В течение последнего десятилетия в отечественной педагогике разрабатывается широкий круг культурологических проблем образования, связанных с новым этапом развития общества.
В этом творческом процессе огромное значение приобретают научные работы украинских философов, педагогов, психологов. Однако родоначальником нового подхода в философии образования является академик Иван Андреевич Зязюн.
Будучи основоположником действительно революционной для бывшего советского общества концепции педагогического мастерства, украинский ученый продолжает и развивает в отечественном образовании великие идеи Добра, Красоты и Культуры в процессе формирования личности. Выдающийся философ, культуролог, искусствовед, ученый всю свою творческую жизнь посвятил именно педагогике, воспитанию и актуализации самого лучшего, самого прекрасного в Человеке. "Теперь с полной уверенностью можно сказать себе и людям: "Педагогика - моя жизнь!" - пишет в своей книге "Педагогика добра" Иван Андреевич и свято придерживается своих убеждений на протяжении всего своего педагогического пути.
И лишь тот, для кого педагогика - настоящее призвание, смысл жизни и осознанная ценность, способен верно служить Человеку и чувствовать нужды и реалии общества.
Именно поэтому одним из первых украинских ученых И.Зязюн пришел к выводу, что отечественной педагогике нужны новые акценты и другие пути ее развития. Следует отметить, что ученый пришел к этой идее не случайно. Еще "со студенческих лет, - вспоминает он, - во мне не угасал протест против навязывания учебными программами, особенно по гуманитарным предметам, стереотипов, направленных на уничтожение собственных оценок и убеждений. Находясь в условиях постоянной регламентации собственных мыслей и стиля поведения, я ощущал, что тормозятся мои способности познавать новое, оригинальное и использовать его для формирования собственного "Я".
Так родилась идея новой парадигмы в отечественной педагогике - парадигмы культурологической.
Сам термин "парадигма" толкуется нами как совокупность теоретических и методологических предпосылок, которые определяют конкретное научное исследование, и воплощается в научной практике на данном этапе.
Если речь идет об изменении парадигмы в образовании, то целесообразно выявить причины, вызывающие насущную потребность коренных изменений в образовании и воспитании.
Мировые и украинские ученые пришли к выводу, что нынешний этап истории человеческого общества, к сожалению, характеризуется тем, что культура оказалась перед вызовом в связи с проблемами перспектив современной цивилизации.
Кроме того, следует отметить, что техногенная цивилизация, достигнув впечатляющих вершин в науке и технике, породила глобальные кризисы, которые поставили под угрозу само существование человечества: она сделала его смертным, создав оружие массового уничтожения, привела к нарастанию экологического кризиса, к реальной возможности разрушения биогенетической основы человеческой жизнедеятельности, она же обеспечила значительное отставание развития человеческих эмоций от умственного развития.
При таких условиях господство традиционной парадигмы образования, которое было сориентировано только на получение знаний, становится невозможным.
Чтобы объяснить это положение, приведем принципы, на которых базировалось традиционное образование и воспитание:
идеологизация и регламентация научного ядра знаний;
академический классно-урочный характер накопления знаний и овладение ими;
недифференцированный подход к личности ученика, студента;
отсутствие стимулов к развитию творчества и инициативы;
невозможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу;
авторитарный стиль взаимоотношений учителей и учеников, преподавателей и студентов.
Анализируя кризис традиционного советского образования, известный русский культуролог В.Розанов писал, что были нарушены три важнейших принципа образования:
- принцип индивидуальности;
- принцип целостности;
- принцип культуросоответствия.
Это же мнение полностью разделяет И.Зязюн, который в своих воспоминаниях отмечает: "Вся система обучения практически исключала самый продуктивный из методов формирования "Я-концепции" - самостоятельность в основных видах деятельности. Это препятствовало возможности быстро и продуктивно приобретать навыки и умение использовать полученные знания и предопределяло ориентацию на готовые образцы".
