Когда-то в далеком 2010 году министр образования США Арне Дункан заметил: «Американские студенты отстают от своих ровесников в развитых странах в глобальной погоне за экономической конкурентоспособностью. Поэтому США имеют цель повысить экономическую конкурентоспособность, то есть должны проложить свой путь к лучшей экономике через образование». Следовательно, путь к лучшей экономике с помощью образования, особенно высшего, прокладывают через рынок труда.
Это актуально и для Украины, особенно, если она встала на путь евроинтеграции. Нам нужно внедрять лучшие практики, которые помогут объединить систему образования и рынок труда. С учетом динамики последних лет страны Запада делают это успешно. Чтобы понимать свой путь, строить собственную стратегию, интересно сравнить показатели Украины и других стран. На что нужно обратить внимание?
Трудоустройство выпускников ЗВО: где находится Украина, или Далеко ли до лидеров?
87,7 % — именно так выглядит показатель трудоустройства выпускников заведений высшего образования Европы со ссылкой на свежую аналитику по результатам 2023 года. За прошлый год этот показатель в Европе вырос на один процентный пункт, а с 2021 года — на 2,7 процентного пункта. Это значительный прогресс.
Сейчас уже 13 стран Европы, а именно Австрия, Бельгия, Швеция, Словакия, Польша, Германия, Латвия, Болгария, Венгрия, Нидерланды, Мальта и Эстония, Ирландия имеют показатель трудоустройства выпускников ЗВО выше 90%. В 2022 году таких стран в Европе было меньше — 12. Четыре из них соседствуют с Украиной, что является вызовом для нашего рынка труда и системы высшего образования. Аутсайдерами неизменно остаются Греция и Италия, где трудоустраиваются 74 и 75% выпускников ЗВО соответственно.
Где находимся мы? Это уровень, например, Эфиопии образца 2021 года. Показатель трудоустройства выпускников ЗВО в Эфиопии в прошлом году практически был равен нынешнему показателю в Украине — 58 против 58,9% соответственно. Вместе с тем в начале этой декады, в 2022 году, Министерство образования Эфиопии поставило задачу повысить показатель трудоустройства выпускников ЗВО до 80% в течение десяти лет. Речь идет о стране, где ВВП на душу населения составляет всего около тысячи долларов, что приблизительно вчетверо меньше, чем в Украине. Вероятно, в Эфиопии каждый владелец диплома о высшем образовании является важным активом для рынка труда, поэтому такое внимание уделяют его профессиональной судьбе, то есть трудоустройству.
А что, например, в Европе с целевым показателем трудоустройства выпускников ЗВО? Еврокомиссия уже достаточно давно определяет этот показатель на десять лет вперед. В начале прошлой декады, в 2012 году, его определили на уровне 82%. В 2022 году фактический показатель уже заметно превысил целевой — 86,7%, хотя в 2014-м был на уровне 79,5%. Прогресс в Европе очевидный, как и связь между системой высшего образования и рынком труда.
А что в Украине? Какие целевые показатели трудоустройства выпускников определяет Министерство образования и науки? И вообще, определяли ли такие показатели в нашей стране?
Стоит отметить, что в 2005 году Украина присоединилась к Болонскому процессу, одна из целей которого — «содействие трудоустройству граждан и обеспечение международной конкурентоспособности системы высшего образования», и взяла на себя обязательства внедрить соответствующие практики мониторинга трудоустройства выпускников ЗВО на национальном уровне. Украина ждала 17 лет, пока в начале февраля 2022-го МОН впервые не обнародовало результаты мониторинга трудоустройства выпускников заведений высшего и профессионального предвысшего образования.
Следовательно, показатель трудоустройства выпускников ЗВО Украины был в первый и последний раз рассчитан МОН в начале 2022 года — 58,9%. По результатам национального электронного мониторинга трудоустройства выпускников ЗВО Министерство образования и науки тогда подготовило отчет, который должен был бы стать фундаментом для внедрения лучших европейских практик. Но, как оказалось, это была первая и последняя успешная попытка МОН сделать прозрачной с аналитической стороны связь между системой высшего образования страны и рынком труда. По результатам 2022 и 2023 годов показатель не рассчитывали, хотя он очень важен именно сейчас как составляющая более широкой государственной политики — политики развития человеческого капитала, учитывая показатели охвата населения Украины высшим образованием.
Охват населения высшим образованием: Украина — среди мировых лидеров
Накануне полномасштабного вторжения Украина занимала первое место в мире по охвату высшим образованием населения возрастной группы 25–29 лет — почти 60%. Вторую страну мира — Великобританию — мы опережали аж на 10%. Среди стран Восточной Европы лидером является Болгария с показателем вдвое ниже нашего, — 30%. И с таким высоким показателем Украина занимает только 83-е место в мире по производительности труда. Следовательно, у нас высшее образование настолько не синхронизировано с рынком труда?
С учетом этого не может не удивлять разрыв в доступе к высшему образованию между представителями этой возрастной группы по уровню их благосостояния — 60%, то есть 80% зажиточных и всего 20% неимущих граждан этой возрастной группы в Украине имеют высшее образование. В Германии этот разрыв составляет только 30%, в Британии — 40, в Болгарии — 45%. По этому непривлекательному показателю Украина входит в первую пятерку стран мира. В таких обстоятельствах трудно ожидать восстановления социально справедливого государства, поэтому ситуацию нужно исправлять, и роль МОН здесь очень важна.
