UA / RU
Поддержать ZN.ua

Место встречи — Открытый университет Майдана

Фломастер, флипчарт и микрофон в руках - вот и все атрибуты обучения. Среди лекторов - известные общественные деятели, политики, экономисты, журналисты, художники, юристы, ученые.

Автор: Оксана Онищенко

Что мы представляем, когда говорим о Майдане? Баррикады, флаги, палатки, революционный штаб, большую сцену, на которой обычно выступают политики и общественные деятели. Но не каждый знает, что сразу за ней есть еще одна сцена, маленькая и незаметная на первый взгляд. Это - Открытый университет Майдана.

Здесь не так людно, но не менее интересно. Фломастер, флипчарт и микрофон в руках - вот и все атрибуты обучения. Среди лекторов - известные общественные деятели, политики, экономисты, журналисты, художники, юристы, ученые.

Один из координаторов Открытого университета Майдана Юлия Кочерган рассказывает о цели проекта: "Мы верим , что революция происходит не только на улице, но и в головах. Большое значение приобретает именно интеллектуальная составляющая протестов. Наша идея - создать площадку, где люди могли бы обмениваться знаниями. Наши спикеры - лидеры общественного мнения, люди небезразличные, готовые делиться знаниями с другими. У нас нет определенной целевой аудитории. Слушатели университета совершенно разные. Далеко не только студенты. Мы предлагаем широкий спектр тем - от экономики до культуры и религии".

Расписание занятий на день такое: с 12.00 и до 21.00 каждый час со слушателями общается новый лектор. Прямую трансляцию лекций и расписание на каждый день можно посмотреть на странице "НЕ ЗЛИй Майдан" в Facebook. Или прочитать на баннерах прямо на Майдане.

У Лядских ворот, где, собственно, размещена сцена Открытого университета Майдана, перед лекцией людно. Все ждут приезда спикера - ректора НаУКМА Сергея Квита. Заявленная тема встречи - "Какого высшего образования мы хотим: между опытом и законом". Как ни странно, среди слушателей много людей старшего возраста, которые уже давно не являются студентами.

Екатерина, 57 лет: "Сама я не киевлянка, приехала на Майдан из Ковеля. Хожу на эти лекции, так как здесь рассказывают много интересного. Сегодня специально пришла послушать ректора Могилянки С.Квита. Весьма достойный человек. Мне интересно, как он анализирует то, что сегодня происходит в нашем образовании. У меня 15-летняя дочь.Очень хочу, чтобы она получила качественное образование. Поэтому собираю деньги на ее обучение в Германии. Экономим на всем. Трудно, но иного способа дать ребенку достойное образование не вижу. Больно за нашу страну, за наше образование".

Михаил, 83 года: "Я всю жизньпроработал на заводе в кузнечном цеху. У меня уже есть внуки, правнуки и праправнуки. Но мы люди небогатые, поэтому не сможем помочь самым младшим из нашего рода учиться даже на платном отделении института. Да и на учителей, которые могли бы подготовить детей к поступлению и научить тому, чего в школе не объясняют, тоже не очень-то хватает средств. Вот я и хочу послушать: почему мы так живем, и что с этим делать?".

Людмила, 50 лет: "Я - птица вольная, не поддерживаю Майдан, не стою на нем. Шла мимо этой сцены по своим делам - работаю рядом. А тут как раз лекция об образовании. Я мать двоих детей, и меня это волнует, потому и остановилась послушать. Мой старший сын - инженер, окончил вуз с красным дипломом. А теперь состоит на учете на бирже труда. Ему предлагают вакансию штукатура на строительстве...

Руководители образования в выступлениях по телевизору говорят, что у нас все прекрасно, наши ученики завоевали столько-то медалей на международных олимпиадах по разным предметам. А мой младший сын учится в школе, и я вижу, что качественных знаний он там не получает. Нам постоянно говорят, что советская (и украинская) школа дает более прочные знания, чем либеральная Европа или Штаты, где слишком "цацкаются" с молодежью. Но почему же на выходе из школы или университета мы получаем такую "липу"? Я глубоко не понимаю Майдан, не поддерживаю правительство. И не вижу, кто и как решит эти проблемы".

Олег, 21 год: "Я прихожу сюда не впервые. Здесь довольно интересные лекции, спикеры - настоящие специалисты. Да и занятия проводятся в удобное время - после обеда. Так что есть возможность и посещать занятия в университете, и учиться даже во время акции протеста".

Неподалеку от сцены слушателей встречает паренек в очках: "Пани, купите календарик. Мой собственный дизайн и текст. Вот здесь обратите внимание - флаги Украины и ЕС, а с обратной стороны - мое стихотворение о Януковиче. Сколько стоит? А сколько вам не жалко. Хоть и копейку. Впрочем, могу и так подарить". И протягивает мне несколько календариков.

На небольшую сцену выходит Сергей Квит. "Мы преодолели много разных преград на пути проработки закона о высшем образовании. Важно, чтобы любой университет был свободной трибуной. Академические свободы и свобода слова в ценностном отношении стоят рядом, - подчеркивает ректор. - Интеграция в Европу - это обратная сторона конкурентоспособности. Если мы можем интегрироваться, следовательно, мы конкурентоспособны".

