Перемены в образовании невозможны без мотивированного, хорошо подготовленного учителя-профессионала. Но параллельно с высокими ожиданиями от учителя, важно понимать, что педагоги сами нуждаются в поддержке в процессе изменений.
Одним из механизмов такой поддержки является создание Профессионального стандарта учителя — документа, который четко объясняет, каким должен быть учитель, какими общими и профессиональными компетентностями он должен владеть, а также какие этапы формирования этих компетентностей он пройдет. Такой стандарт станет важным маячком для педагогических вузов и институтов повышения квалификации,— теперь они будут ориентировать свои учебные программы именно на этот документ. То есть стандарт — это рамка, очерчивающая знания и практику в процессе профессиональной карьеры учителя.
Работа над новым стандартом началась в 2019 году. Были привлечены все целевые группы: учителя, руководители школ, представители заведений высшего педагогического образования, общественных организаций. Работа завершается, и документ уже почти готов к принятию. Интересно, какие идеи он содержит?
В процессе создания профессионального стандарта учителя использовался международный опыт, в частности профессиональные стандарты для учителей Австралии (Australian Professional Standards for Teachers) и Чешской республики.
Рабочая группа выбрала два основных измерения профессиональной деятельности учителя — личностный (личностные качества учителя) и профессиональный (уровень сформированности профессиональных компетентностей).
Права и обязанности учителя зависят от того, какие функции он выполняет. В процессе многочисленных обсуждений были очерчены следующие: обучение учеников; партнерское взаимодействие с детьми, родителями, другими педагогами; участие в организации безопасной, здоровой, инклюзивной образовательной среды; управление образовательным процессом; беспрерывное профессиональное развитие.
С этими функциями связаны и профессиональные компетентности, обеспечивающие способность учителя качественно выполнять свою работу.
Так, первая трудовая функция — обучение учеников — предусматривает, что учитель постоянно совершенствует знание предмета и использует современные формы, методы и средства обучения, понятно объясняет и грамотно говорит, знает один из иностранных языков и может поддержать диалог, владеет цифровыми технологиями и применяет технологии дистанционного обучения.
Партнерское взаимодействие с детьми, родителями, другими педагогами требует от учителя способности понимать собственные эмоции, эмоции учеников, эмоции других лиц, умение реагировать и учитывать их, а также способность к сотрудничеству на началах партнерства и командной работы.
Говорят, что среда является третьим учителем. Поэтому такая функция учителя, как участие в организации безопасной, здоровой, инклюзивной образовательной среды крайне важна. Эта функция предусматривает способность учитывать потребности и ценить индивидуальные особенности каждого ученика, проявлять заботу о его здоровье и безопасности, принимать участие в организации образовательной среды, которая должна быть безопасной и инклюзивной и побуждать к учебной деятельности.
Управление образовательным процессом требует от учителя способности создавать или адаптировать учебные программы, планировать образовательный процесс на год, семестр, урок, организовывать учеников на уроке и внеурочной деятельности, организовывать проектную деятельность учеников, оценивать индивидуальные учебные достижения учеников.
Конечно, все указанные трудовые функции и профессиональные компетентности становятся возможными при условии, что учитель постоянно учится, совершенствует свои умения, рефлексирует. Именно это касается такой трудовой функции, как беспрерывное профессиональное развитие, предусматривающее три профессиональных компетентности: инновационную, способность к обучению в течение жизни и рефлексивную компетентность.
Кроме профессиональных компетентностей, профессиональный стандарт учителя содержит также описание общих компетентностей: гражданской, социальной, культуры самовыражения, лидерской и предпринимательской. Что же они означают? Гражданская компетентность — это способность учителя действовать ответственно и сознательно, основываясь на уважении прав и свобод человека и гражданина; реализовывать свои права и обязанности; осознавать ценности гражданского общества и необходимость его устойчивого развития. Социальная компетентность означает способность учителя взаимодействовать с учениками, родителями, коллегами, другими представителями местной громады; умение работать в команде, умение общаться и конструктивно решать проблемы. Культура самовыражения — это способность уважать и ценить украинскую национальную культуру, разнообразие и мультикультурность общества; способность к выражению национальной культурной идентичности, творческому самовыражению. Конечно, учитель должен владеть лидерской компетентностью, то есть уметь принимать решения и привлекать к этому процессу учеников, родителей, коллег; уметь вдохновлять и поддерживать в процессе достижения результатов. Предпринимательская компетентность — прежде всего способность учителя к генерированию новых идей, творческому решению проблемных ситуаций, способность к инновационности.