Драйверы трудоустройства выпускников: мнение работодателей
Как ни удивительно это может звучать, по данным этого рейтинга университеты США и Великобритании теряют позиции на мировом рынке труда по трудоустройству своих выпускников. Если 10 лет назад среди 250 топовых университетов мира, по оценке работодателей, 58% были университетами США и Британии, то сейчас их вдвое меньше — 27,5%. Это результаты исследования 2023–2024 GEURS, проведенного в прошлом году, куда были вовлечены более 11 тысяч опрошенных менеджеров компаний из 21 страны мира.
В целом в рейтинге GEURS — университеты из 44 стран мира. Набирают обороты университеты Азии: сейчас среди 250 ЗВО в рейтинге Азия представлена 49 — это на пять больше, чем в прошлом году. Что касается Европы, то лидерами являются не университеты Британии, которых в рейтинге 13, а Германии и Франции — по 19 из каждой страны. Исследование запросов работодателей — важная задача университетов, как и дальнейшее их удовлетворение путем подготовки высококвалифицированных специалистов. С работодателями нужно работать постоянно.
Кроме того, не менее важной должна быть работа университетов по обработке отзывов выпускников об их профессиональной судьбе. Хорошая мировая практика — анкетирование выпускников университета через три-шесть месяцев после окончания обучения в рамках образовательных программ, чтобы определить показатель их трудоустройства, место работы, то есть соответствие работы специальности в университете, скорость трудоустройства после окончания обучения и даже заработную плату, конечно, при условии сохранения конфиденциальности информации. По итогам такой работы университет каждый год издает довольно короткий, но очень содержательный и важный, особенно для абитуриентов, публичный отчет о трудоустройстве выпускников.
Зарубежный кейс подготовки университетом отчета о трудоустройстве выпускников
Ivey Business School — бизнес-школа университета Западного Онтарио, которая занимает 170-е место в рейтинге университетов QS, но в рейтинге трудоустройства выпускников QS Employability входит уже в 50 лучших университетов мира.
Возьмем программу МBA. Необходимая аналитика содержится в очередном ежегодном отчете по трудоустройству выпускников программы MBA Ivey Business School. Через три месяца после окончания программы обучения сотрудники Ivey Business School сделали соответствующий запрос на получение информации о трудоустройстве всем 168 выпускникам программы 2021 года. 80% выпускников откликнулись и предоставили информацию.
Еще до окончания обучения Центр менеджмента карьеры Ivey Business School получил предложения по трудоустройству выпускников 2021 года от 221 компании. То есть количество предложений работы превышало количество выпускников почти на 30%.
97% выпускников программы трудоустроились в течение трех месяцев после ее завершения, из них 91% остались удовлетворены местом работы. Из 163 трудоустроенных выпускников только четверо трудоустроились сами (занялись собственным делом). 56% выпускников нашли работу на территории Канады, другие 44% — за ее пределами.
Средняя первая зарплата после окончания программы составляет 122 525 долл. в год, это в 2,5 раза больше, чем средняя зарплата в Канаде. Информация о заработной плате выпускников предоставляется также в рамках отдельных отраслей и должностей выпускников. Это очень полезно знать абитуриентам и не только, но университеты Украины такую практику сейчас не внедрили.
Очевидно, что качественное выполнение такой работы предусматривает активное сотрудничество университета с ассоциацией выпускников. Развита ли такая практика в Украине? Когда в вашем университете проходило собрание ассоциации выпускников? Или эта ассоциация существует только на бумаге, есть ли у нее результативный план работы на год? О каких результатах работы отчитывается?
Вероятно, из почти трехсот университетов, академий и институтов в Украине далеко не все смогут ответить на эти вопросы, и вряд ли эти ответы будут свидетельствовать о системной организации работы с выпускниками.
Преимущества высшего образования на рынке труда: как это определяют в мире?
Следовательно, занятость и заработная плата выпускников ЗВО — два основных показателя, объединяющих высшее образование с рынком труда. Именно эти два показателя используют многие страны мира, чтобы определить преимущества высшего образования. Как?
Чили — 114%, Коста-Рика — 85, США — 62, Канада — 41, Германия — 38, Польша — 29%. Это так называемая премия за высшее образование, то есть настолько большую зарплату получает владелец диплома бакалавра по сравнению с человеком без высшего образования, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития.
10 процентных пунктов — именно настолько показатель занятости обладателей дипломов о высшем образовании (степень бакалавра) превышает показатель занятости на рынке труда тех, у кого диплома о высшем образовании нет.
Эти два показателя — один из лучших способов промоции высшего образования в обществе, особенно среди абитуриентов. Почему ни правительство, ни МОН Украины не оперируют этими показателями? Их нужно обязательно рассчитывать и мониторить.
Эпоха массового производства образовательного продукта должна остаться в прошлом, уступив место практически образовательному handmade-производству с акцентом на каждом отдельном выпускнике и каждом отдельном навыке, производном от базовых, а именно критическое мышление, решение проблем, коммуникационные и цифровые навыки. Вместе с тем получение диплома о высшем образовании не должно завершать образовательный цикл выпускника — университеты должны интегрироваться в образование в течение жизни, ведь квалификационные навыки, как отмечает Boston Consulting Group, нужно совершенствовать каждые два-четыре года. Выжить и развиваться высшее образование Украины сможет только рядом с рынком труда. Вот именно в направлении рынка труда система высшего образования и должна двигаться и проводить мониторинг соответствующих показателей, связывающих первый со второй.