UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как работают университеты на линии огня

Начало учебного года в Сумах, Харькове и Николаеве

Автор: Артем Скрыпник

Раньше учебный год во всех университетах страны начинался одновременно первого сентября. В нынешнем году этот старт растянулся: кто-то начал учебу с середины августа, кто-то откроет студентам свои аудитории лишь в начале октября.

Вооруженная агрессия эрефии не могла обойти университеты. На деятельности одних война сказалась минимально, другие же в связи с оккупацией должны были эвакуироваться в более безопасные регионы либо, оставшись на подконтрольной украинскому правительству территории, подверглись разрушению и поэтому им пришлось адаптироваться под кардинально новые условия. Особенно тяжело было университетам, которые оказались фактически на линии огня. Несмотря на сложные условия, они провели вступительную кампанию и теперь начинают обучение студентов.

Читайте также: Большинство студентов хотели бы начать учебный год в аудиториях – опрос

Школа политической аналитики НаУКМА провела онлайн-дискуссию с университетами Николаева, Сум и Харькова. На основе их опыта мы описали специфику деятельности учреждений высшего образования во фронтовых и прифронтовых областях, определили, в какой поддержке они нуждаются, и обсудили перспективы их развития.

С какими трудностями столкнулись прифронтовые университеты

Война России против Украины заставила всех столкнуться с рядом вызовов: выжить, продолжать предоставлять качественные образовательные услуги, сохранить научный потенциал и, подстроившись под новые условия, не потерять надежду на дальнейшее развитие. Особенно остро эти вопросы возникли перед учреждениями высшего образования, которые очутились на линии огня. Именно люди университетское сообщество оказались стрежнем, который позволил удержать позиции и продолжать работать. Такой вывод озвучили представители университетов из Харькова, Николаева, Сум.

Наряду с этим, учреждениям высшего образования было важно сохранить инфраструктуру. К сожалению, из-за вражеских обстрелов она в той или иной степени подверглась повреждениям. Однако, по мнению участников онлайн-дискуссии, им было важно остаться на местах и продолжать поддерживать жизнедеятельность университетов, несмотря ни на что.

«Несмотря на бомбы, сброшенные возле нашего университета, он практически не пострадал. Разумеется, были повреждены окна, но это мелочи, и мы постепенно их заменяем. В целом же инфраструктура сохранилась. В частности, у нас уцелел Центр коллективного пользования научным оборудованием. Конечно, люди это ключевая составляющая функционирования университета. Однако без действующей инфраструктуры его полноценная деятельность невозможна. Ведь инфраструктурная составляющая прямо влияет на возможность предоставлять качественное образование и проводить научную деятельность. Мы решили не переезжать в другую область. По моему убеждению, чаще всего перемещение равняется ликвидации университета. Ведь невозможно полностью переместить в другое место весь наработанный научный потенциал, в частности и оборудование», — отметил ректор Сумского государственного университета Василий Карпуша.

Участники дискуссии рассказали, что поврежденные здания по возможности стараются восстановить.

За время войны университеты, оказавшиеся на линии огня, столкнулись также с проблемой, как удержать студентов и преподавателей. Из-за опасности многие переехали в другие области или за рубеж, а иностранных студентов пришлось оперативно эвакуировать. Тем не менее учреждения высшего образования нашли решение и этих вопросов:

Даже в таких непростых безопасностных условиях, натолкнувшись на ряд специфических вызовов, представители университетов, которые оказались на линии огня, настроены оптимистично относительно продолжения деятельности. По их мнению, война дала им новые задания для развития:

Читайте также: Харьков не сдался, и его университет — тоже

«Мы не стоим на месте. И на самом деле у нас сегодня появилось больше возможностей, чем было раньше. Сегодня мы стали находить еще больше новых друзей, новых партнеров. До войны довольно продолжительное время — в течение 20 лет — мы занимались брендингом университета. И именно за последние полгода нам удалось сдвинуться с места. Например, наши ассоциации выпускников по всему миру активизировались и начали более активно участвовать в жизни университета. Кроме гуманитарной и финансовой помощи, у нас стало появляться больше предложений партнерства и новые проекты», — заявил проректор по научно-педагогической работе Харьковского национального университета имени В.Каразина Анатолий Бабичев.

