВНО, которые весьма критикуют специалисты.

Кстати, министерский приказ еще не подписали, а в некоторых школах уже предупредили родителей, что конкурсный отбор в 10-й класс будет. "Сказали, кто из детей не пройдет конкурс, тех отчислят", - рассказывают родители. "Нас предупредили, что после написания ГИА будут вступительные тесты в 10-й класс, а это опять нагрузка и психологическое давление". "Мы говорим, что конкурс уже отменили, а в школе рассказывают о каком-то новом законе, который разрешит это сделать".

Противоречит ли конкурс в 10-й класс Закону "Об образовании"? Нет, в нем есть пункт: "Зачисление учеников в лицеи, частные заведения общего среднего образования и заведения специализированного образования разрешается проводить на конкурсных началах. Зачисление учеников в другие заведения общего среднего образования разрешается на конкурсных началах лишь в случаях, если количество поданных заявлений превышает возможности этого заведения".

Когда только начиналась работа над законом "Об образовании", планировалось, что старшая профильная школа будет отдельным учебным заведением - лицеем (см. "Евроремонт" в среднем образовании: школа будет 12-летней", ZN.UA от 13 февраля 2015 г.). С хорошей материальной базой, мотивированными учителями, полууниверситетскими формами работы, science education, проектной деятельностью. Предполагалось, что в такие лицеи действительно будут поступать по конкурсу на основе результатов ВНО, которое дети будут сдавать как выпускной экзамен (ГИА) при окончании 9-го класса.

Но этот закон принимался с такими сложностями и переговорами, что получил славу компромиссного. "Такое впечатление, что сюда старались впихнуть все, чтобы удовлетворить всех", - отмечали off the record участники обсуждений. Одним из компромиссов Закона "Об образовании" считается дополнение его нормой, позволившей не выделять лицей как самостоятельное учебное заведение. Это удобно для больших престижных школ. Теперь у нас небольшое разночтение - лицеем называют и школу, имеющую в своем составе 1–11-й классы, и старшую профильную школу. А норма о конкурсном отборе в лицеи в законе осталась.

Неизвестно, чем завершится история с министерским приказом. По нашей информации, шансы на его подписание высоки. Но ситуация висит в воздухе почти полгода. Так что не все так просто. И родители, заметившие документ лишь недавно, уже поднимают шум, начинается бурное обсуждение. А это аудитория, которую Минобразования учитывает. По крайней мере, такое впечатление складывается после ознакомления с коммуникативной стратегией МОН (см. "Воспитать спикеров, поддержать агентов и найти бюджет на ТВ-рекламу", ZN.UA от 17 ноября 2017 г.).

Как нам стало известно, на днях Минобразования созвало рабочую группу, год назад работавшую над Положением, чтобы обсудить проект приказа, который вносит изменения в документ, наработанный группой. Хотя, наверное, логичнее это было бы сделать, когда только готовили проект приказа, а не спустя полгода после его обнародования для общественного обсуждения.

Кстати, вопрос конкурса рабочая группа рассматривала еще во время подготовки Положения. "Тогда решили отложить его до того времени, когда реформа НУШ дойдет до 10-го класса и выпускники 9-х классов будут сдавать государственную итоговую аттестацию в форме ВНО", - рассказывают Елена Бондаренко и Алёна Парфёнова, руководители ОО "Родители SOS", которые входят в рабочую группу от родительской общественности.

Ну что ж, увидим, чем завершится эта история. Следует признать, что в пользу идеи конкурсного отбора в лицеи есть весомые аргументы. Но вопрос в том, следует ли это делать именно сейчас. Сейчас, когда только начинается реформа профессионального образования, когда еще даже не приняли ни закон "О профессиональном (профессионально-техническом) образовании", ни закон "Об общем среднем образовании". Когда только начинается обновление структуры школьного образования и создание старшей профильной школы, притом что в законодательстве содержится компромиссная норма о возможности не отделять старшую школу, и неизвестно, как это будет работать в реальности. Когда лишь в 2027 г. будет введено ВНО после 9-го класса. Когда не упрочены существенно правила конкурсного отбора в 10-й класс. Пока ничего не изменилось, идея министерского приказа похожа на банальное возвращение в прошлое и уступку лобби престижных школ.

Очевидно, что реальные реформы потребуют крепкого хребта, не подточенного желанием всем нравиться. Невозможно усидеть на двух стульях одновременно и удовлетворить всех и сразу. Минобразования следовало бы четко и публично сформулировать свою позицию по щекотливым вопросам, связанным с поступлением в школу.