Характерным для украинского профессионального стандарта учителя, как и для большинства стандартов других стран, является определение четырех уровней компетентности учителя. В каждой стране эти уровни могут называться по-разному: например, в профессиональном стандарте Австралии — это 1) учитель — выпускник университета (начинающий учитель); 2) опытный учитель; 3) учитель с отличной практикой и 4) учитель-наставник.
В Украине и сейчас существуют четыре квалификационных уровня: специалист, специалист I категории, II категории и высшей категории. Это своего рода этапы учительской карьеры. Примечательно, что в профессиональном стандарте учителя четко описаны знания и умения учителя для каждого профессионального уровня, который позволит педагогу оценить себя и определить, на каком уровне он находится, а также понять, какие знания и умения ему необходимо приобрести для того чтобы соответствовать следующему уровню. Также во время аттестации учителей аттестационные комиссии методистов будут иметь четко описанные основания для присвоения учителю той или иной квалификации. Субъективный фактор будет меньшим, а следовательно — и возможности для манипуляций и недобропорядочности со стороны руководства.
Кстати, подробное описание компетентностей полезно не только для учителя, а и для руководителя школы, который понимает, чего ожидать от учителя на том или ином этапе его профессионального развития. Полезно это также и для родителей, которые, зная официально присвоенный учителю уровень квалификации, понимают, как он должен работать, какие у него задачи и чего можно ожидать.
Следовательно, профессиональный стандарт учителя — это и механизм оценивания и самооценивания, и идеал, который должен вдохновлять педагогов в процессе их профессионального развития.
Важно заметить, что во время создания профессионального стандарта учителя проводился опрос среди учителей и руководителей школ, участвовавших в пилотировании Государственного стандарта начального образования. Кроме вопросов, касающихся содержания профессионального стандарта, опросник содержал вопрос, как учителя и руководители видят использование этого стандарта в своей профессиональной деятельности и намерены ли использовать его вообще.
Приятно, что на вопрос: «Будете ли вы использовать профессиональный стандарт учителя в своей деятельности и если да, каким образом?» 62% респондентов ответили «Да» и 33% — «Скорее, да». Следовательно, мы видим, что подавляющее большинство учителей и руководителей школ видят практическую ценность этого документа.
Отвечая на вопрос, каким образом они планируют его использовать, респонденты отвечали так.
Полученные ответы подтвердили, что и сами учителя воспринимают свой профессиональный стандарт как инструмент профессионального развития (определение приоритетов для собственного профессионального развития, самооценивание профессиональной деятельности).
Вместе с тем важно заметить, что учителя также видят этот стандарт как основу для общения с коллегами, родителями, руководством школы. В этом проявляются коммуникационная и социальная составляющие стандарта. Многочисленные исследования свидетельствуют, что процесс обучения — это социальный процесс и взрослые люди учатся эффективнее, когда имеют возможность обмениваться идеями, совместно решать проблемные ситуации. Таким образом, профессиональный стандарт учителя станет толчком к созданию профессиональных сообществ — распространенной практики в мире, предусматривающей обучение через совместную работу в небольших группах, где учителя могут обмениваться опытом и проблемами, генерировать идеи их решения, реализовывать эти идеи на практике и обсуждать результаты. Это становится особенно важно и полезно сегодня — когда, с одной стороны, многие учителя работают дистанционно, а с другой — онлайн общение расширяет такие возможности.
Ну что же, проект профессионального стандарта готов и ждет официального утверждения. А после этого первоочередной задачей должна стать реализация ожиданий на практике.