Время итоговых контрольных работ в пятых-восьмых классах средней школы уже не за горами. Предприимчивые издатели давно напечатали и продают за хорошие деньги книжечки с заданиями (на прошлой неделе на книжном рынке «Петровка» эти заветные сборнички существенно выросли в цене и стоили по сорок гривен вместо обещанных пятнадцати). Ну а Минобразования выдерживает паузу. Обещанных бесплатных сборников заданий (хотя бы по одному на школу) до сих пор не видно. Ученики же вместе с учителями и заботливыми родителями не помнят себя от радости, что приобрели вопросы к контрольным и теперь до ночи учат их. Особенно много вопросов вызывают тесты по истории.
«Такое впечатление, что тот, кто их готовил, не видел в глаза школьных учебников по истории, - отмечает Елена Васильевна, учительница одной из киевских школ. - Задания не совпадают с материалом в учебниках, которые, кстати, утвердило Минобразования. Дети просто в панике...»
Один из самых главных недостатков тестов, по мнению специалистов, - чрезмерное внимание к фактажу вместо проверки умения учеников думать и устанавливать причинно-следственные связи, что является важным показателем понимания истории. «Особенно это касается заданий для пятиклассников, - продолжает учительница. - Возьмите тему «Украинская революция». Вы понимаете, что значит объяснить девяти-десятилетнему ребенку, что такое Центральна Рада, Директория? Вот почему тема рассматривается в учебнике неполно. Да и предмет наш называется «Вступление к истории Украины», а не собственно история. А в контрольных есть вопрос: «Что было раньше - Директория или Конституция? В учебнике для пятого класса понятия «Директория» вообще нет! Вместо этого в пояснительной записке к программе по истории для 5 класса указана цель курса - «формирование элементарных представлений об истории как
науке».
Не забывает автор «топить» учеников и вопросами об исторических первоисточниках. Например, узнать князя по его портретному описанию из летописи. «По учебному плану у нас один урок истории в неделю, - жалуется Светлана Петровна, учительница седьмых классов. - Мы знакомимся с историческими источниками-летописями, но не изучаем их. Зачем такое чрезмерное внимание к деталям? Не лучше ли проверить, как дети понимают содержание и значение этих документов?»
Недовольны родители и учителя и тем, что тесты не учитывают возрастных особенностей учеников. Например, пятиклассникам, которые еще не изучают географию (этот предмет появится только в седьмом классе), предлагают множество заданий, связанных с контурными картами. Да и формулировки некоторых вопросов больше подходили бы к контрольной в старших классах или университете: «Продолжите предложение. Украинское возрождение первой половины ХІХ в. связывают с такими событиями...» или «Подчеркните названия государств, поделивших украинские земли в 1920-1930-х гг. Запишите, какие территории Украины отошли к каждому из них». Все это должен выполнить девятилетний ребенок, который только начал изучать историю и у него четыре урока в месяц по этому предмету.
Интересный штрих - среди сорока учебников и пособий по истории Украины, рекомендованных Министерством образования на 2010/11 учебный год, нет ни одного, составленного автором контрольных работ. По какому признаку выбирали чиновники этого специалиста среди других - тех, кто знает и программы, и учебники? Почему тесты по математике, относительно которых нет никаких возражений, составляли авторы учебников?
Создается впечатление, что составители тестов ставили своей целью не определение уровня знаний каждого ребенка, а доказательство факта неудовлетворительного состояния преподавания истории. Если результаты контрольных по этой дисциплине будут признаны неудовлетворительными (а для этого сделано немало), вполне закономерно возникнет вопрос: а не наступило ли время переписать учебники? Нынешние давно кое-кому мозолят глаза рассказами о независимой Украине и героях Крут. До сих пор кардинально перекроить историю никто не отваживался. Возможно, вот он - шанс начать полную перезагрузку?