UA / RU
Поддержать ZN.ua

Mагистр — за семестр

Ноу-хау чиновников от образования - обучение по экономварианту

Автор: Оксана Онищенко

Самая прогрессивная идея, реализованная по старой советской привычке, для галочки, может превратиться в уродливую карикатуру. Это примерно так же, как пошить вечернее платье по лекалам от Шанель на швейной фабрике в Кобеляках из байковой ткани в цветочек. План, вроде, выполнен. И одежду носить можно. Правда, без особого удовольствия и не по назначению.

Свежий пример того, как хорошую, в общем-то, идею можно зарубить, делая все "не по уму", - организация международной академической мобильности студентов, аспирантов, научно-педагогических работников.

Хорошо ведь, если наши молодые люди некоторое время будут учиться за государственный счет в лучших вузах Европы? Безусловно. И для них (возможность учиться, пусть и несколько семестров, в ведущих университетах мира), и для страны (нам нужны качественно подготовленные специалисты международного уровня, которые вернутся в родную страну и смогут многое сделать для ее процветания).

Кстати, "отцом" идеи внедрения академической мобильности именно в Украине (в мире это уже давно нормальная практика) в свое время был экс-премьер Николай Азаров. "Наша молодежь должна получать качественное конкурентоспособное образование", - объяснял он свою инициативу. Под это полезное дело были даже приняты специальная бюджетная программа, соответствующее постановление КМУ и т.д. Отбором тех, кто достоин обучаться в заграничном университете за государственный счет, занимается Минобразования. Словом, с бумагами все в порядке. А вот на практике - совсем не так гладко.

На обучение и стажировку украинских студентов и аспирантов за границу отправляли с 2011 г. И каждый раз не обходилось без проблем. Прежде всего, финансовых (см. "Счастливчики на чемоданах", ZN.UA, 2012 г.). Счастливые победители министерского конкурса, которых уже ждали в европейских университетах, вынуждены были откладывать отъезд, менять билеты, даты виз, сроки обучения, потому что государством вовремя не были выделены деньги на оплату обучения. А если и были выделены, то не в полном объеме. Что вызывало легкое недоумение у принимающей стороны (ну не могла понять цивилизованная Европа, как так несерьезно можно относиться к договорам!).

Но оказалось, что это не единственное слабое звено в реализации полезной идеи. Поскольку программы украинских вузов не могут похвастаться соответствием программам европейских университетов, возникает вопрос: а как интегрируется обучение на протяжении одного-двух семестров за границей в учебный процесс в родном вузе? И еще один важный вопрос: если магистрант начинает обучение за границей по программе, рассчитанной на два семестра, и она не совпадает с программой украинского вуза, имеет ли смысл отправлять его в заграничный вуз на "экономвариант" - всего на один семестр? Это же не полпалки колбасы (вместо целой) купить в универсаме. Может быть, стоит вспомнить, что есть вещи, на которых просто нельзя экономить? Их нужно либо делать качественно и продуманно, либо не браться за них вообще.

Студентка Национального авиационного университета Марина Савека прошла конкурсный отбор и стала участницей государственной программы 2201250 "Обучение, стажировка, повышение квалификации студентов, аспирантов, научно-педагогических и педагогических работников за рубежом".

В родном вузе Марина обучалась в Институте экологической безопасности (кафедра биотехнологии). Способную студентку-отличницу очень заинтересовали исследования, связанные с выделением, конструированием и внедрением в клетку рекомбинантных ДНК и пробиотических штаммов бактерий, а также применение маркированных антител для мониторинга и ранней диагностики опухолей. Как оказалось, именно этим вопросам уделяется пристальное внимание в магистратуре британского Кингстонского университета. Поэтому Марина с огромным желанием отправилась на учебу в Лондон. Но… там у девушки возникли серьезные проблемы.

Первая, по уже сложившейся традиции, - это проблема финансовая. По словам Марины, денег на ее обучение выделили меньше, чем обещали... Хотя в документах на конкурс она четко обозначила всю сумму. "Мне выделили на 20 тыс. грн меньше. А если пересчитывать на фунты стерлингов, это было примерно 1500 - довольно большая сумма для моей семьи", - рассказывает девушка.

Вторая проблема заключалась в том, что Минобразования утвердило и профинансировало обучение Марины лишь на один семестр - с 01.09.2013 г. по 01.03.2014 г. Почему так? Ведь магистратура длится год? МОН объясняет это следующим образом. Во-первых, так просила сама студентка. "Конкурсной комиссией было поддержано предложение высшего учебного заведения (НАУ. - Ред.) и принято решение относительно стажировки Савеки М.А. в Кингстонском университете (Великобритания) на срок, предварительно определенный самой студенткой и высшим учебным заведением". Но здесь возникает вопрос к уважаемой конкурсной комиссии при МОН: а что же наши эксперты, рассматривающие заявки на государственные гранты, не подумали о целесообразности такого решения? Или они не знают о различиях и структуре программ?

