UA / RU
Поддержать ZN.ua

"ЛандауЦентр": науку вызывали?

Образование и наука в Украине меняются. Создается необходимая законодательная база. Открываются новые возможности. Но у большинства рядовых граждан нашего государства за долгие годы сформировалась мысль: "Науки в стране нет!". И найти аргумент, почему дети должны стать физиками (конструкторами, инженерами...), если можно стать юристами (продавцами, стоматологами...), очень непросто.

Автор: Виктория Круглова

Просветительство в формате XXI века

Что такое просветительство? Актуально ли оно в XXI веке? Кто такой современный просветитель? И есть ли таковые среди нас? Думаю, каждый ученый так или иначе пытался, по крайней мере для себя, ответить на эти вопросы. Однако четких ответов на них нет. С одной стороны, казалось бы, в эпоху Интернета очень просто можно стать сверхумным, сверхграмотным и сверхопытным - таким себе суперчеловеком, которому, собственно, никакие университеты или академии не нужны. (Просветительство здесь даже не вспоминаю). С другой - постоянный Интернет в кармане делает человека ленивым к знаниям. Ну зачем учиться или в чем-то разбираться, если в любой момент можно найти в И-нете, скажем, историю своей страны (на двух страницах, и это ужасно!) или схему создания ядерной бомбы. Вот и получили беду: все с дипломами о высшем образовании, а поговорить не с кем. Я уж не говорю о том, что зачастую работу делать не с кем! Равнодушие, шокирующее незнание, нежелание стать профессионалом высшего сорта, а значит - НЕ учиться, НЕ учиться и еще раз НЕ учиться, приводят к катастрофическим последствиям во всех сферах жизни. Хороший врач - проблема, умелый репетитор - да где ж его взять, честный чиновник - смеетесь?..

Вспомним историю. Эпоха Просвещения. XVII-XVIII вв. Интеллигенция (как мы теперь сказали бы) выступает за изменения в гражданском обществе: больше свободы, доступ к знаниям, распространение образования и культуры, улучшение условий жизни. Ничего не напоминает? Золотое время для просветителей XXI в., не так ли?

Образование и наука в Украине меняются. Создается необходимая законодательная база. Открываются новые возможности. Но у большинства рядовых граждан нашего государства за долгие годы сформировалась мысль: "Науки в стране нет!". И найти аргумент, почему дети должны стать физиками (конструкторами, инженерами...), если можно стать юристами (продавцами, стоматологами...), очень непросто.

Нам говорят: "Популяризация знаний, воспитание уважения к науке и культуре важны, конечно. Но есть другие проблемы, понимаете? Они важнее". И все же, давайте подумаем. Сегодня ребенку неинтересна математика, завтра он потерял интерес к истории или языку, а там, глядишь, - человеку плевать на собственную жизнь (что уж о стране говорить!). Так есть ли смысл в просветительстве? И еще один неудобный вопрос. А стоит ли вкладывать миллиарды в страну, которой постоянно не хватает чего-то для воспитания и формирования этих самых креаторов, созидателей, архитекторов будущей успешной страны, где так хочется жить?..

Я не из тех людей, которые просто жалуются. У меня есть план. Поэтому попробую обозначить несколько пунктов по развитию просветительства в Украине, выполнение которых точно даст результат, поскольку проверено временем и собственным опытом.

Street science: стань ближе к науке!

Что же такое "уличная наука"? Представим себе, как на главной площадке города собираются ученые, педагоги, промышленники, любители-изобретатели и демонстрируют миру интересную науку, в которой разобрались сами. Жизнь под микроскопом, химические эксперименты вроде "химия на кухне" или "химия в ванной комнате", физика вокруг нас, полезная геометрия, а дальше - краеведческие квесты и "живые" шахматы, агрономия и эргономика, авиамоделирование и оптические иллюзии - все это рядом, и во всем этом может участвовать каждый. Таким образом, реализуется лозунг "Прикоснись к науке".

В Украине постоянно проводятся научные старты и фестивали, интерактивные представления и конкурсы, дни и ночи науки. Но самое показательное в этом формате мероприятие - научные пикники, реализуемые в рамках украино-польского проекта Scientific fun уже пятый год подряд.