@karazinuniver Майстер слова, поет Сергій Жадан, Почесний доктор Каразінського університету, номінант на Нобелівську премію з літератури звернувся до молоді та студентства #каразінський #karazinuniver #університет #вступ2022 #абітурієнт #сергійжадан #харків #україна #kharkiv #ukraine #ukrainewillwin ♬ оригинальный звук - Karazin University

Несмотря на войну, в университетах положительно настроены и относительно начала нового учебного года. Основания для сдержанного оптимизма дают как заявления от абитуриентов, так и сохранение значительной доли студентов.

«Студентов осталось 80–85%. Значительная часть — представители юга Украины. Мы сохраняем всех студентов. Даже если они находятся за рубежом, мы учимся дистанционно. У нас эта система весьма хорошо налажена. Занимаемся в асинхронном режиме. Так что эта категория студентов имеет возможность продолжать свое обучение», — рассказал первый проректор Черноморского национального университета имени Петра Могилы Юрий Котляр.

[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/993627d61aca34e73a65017d53c915d7.jpg" ltitle="ЧНУ имени Петра Могилы" right="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/04402e9077b7c17110fe69712b8f4a01.jpg" rtitle="undefined"]

Вступительная кампания во время войны и главные вызовы нового учебного года

Война сказалась и на вступительной кампании этого года. Несмотря на это, приемные комиссии работали, заявления на поступление, хотя и в меньшем количестве, были. В то же время совсем нет поступающих из-за рубежа.

Например, по состоянию на 5 сентября в университет им В.Каразина поступило около 7,7 тыс. заявлений, Сумской государственный университет — 3,8 тыс., Черноморский национальный университет им. Петра Могилы — около тысячи.

«Трудно сравнивать вступительные кампании. Ведь в прошлом году, по состоянию на 11 августа, у нас было 32 тыс. заявлений, в этом году в это же время их было около 4 тыс. Но мы понимаем, что сейчас кардинально другие времена», — заметил проректор по научно-педагогической работе ХНУ им. В.Каразина Анатолий Бабичев.

Анатолий Бабичев/facebook

В первые месяцы нового учебного года университеты из фронтовых и прифронтовых зон планируют проводить обучение преимущественно в онлайн-формате. Однако вузы также ищут возможности проводить офлайн-обучение, хотя бы частично, для специальностей, неотъемлемой частью овладения которыми является практическая составляющая. Особенно это касается дисциплин по химии, физике, медицине.

Главными же вызовами и задачами на год для каждого университета стали их сохранение и поддержка уровня качества образования.

«Наши главные цели — выжить и сохранить все то хорошее, чего мы достигли и что имеем сейчас», — сказал первый проректор ЧНУ им. Петра Могилы Юрий Котляр.

ЧНУ имени Петра Могилы

Не только выжить, но и расти: какая помощь нужна от государства, и что должно измениться в системе высшего образования?

Во время онлайн-дискуссии участники озвучили перечень того, что поможет университетам из прифронтовых и фронтовых областей не только удержаться на плаву, но и получить возможности для дальнейшего развития как во время войны, так и после нее.

Что нужно от государства:

Сумский государственный университет СумГУ/facebook

Представители университетов из Харькова, Николаева и Сум подчеркнули также приоритеты и изменения, которые позволят сделать украинское образование еще более качественным и вывести его на один уровень с европейским:

Война России против Украины построила всех единым фронтом в противостоянии врагу. А университеты стали мощным форпостом для сохранения и развития научно-технического потенциала, а также подготовки будущих квалифицированных специалистов европейского уровня для восстановления нашего государства после войны.

Стала ли война толчком к окончательному реформированию отрасли высшего образования? Ответ на этот вопрос будем знать, когда в Украине прекратится латание и модернизация устаревшей советской системы, университеты, наконец, получат полную автономию, а либерализованное законодательство даст возможность открывать университетские площадки за рубежом. И роль государства должна заключаться в их поддержке.