Наверное, нет ни одной профессии, кроме профессии учителя, о которой бы власть так много и с пафосом говорила и которую бы так унижала мизерной зарплатой и постоянными попытками подчинить решениям «сверху». Особенно хорошие слова и обещания звучат накануне Дня учителя. В этом году, например, в СМИ прозвучало победное заявление профильного министра Табачника о том, что зарплата учителя возрастет втрое.
То, что зарплата педагогических работников не отвечает уровню средней по промышленности, как это определено законом, знают все. А еще - в марте нынешнего года работники образования вышли на акции протеста против манипуляций с тарифной сеткой. Неужели власть наконец осознала, что нужно кардинально менять ситуацию с положением учителя? Однако анализ проекта Государственного бюджета на 2012 год показывает: многообещающие заявления - только слова.
Посмотрим на цифры. На сентябрь 2011 года первый тарифный разряд, умножением которого на коэффициенты соответствующих разрядов рассчитывают заработную плату учителя, составляет 641 грн., что значительно меньше, установленной минимальной заработной платы 960 грн. То есть манипуляции с тарифной сеткой продолжаются. До конца нынешнего года первый тарифный планируют довести до 704 грн. Тогда зарплата педагогических работников после отчислений составит для молодого специалиста - 1725 грн., а для учителя высшей категории - 2595 грн.
Заложенный в бюджете 2012 года первый тарифный разряд будет меняться в течение года шесть раз, и после этого, в декабре 2012 года, заработная плата молодого учителя будет составлять 2055 грн., а учителя высшей категории - 3095 грн. Таким образом, возрастет она в течение года не втрое, а всего в среднем на 20 процентов. Соизмеримо ли такое повышение с ростом цен на коммунальные услуги и потребительские товары - вопрос риторический.
В конце прошлого года компания Mckisey опубликовала уникальный доклад «Как лучшие в мире системы школьного образования продолжают совершенствоваться?». В этом исследовании проанализирован образовательный опыт двадцати стран, демонстрирующих лучшие результаты качества образования, и 575 отдельных примеров реформирования школьного образования. Одним из базовых выводов исследования является то, что качество образования зависит прежде всего от качества подготовки и правильного подбора педагогических кадров. В самых успешных странах учителями становятся лучшие выпускники школ, тогда как у нас профессия учителя не является престижной. Достойная оплата труда, постоянное повышение квалификации и разные формы поощрения учителей за достигнутые результаты - характерные приметы успешных образовательных систем.
Это еще раз убеждает в том, что изменения в национальном образовании власти следует начинать с изменений в подготовке, в условиях работы и в оплате работы учителей, а не с идеологических корректив учебников, жесткой централизации и масштабных бизнес-проектов.