Есть восхитительные отзывы о таких праздниках, десятки тысяч посетителей. Но надо расширять, во-первых, географию проекта (скажем, весной 2016-го пикники проводились только в Киеве, Тернополе, Днепре, Кривом Роге и Харькове - и это на всю Украину!), во-вторых, состав демонстраторов, приглашая к участию учебные заведения, научные учреждения, предприятия, организации и, безусловно, юных ученых - школьников и кружковцев. Потому что они через несколько лет начнут сами создавать новые форматы просветительства, которое им понятно и близко. Поэтому такая непринужденная площадная коммуникация перерастет, я уверена в этом, в интересный полилог. Нам бы понаблюдать... И поучиться.

Центры интерактивной науки от "Ландау ..." до "..."

Как организатор, а ныне директор первой в Украине приуниверситетской площадки интерактивной науки - учебного центра "ЛандауЦентр" Харьковского национального университета им. В.Каразина - могу сказать, что создание такого центра занимательной науки - дело непростое. Поскольку надо не только разработать и построить экспонаты, которые демонстрировали бы научные явления или законы, не только связать их с реальной жизнью, но и разработать методику рассказа. Ведь правильно употребленные слова и точные аналогии позволяют объяснить детям сложные и непонятные вещи. Например, действие ферромагнитной жидкости. И начинается. Знаем, что такое керосин? Знаем. Представим себе, что на очень-очень мелкой терке натерли кусочек железа прямо в керосин, хорошо перемешали, а затем опустили в поднос с этой жидкостью магнит. Сразу образуются иголочки вокруг магнита, - железные частицы притягиваются, подтягивая за собой жидкость. (Очень красиво! Приезжайте в "ЛандауЦентр" - и не такое увидите!)

Кстати, выступая перед ректоратом и приведя этот пример с ферромагниткой, я знала, что декан физического факультета будет не в восторге от такого моего объяснения. Но я подчеркнула, что задача "ЛандауЦентра" - заинтересовать детей наукой, поощрить их прийти учиться на физмат или физтех (что чрезвычайно важно сегодня!), и тогда вы, коллеги-физики, расскажете очень серьезно и очень правильно, что же это такое - ферромагнитная жидкость. Было бы кому рассказывать...

Такие очаги науки становятся местом сбора и реализации различных научных и научно-технических изобретений, экспериментальных идей, учебно-развивающих программ, интеллектуальных праздников; местом, где проводятся конференции, лектории, методические советы, семинары. Ведь интересно (столько нового и необычного), нестандартно (вы где-нибудь видели трехметровую игрушку йо-йо, извиняюсь - маятник Максвелла?). И настраивает на неакадемический диалог (порой это очень полезно, когда учителя или чиновники начинают улыбаться, чувствуя себя детьми, становятся в очередь перед каким-нибудь экспонатом, чтобы попробовать самому что-то сделать, например сесть на стул, в который вбиты 15 кг гвоздей).

Идем дальше. В центрах интерактивной науки в сотрудничестве с учреждениями профессионально-технического образования и предприятиями, которые развиваются и создают реальные рабочие места, было бы уместно (и это уже в планах "ЛандауЦентра") постоянно организовывать площадки профессий. Это поможет молодым людям не стать заложниками родительской несостоятельности дать своему ребенку образование, о котором он мечтал. Ведь часто родственники всеми правдами и неправдами "загоняют" детей на факультет по принципу "Ура! Проходим по баллам ВНО". Но принесет ли это счастье всем? Поэтому крайне необходимо выявлять у детей с малолетства их стремление к определенной профессии. Будет время и у родителей, и у детей привыкнуть к осознанию, что "это мое, я этого хочу, я к этому буду идти и приду". Вот вам и новый формат выстраивания продуктивных, социально значимых отношений в семье и обществе, направленных на результат. И не пугайтесь, когда ребенок придет и скажет: "Буду конструктором! Если бы ты знал, дед, какой замечательный чертеж велосипеда я создал на выставке научно-технических поделок в "ЛандауЦентре"!

