В следующем учебном году украинские учителя вынуждены будут продемонстрировать своим ученикам эквилибристику форм обучения, какой до сих пор не видел мир. Семейная, дистанционная, экстернат, очная в две смены с самостоятельным овладением некоторыми дисциплинами — все это в одном заведении. Да еще и родителям из этого выбирать. Понимаю, сложно. Поэтому давайте разложим по полочкам.
Первое и самое важное — форму обучения выбирают родители. То есть школа не может заставить выбрать очное обучение, если родители с этим не согласны. Чтобы сделать взвешенный выбор, следует знать, какие есть возможности, из чего выбирать. Мы собрали самое важное.
Очное обучение
Сейчас многие школы готовится к проведению уроков офлайн. Понятно, что когда-то оно все-таки начнется для всех украинских детей, но пока что речь идет лишь о части учеников, которые с первого сентября сядут за парты. Если родители выбрали именно эту форму, следует помнить несколько важных моментов.
Во-первых, чтобы принять детей, в школе должны быть укрытия. Поинтересуйтесь, есть ли оно в вашей школе и отвечает ли требованиям. Во-вторых, если укрытие есть, то насколько оно вместительно и как будет организовано обучение? В школе во время уроков не должно находиться одновременно учителей и детей больше, чем способно вместить укрытие.
Некоторые школы уже обнародовали свои планы — это обучение в две смены и уменьшение количества уроков в день. Уменьшение потому, что когда у детей в старших классах по восемь уроков (которые обычно заканчивались в 16–17 часов), то вторая смена, выходит, должна была бы учиться по ночам. Для очного обучения оставляют основные и самые сложные предметы — математику, языки, физику, химию и т.п. Но даже по этим предметам могут проводить теоретические занятия дистанционно. То есть дети будут учиться какие-то дни очно, а какие-то — дистанционно. Остальные предметы — проектная работа или самостоятельная проработка.
Дистанционное обучение
Даже если школа откроется для очного обучения, родители могут выбрать для своих детей дистанционное обучение. Большие школы могут себе позволить собирать детей одной параллели в отдельный «дистанционный» класс. Но тогда родителям придется согласиться с тем, что предметы могут преподавать другие, незнакомые, учителя.
Если школе не по силам обеспечить детей и очным, и дистанционным образованием одновременно, то управления образования должны предложить коммунальные (то есть бесплатные) заведения, где ребенок сможет учиться дистанционно. Ведь, как известно, не все школы смогут работать очно, и те, что не откроются для учеников, будут принимать у себя детей из других школ для дистанционного обучения. Часто родители недовольны таким решением. Хочется в свой класс, к своей учительнице, сохранить место в своей школе, меньше стресса для ребенка и т.п. Эти аргументы понятны. Против них есть один железобетонный аргумент — нет денег на оплату учителям дополнительных дистанционных уроков.
Казалось бы, дистанционка идеально удовлетворит родителей, которые вместе с детьми находятся за рубежом. Но не все так просто, потому что большинство стран требует, чтобы украинские дети, которые находятся там вместе с родителями, обязательно посещали местную школу. Но в этом случае время обучения в дистанционной украинской и местной школах совпадает.
Чтобы определиться с формой обучения в Украине, родителям нужно сначала решить, сможет ли ребенок учиться одновременно по учебной программе двух стран, не будет ли эта нагрузка для него слишком большой.
Если выберут только местную школу в стране пребывания, то по возвращении на родину украинская школа может провести оценивание знаний ребенка за определенный уровень (класс), если этих оценок у ученика не будет. Законодательство не предусматривает такого оценивания, если ребенок пропустил меньше, чем год обучения.
Но чтобы по возвращении пройти оценивание, нужны знания. Да еще и по предметам, которых в зарубежных школах точно не преподают.
На это мгновенно отреагировал рынок частных заведений. Они предлагают школы выходного дня, где будут преподавать исключительно украинский язык, литературу, историю Украины. Это позволит не перегружать ребенка предметами, которые будут дублироваться, и поддерживать его связь с отечественным образованием. Именно такого сегмента очень не хватает коммунальным учебным заведениям.
Экстернатная и семейная формы обучения
Эти формы обучения имеют общее название — индивидуальное обучение. Оно больше всего подходит тем, кто хочет совмещать обучение в украинской и зарубежной школе.
Тех, кто выбрал какую-то из этих форм, учебное заведение обеспечивает учебными материалами (учебниками, онлайн-платформами и т.п.), организует для ребенка консультации педагогов продолжительностью по 15 минут и не более трех часов в год по одному предмету.
Для учеников, выбравших экстернат, учебное заведение обязательно составляет индивидуальный учебный план, а для тех, кто выбрал семейное образование, — по желанию родителей.
Индивидуальный учебный план утверждает учебное заведение и подписывают родители. В этом плане прописаны порядок, темпы усвоения материала, а также контрольные мероприятия. Следует сразу обсудить со школой, каким образом ребенок будет проходить оценивание — очно, при личном присутствии или дистанционно. Законодательство четких требований здесь не ставит, поэтому варианты стоит обсудить с учебным заведением отдельно.
Разница между экстернатом и семейным обучением заключается еще и в частоте оценивания. Экстерны проходят его только раз в год, а те, кто выбрал семейное образование, — в конце каждого семестра обязательно, а по просьбе родителей оценивание может проходить и чаще (но не больше четырех учебных дней в течение года).
Бытует мнение, что экстернат могут выбрать себе лишь ученики, которые находятся за рубежом или имеют уважительные причины именно для такой формы обучения. На самом деле достаточно указать в заявлении о желании самостоятельно усваивать образовательную программу. Это желание (в отличие от уважительных причин) не нужно подтверждать какими-либо документами.
Когда надо определиться с формой образования?
Желательно до начала учебного года. Школам нужно как-то планировать нагрузку, разобраться, сколько у них учеников и как их учить. Хотя сейчас сделать выбор и нелегко. Выбрать индивидуальную форму обучения (семейную или дистанционную) для тех, кто за рубежом, в районе боевых действий, на оккупированных территориях, можно в любой период в течение учебного года. Для остальных — не позже, чем за три месяца до годового оценивания, которое обычно проходит в конце весны.
Похоже, что мы в этой войне застряли надолго. Так что подумайте, взвесьте, что лучше для вашего ребенка. Потому что учиться — это важно. Даже сейчас, и особенно сейчас. Не выпрашивать оценки, потому что война, потому что стресс, потому что «вы же так учили, что дети ничего не знают». Ведь все это будет иметь логическое продолжение — низкое качество высшего образования и плохие специалисты в разных сферах. А кто же тогда страну будет восстанавливать?
Больше статей Елены Бондаренко читайте по ссылке.