UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто украл будущее?

Национальная образовательная электронная платформа под арестом.

Автор: Оксана Онищенко

Школы закрыли на карантин, посоветовав перейти на дистанционное и онлайн-обучение. Но будем реалистами, - в 98% все сведется к тому, что учителя просто пришлют перечень упражнений и параграфов, которые надо выполнить за время карантина. Потому что далеко не у каждой школы есть технические возможности для онлайн-трансляций, и далеко не все учителя владеют этими инструментами.

"Вы что, не можете пошарить в Интернете и поискать какие-то видеоуроки по заданным темам?" - сказала старшеклассникам учительница одного столичного лицея. Пошарить-то можно, и сейчас соцсети пестреют ссылками на разные каналы, платформы, блоги, но есть несколько проблем. Во-первых, большинство курсов и видеоуроков рассчитаны на старшеклассников и на подготовку к ВНО, а что делать малышам? Во-вторых, видео разбросаны по разным ресурсам, и это усложняет поиск. В-третьих, сейчас соцсети переполнены рекламой каналов и сайтов (это и понятно, спрос огромен), и родители, и ученики не всегда могут сориентироваться в этом океане и отличить качественное видео от халтуры: тема урока подходящая - ну и хорошо. А некоторые планируют воспользоваться старым проверенным способом и обратиться к репетиторам.

А значит, в XXI веке в сложной ситуации максимум, что мы можем предложить подавляющему большинству школьников (тем, кто учится не в частных школах), - это чат в Вайбере, куда учителя будут бросать задания.

А между тем все могло бы сегодня быть по-другому. Могло бы, если бы был реализован один важный для украинского образования проект - запуск Национальной образовательной электронной платформы. На него в госбюджете 2018 года закладывали 54 миллиона гривен. Техническим администратором новой платформы должно было стать государственное предприятие "Инфоресурс", подчиняющееся Минобразования.

"На этой платформе должны быть собраны интерактивные учебные материалы для школьников, учебные материалы для учителей (методические материалы, видеоуроки, рекомендации и т.п.), советы для родителей по вопросам их общения со школой, - говорила в интервью нашему изданию Лилия Гриневич еще в 2017 году.

Была создана целостная концепция платформы, утверждена приказом Министерства образования и науки, - в ней обещали много "плюшек": отбор, экспертиза и накопление е-учебников, электронных образовательных ресурсов и сервисов, образовательных стандартов и программ, средств оценивания, дистанционных курсов не только учеников, но и учителей, помощь в повышении квалификации.

Да что там повышение квалификации, берите выше. "В долгосрочной перспективе Платформа может стать составной частью истории украинского успеха, потому что приобщится к формированию динамического общества", - было сказано в красивом буклетике от МОН.

Надо отдать должное, рекламировали платформу замечательно: это, дескать, важный инструмент реформ, недаром же о ней есть упоминание даже в концепции новой украинской школы. Подчеркивалось, что это поможет дать более качественное образование сельским школьникам, поддержать учеников с оккупированных территорий, а также детей с инвалидностью, которые не могут посещать школу.

Национальную образовательную электронную платформу планировали запустить еще в 2018 году, как раз одновременно со стартом школьной реформы. Сначала должен был появиться контент для начальной школы, а потом ежегодно добавлялись бы другие модули. Но сейчас у нас 2020-й, а платформы до сих пор нет.

Более того, теперь эта "история украинского успеха" может превратиться в историю позора. Потому что Национальная образовательная электронная платформа не просто не запущена, а на ее оборудование и программное обеспечение наложен арест, начато уголовное производство. Вот отрывок из судебного определения столичного Печерского суда №86522578от 17 ноября 2019 года, позволившего следователям получить временный доступ к вещам и документам: "В ходе досудебного расследования установлено, что должностные лица ГП "Инфоресурс", действуя по предварительному сговору с должностными лицами Министерства образования и науки Украины и ООО "БМС ТЕХНО", вопреки интересам службы, с целью получения неправомерной выгоды, организовали заключение договора №18/11/13-1 с ООО "БМС ТЕХНО" о закупке программно-аппаратного комплекса Национальной образовательной электронной платформы, технические характеристики которого не соответствуют требованиям технического задания на его создание, по завышенным ценам, вызвав тяжелые последствия в виде нанесения материального ущерба государству". Сумма этого договора - 48 миллионов гривен.

Как нам стало известно, еще на этапе объявления тендера и публикации информации о нем на ProZorro ІТ- специалисты забили тревогу, - их удивили сроки выполнения: не может такая большая система разрабатываться полтора месяца, потом два дня тестироваться, и еще два дня отводится на исправление ошибок. Говорят, некоторые из нардепов даже обращались (правда, неофициально) к Лилии Гриневич и ее заместителю Павлу Хобзею с предостережением: не хотелось бы, дескать, чтобы мы имели в конце такую же ситуацию, как с ІТ-системой НАПК.

Но тендер все же завершился. И что дальше, где платформа? Отвечать на этот вопрос пришлось уже преемнице Лилии Гриневич в министерском кресле Анне Новосад. Незадолго до отставки ее спросила о платформе депутат из "Голоса" Инна Совсун, как раз когда на заседании парламентского комитета обсуждался отчет правительства Гончарука о выполнении Программы КМУ. Стенограмма заседания комитета цитирует ответ Анны Новосад:

"Фактически год продолжаются следственные действия. Платформа находится под арестом. И у нас пока нет заключения правоохранительных органов, что они думают по этому поводу. Но мы провели свой внутренний, скажем так, аудит самой платформы. Нам дали к ней доступ временно. И пришли к выводу, что мы ее использовать не можем. Потому что тот код, на котором она построена, является закрытым, фактически мы не можем его изменять.

Плюс нам непонятен конечный разработчик этой системы, и, скорее всего, это российский разработчик. И мы не будем понимать, какова ситуация с защитой данных. И поэтому мы доложили премьеру, и он вместе с нами принял решение, что мы использовать ее не будем. После того, как правоохранительные органы осуществят все свои следственные действия, мы будем пытаться по крайней мере забрать серверы. Потому что это хард, который стоит дорого, он нам точно нужен. А относительно софта, то будем сейчас с нуля разрабатывать новый".

То есть опять возьмем деньги в государственном кармане, где и так негусто? Интересный момент и по поводу российского следа и защиты данных, которые есть на платформе. Ведь речь тут идет не только о видеоуроках и учебниках. Среди возможных опций были и такие, как создание школьной информационной системы - с данными об учебных заведениях, с учетом детей, электронными журналами, данными о сертификации учителей. Национальная образовательная электронная платформа должна была интегрироваться с другими системами образования и сервисами е-управления.

Мы будем наблюдать за тем, как завершится эта история. Главное, чтобы не так, как история с фальсификацией результатов ВНО, в которой до сих пор не поставлена точка. Страна должна знать своих героев.

Президент подчеркивал в своей предвыборной программе, что образование - это будущее нации. Почему бы ему не взять под свой контроль дело об украденной платформе?

Все статьи автора читайте здесь.