Кризис образования личности заключается не столько во внешних причинах, сколько во внутренних: в потере смыслов, в воспитании нравственности, национального достоинства, духовности, патриотизма.
Таким образом, исчерпав себя, традиционная парадигма образования обусловила необходимость перехода к другому, новому пути развития общества и цивилизации.
С каждым днем становится более очевидным, что вся система знаний о мире, человеке и обществе должна быть кардинально пересмотрена с учетом изменения современных требований как к образованию, так и к духовному наследию украинской нации, ее самобытности, православной культуры. Возникает насущная потребность возврата к человеческим ценностям, к Личности, которая осознала бы себя как микрокосм, как часть мировой культуры, где на основе диалога культур она познает себя в своей культуре, приумножая культуротворческий опыт человечества. Именно эти основные положения составляют основу культурологической парадигмы в современном украинском педагогическом образовании.
И не случайно сегодня все чаще звучат идеи относительно объединения культурологии с педагогикой. Появляются даже новые понятия в педагогике, такие как педагогическая культурология, педагогическая культура, культурологическая подготовка. Но эти тенденции можно свести к двум основным направлениям, которыми, на наш взгляд, являются педагогическая культурология как основа объединения педагогики и культурологии, объясняющая содержание и формы развития педагогической культуры с позиции культурологии, и культурология образования, объясняющая с позиции культурологии и философии природу образования, развития и саморазвития Личности.
В свете культурологического подхода эпицентром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми, сама с собой и культурой.
Основное содержание культурологической парадигмы в философских и педагогических произведениях академика И.Зязюна условно состоит из трех блоков: пересмотр традиционной системы образования и наполнение ее культурологическим содержанием, аксиологическим характером приобретения знаний; личность самого педагога, формирование его общей и профессиональной культуры, педагогического мастерства; культурологический характер среды, который должен воспитывать и наполнять культурными смыслами и ценностями личность.
Следует отметить, что в 1990-х годах в официальной науке и локальных педагогических исследованиях стало заметным сближение объекта и предмета педагогического процесса. Сам же учебно-воспитательный процесс все больше приобретает характер субъект-субъектности. Это свидетельствует о медленном, но верном движении отечественной педагогики к определению основного фактора в системе теоретического знания. Все смелее авторы связывают объект педагогики с личностью.
Согласно культурологической концепции педагог не передает готовые образцы этической и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанником. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют содержание современного культурологического образования. Саморазвитие воспитанника и самого педагога происходит в пространстве их взаимодействия, которое мы называем также пространством культурно-воспитательной деятельности.
На основе модели понимания человека в культурологической парадигме можно выделить пять результатов воспитания: воспитание личности; воспитание гражданина, способного воспринимать и передавать национальные ценности; воспитание как выявление естественных задатков; воспитание человека как творческой индивидуальности, раскрывающей свой потенциал в окружающем мире; получение ею универсальности в мире; духовное развитие человека.
Кроме высоко развитой личностной культуры педагога важно развитие его педагогического мастерства, профессиональной культуры. Тем не менее в культурологической парадигме И.Зязюна профессионализму учителя отводится несколько иная роль. Учитывая, что мы живем в информационном обществе, где потоки информации изменяются ежесекундно, важным фактором становится не только процесс получения педагогом знаний, но и характер постижения сущего, сознание и духовная активность человека в целом. Человеческое сознание как духовная основа играет неоценимую роль в создании культуры.
Итак, общие характеристики культурологической парадигмы в современном образовании базируются на следующих принципах:
- признание развития личности главной задачей образования, а становление уникальной индивидуальности будущего профессионала - его главным результатом;
- содержание образования должно быть наполнено культурными смыслами и общечеловеческими ценностями;
- педагогические средства, формы и методы учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на развитие субъектных, положительных свойств личности, на самопознание;
- подготовка профессионала должна происходить в особой культурно-воспитательной среде, в которой есть все основания для свободного выбора способов самореализации и культурного саморазвития личности.