Во-вторых, даже если бы Марина и написала заявление на целый год, его бы не удовлетворили, потому что обучение за счет средств государственной программы касается "только граждан Украины дневной формы обучения". А поскольку Марина должна закончить магистратуру в Национальном авиационном университете 1.03.2014 г., то и срок ее обучения в заграничной магистратуре такой же. Такие основания своего решения изложило Минобразования в ответ на обращение председателя парламентского комитета по вопросам науки и образования Л.Гриневич. И намекнуло: по закону финансирование могут брать на себя и высшие учебные заведения "за счет других источников, не запрещенных законодательством".

Сама Марина объясняет ситуацию так: "Сначала я хотела подать заявку на год. Но потом побоялась, что не утвердят из-за большой суммы. Кроме того, когда я ехала на учебу, не знала, что работа собственно с научным руководителем над избранной темой начинается во втором семестре. Это стало известно, когда нас уже знакомили с учебным процессом, расписанием и задачами, которые мы должны были выполнять в процессе обучения. С другой стороны, в английском вузе, в который я поступила и учусь сейчас, на эту программу и специальность не было и нет вариантов обмена студентами на полгода, поскольку программа серьезная и включает постановку и выполнение собственного научно-исследовательского проекта".

При зачислении на магистерскую программу в английском университете Марина вынуждена была подписать контракт с иностранным вузом на весь год (включая не только обучение, но и проживание): "Не подписать этот контракт я не могла, ведь в противном случае меня бы просто не допустили к обучению. Таковы британские правила. Поэтому сейчас я оказалась в неприятном положении - денег нет".

Марина увлеченно рассказывает о том, как интересно учиться в магистратуре в Лондоне. Девушка уже достигла первых успехов: "Кроме собственно учебных программ, я принимаю участие в жизни университета и даже номинирована в специальной программе в номинациях Global Achiver и Overcome Adversity to Achieve. Результаты пока что, конечно, неизвестны. Ведь впереди целый семестр. А вообще здесь чрезвычайно интересно учиться. Мы сейчас в процессе распределения и разработки магистерских научных проектов. Сначала назначаются научные руководители, а затем студенты вместе с ними разрабатывают проект. Мой проект, скорее всего, будет связан с сигнальным путем протеин киназы, регенерацией тканей и опытами на фагоцитоз, связанными с раковыми опухолями. Для меня лично это крайне важно . Обучаясь по направлению "биотехнология" в течение пяти лет в Украине, я не имела такого опыта и практики, который я получаю сейчас в Британии. К сожалению, мы намного отстали от западных стран, особенно в области биотехнологии и бионаук. Это обучение даст мне не только необходимый практический опыт, без которого просто нечего делать в данной сфере, но и возможность для развития и выполнения перспективных научных проектов в Украине".

Пока Марина осваивает достижения мировой биотехнологии в Англии, ее мама Татьяна Григорьевна стучит во все двери в Украине с просьбой помочь дочери окончить магистратуру в Кингстонском университете. "Я вырастила Марину одна. Моей зарплаты никак не хватит на то, чтобы оплатить еще полгода магистратуры в Англии. Я обращалась и в Фонд Пинчука, и в FIRTASH Foundation. Но везде получила вежливый отказ: "Искренне благодарим за обращение в наш фонд и внимание к его деятельности. Вместе с тем мы вынуждены сообщить вам, что программой деятельности и бюджетом фонда Виктора Пинчука на текущий год не предусмотрены рассмотрение и поддержка по запросам организаций, учреждений и частных лиц. В случае появления такой возможности в следующем году Фонд сообщит об этом через свой сайт в сети Интернет или через средства массовой информации". FIRTASH Foundation мотивировал свой отказ тем, что финансирует обучение в Кембридже: "К большому сожалению, фонд не может финансировать или поддерживать студентов других учебных заведений".

Что же получается в итоге? И студентка талантливая. И направление, которым она хочет и может заниматься в своей стране, важное и нужное. А помочь ей в данной ситуации некому. На заботу государства, судя по ответу МОН, рассчитывать не приходится. Галочка в графе "столько-то студентов отправлено в таком-то году за границу" уже, наверняка, поставлена в министерских отчетах (наверное, не одна Марина оказалась в подобной ситуации). А насколько это результативно, и в чем тут государственный интерес - это уже не так и важно. Остается одна надежда - на неравнодушных меценатов. Но их пока найти не удалось.