"ДНК - Детский научный клуб": интересную науку - в село!

Проект "ЛандауЦентр" разрабатывал прежде всего для сельских школ. Его суть - создать передвижную выставку науки - "ДНК" на колесах, а затем с этой выставкой ездить по сельским школам, домах культуры или библиотекам, демонстрируя в первую очередь школьникам захватывающие научные явления. Это позволит открывать науку жителям Украины, которые территориально удалены от различных образовательных центров - НИИ, университетов, центров науки и т.д., а также со временем создать интерактивные мини-площадки (классы, уголки) занимательной науки в школах и других молодежных организациях с привлечением детей, которые будут делать научные экспонаты своими руками или проводить различные опыты и эксперименты (некий опыт переноса "ДНК", выражаясь с позиции биологии).

Это должна быть открытая работа, которая будет освещаться в Интернете, чтобы различные новые "ДНК" учились друг у друга, дополняли друг друга, делились опытом, а потом лучшие из них участвовали в различных показательных популяризаторских мероприятиях. Уверена, сформируется новое интернет-коммуникативное пространство для, например, кураторов "ДНК", представителей научного сообщества, учителей ведущих школ Украины, где также постепенно возникнут (или уже возникли) такие детские объединения, и многих других, кто примет участие в проекте или заинтересуется им.

Что в этом проекте будет считаться успехом? Во-первых, молодежь заинтересуется наукой, прежде всего физико-математическими дисциплинами, которые лучше поддаются воплощению в простые экспериментальные образцы (молекулярная физика, оптика, механика и т.п.). Во-вторых, я бы очень хотела надеяться на сокращение разрыва между уровнем образования в городских школах и сельских. Если в сельские школы хоть иногда будет приезжать такая выставка, там не будет настроения, что села и поселки - вне пространства интересной жизни. Там со временем самоорганизуются пусть небольшие, но активные научно-образовательные общества, будет происходить постоянное общение единомышленников-"ДНКшников", например во время подготовки к областному фестивалю интерактивной науки, где все будут работать над общей программой. А, как мы знаем, ничто так не объединяет, как коллективная работа, направленная на самый лучший результат.

Эй, СМИ! Вам нужен умный читатель?

Коллеги-ученые! Коллеги-журналисты! Коллеги-просветители! Вернемся к изданию научно-популярных журналов! Иначе всеукраинское просветительство будет немым, а значит, бессильным и априори провальным как государственный проект.

Я согласна, нужно найти такую писано-печатную форму просветительской литературы, которая заинтересовала бы и удовлетворила современного требовательного потребителя информации. Да, конкурировать с Интернетом трудно. Но в Интернете на твой запрос выскакивают тысячи ссылок, часто противоречащих друг другу (я уже не говорю о грамотности). Так где правда? Кто с тобой честен? И вообще, проверенную ли информацию мы находим, и не попадем ли завтра с ней в беду?

Теперь сравните. Научно-популярный журнал, издаваемый, скажем, университетским консорциумом. Неплохая трибуна для ученых-просветителей, не так ли? Другое дело, что те же просветители, работая над статьей, часто осознают, что делают они это не для сотен и тысяч, как должно было бы быть, а для единиц, в лучшем случае - десятков. Но с чего-то надо начинать. Тем более что сегодня в мире возрождается интерес к бумажным носителям информации. Даже у нас, в "ЛандауЦентре", слышала, как студенты, общаясь между собой, говорили: "Красивая книга в руках красивого человека - это стильно, модно и современно".

Так что, вроде, нет ничего сложного. Все предложенные проекты могут быть реализованы. Надо только начать действовать. Ситуация изменится. Сейчас есть десятки людей, готовых работать на ниве просветительства. Мы их знаем. Мы в них верим. Через год их уже будут сотни, и они будут нести идеи во все регионы Украины.

И напоследок. Я точно знаю, что среди нас есть и Вольтеры, и Руссо, и Франклины, и Шиллеры, и Каразины. Просто они изменили фамилии. А мы все еще живем в эпоху Просвещения. Особенного, современного, важнейшего.