После лекции у слушателей много вопросов. О том, какой будет судьба закона о высшем образовании. О том, чем Могилянка отличается от других вузов. О будущем украинского образования. И, разумеется, о науке. "Советская власть отделила образование от научных исследований, закрыв университеты и открыв вместо них институты народного образования. Научные исследования были сосредоточены преимущественно в системе так называемых академических институтов (теперь - Национальной академии наук Украины), - сказал С.Квит. - Это была стратегическая концепция. Но проблема в том, что во всех лучших мировых рейтингах главный критерий, по которому оценивается качество университетов, - это результаты научных исследований. Наука не может быть отделена от университетов".

Наш знакомый - продавец календариков - поставил большой восклицательный знак в конце лекции, когда пробрался к сцене и сказал: "Я студент-физик. Но после окончания университета мне некуда идти. Скажите, почему я не нужен этой стране?".

"Для того чтобы нашему государству были нужны физики, оно должно понимать, чего хочет, в чем заключаются перспективы и приоритеты национальной экономики. К сожалению, наши власть имущие живут лишь сегодняшним и вчерашним днем, беспокоясь только о том, что может принести быструю выгоду", - заметил лектор.

Открытый университет Майдана стал для его слушателей больше чем местом для получения новых знаний.

Анна, 31 год: "Концерты, которые мы видим на Майдане, - это, конечно, хорошо. Но необходима и интеллектуальная площадка, где можно полемизировать, обсуждать ситуацию в стране в различных срезах: культурном, политическом, экономическом. В таких дискуссиях формируется общественное мнение, и нарабатываются стратегические вещи".

София, 27 лет: "На Майдане мы говорим о том, что Украина должна измениться. Но я хочу понимать, что конкретно я могу сделать для этого. Наша интеллектуальная элита может оценить интересный зарубежный опыт, проанализировать наши возможности и перспективы. И на сцене Открытого университета дискутировать с нами об этом. Очень рада, что на Майдане появился такой университет".

Владимир, 22 года: "Сегодня всем понятно, что образование стало бизнесом. И эту систему необходимо ломать. Пришло время решить, как именно это сделать. Мы должны все вместе обдумать какие-то стратегические шаги. В Открытом университете Майдана это и происходит. Здесь, а не в парламенте, собирается сегодня интеллигенция, которой не безразлично будущее страны".

Перед слушателями Открытого университета Майдана выступают лекторы-волонтеры - признанные лидеры в различных сферах общественной жизни.

Дмитрий Шимкив, генеральный директор "Майкрософт Украина: "На Майдан пришли люди из разных общественных слоев, с разными знаниями, взглядами. И Открытый университет Майдана - это возможность для представителей бизнеса, общественных деятелей, ученых поделиться своими знаниями. А для участников акции протеста - соединить полезное с полезным. Я рассказывал слушателям университета о тенденциях развития современных технологий, о том, как они влияют на жизнь общества. Речь шла о четырех трендах: мобильности (связи), социальных сетях, облачных технологиях и накоплении больших данных. Последний тренд, к сожалению, пока что не отображен в Украине. А вот другие сыграли не последнюю роль в сегодняшней революции: мобильная связь и соцсети стали важным средством коммуникации, облачные технологии помогли многим медиа выстоять под нажимом DDоS-атак. Представлен в нашей стране и антитренд - кибертерроризм. Именно с ним связаны атаки на веб-ресурсы медиа, государственных органов.

В своей лекции я говорил и о будущем. О том, как будут развиваться технологии в Украине и мире. Мне задавали много разных вопросов: от проблем создания искусственного интеллекта до безопасности компьютера для детей. Среди слушателей были разные люди: у кого-то дома вообще нет компьютера, а у других - сразу несколько современных машин. В этом была сложность моего выступления. Но вместе с тем это давало возможность многогранно обсудить и осмыслить то, что происходит сегодня в Украине".

Михаил Колиснык, кандидат экономических наук, финансовый консультант в международных проектах и преподаватель курсов финансового и инвестиционного менеджмента управленческого и финансового учета в ведущих отечественных и зарубежных бизнес-школах: "Все конфликты в истории человечества возникают не за землю, правительство, государство, а за систему ценностей. Конфликт возникает там, где ценности не совпадают. Как известно, система ценностей ребенка закладывается его ближайшим окружением (родственниками) в возрасте четырех-шести лет. Потом на протяжении жизни эти взгляды не изменяются. И только если человек попадает в шоковую ситуацию, возможны изменения в системе ценностей. Майдан и является такой исключительной ситуацией. Открытый университет Майдана помогает формировать систему ценностей, он несомненно влияет, "затачивает" нас на понимание того, какую страну необходимо строить завтра. И в этом заключается большая креативная функция университета.

Самые активные участники Майдана - это квинтэссенция нации с правильным пониманием истории, экономики, других сфер общественной жизни. Здесь накапливается критическая масса людей, которые завтра будут проводниками изменений в обществе. У каждого из них есть личная позиция. Они близки, но все-таки разные. И в дискуссиях влияют на ценности друг друга.

За 10 лет обучения в школе мы узнаем чрезвычайно много. Но за техническими знаниями должны стоять духовность, определенная система ценностей, разносторонняя осведомленность. В том числе - и по экономике. Независимо от того, специалист вы в этой области или нет, вам необходимо знать, как построена финансовая система вашей страны, как работает ее экономика. К сожалению, за неимением времени и средств большинство людей не учатся этому. Открытый университет Майдана дает такую возможность".

Сегодняшняя революция недаром называется революцией достоинства. Мы хотим жить в достойной стране. И Майдан стал для нас не просто местом проведения акций протеста, но и местом, где в совместных обсуждениях рождается понимание того, о какой стране мы мечтаем, и что каждый из нас должен сделать для преобразования мечты в реальность.