Раньше учебный год во всех университетах страны начинался одновременно — первого сентября. В нынешнем году этот старт растянулся: кто-то начал учебу с середины августа, кто-то откроет студентам свои аудитории лишь в начале октября.
Вооруженная агрессия эрефии не могла обойти университеты. На деятельности одних война сказалась минимально, другие же в связи с оккупацией должны были эвакуироваться в более безопасные регионы либо, оставшись на подконтрольной украинскому правительству территории, подверглись разрушению и поэтому им пришлось адаптироваться под кардинально новые условия. Особенно тяжело было университетам, которые оказались фактически на линии огня. Несмотря на сложные условия, они провели вступительную кампанию и теперь начинают обучение студентов.
Школа политической аналитики НаУКМА провела онлайн-дискуссию с университетами Николаева, Сум и Харькова. На основе их опыта мы описали специфику деятельности учреждений высшего образования во фронтовых и прифронтовых областях, определили, в какой поддержке они нуждаются, и обсудили перспективы их развития.
С какими трудностями столкнулись прифронтовые университеты
Война России против Украины заставила всех столкнуться с рядом вызовов: выжить, продолжать предоставлять качественные образовательные услуги, сохранить научный потенциал и, подстроившись под новые условия, не потерять надежду на дальнейшее развитие. Особенно остро эти вопросы возникли перед учреждениями высшего образования, которые очутились на линии огня. Именно люди — университетское сообщество — оказались стрежнем, который позволил удержать позиции и продолжать работать. Такой вывод озвучили представители университетов из Харькова, Николаева, Сум.
Наряду с этим, учреждениям высшего образования было важно сохранить инфраструктуру. К сожалению, из-за вражеских обстрелов она в той или иной степени подверглась повреждениям. Однако, по мнению участников онлайн-дискуссии, им было важно остаться на местах и продолжать поддерживать жизнедеятельность университетов, несмотря ни на что.
«Несмотря на бомбы, сброшенные возле нашего университета, он практически не пострадал. Разумеется, были повреждены окна, но это мелочи, и мы постепенно их заменяем. В целом же инфраструктура сохранилась. В частности, у нас уцелел Центр коллективного пользования научным оборудованием. Конечно, люди — это ключевая составляющая функционирования университета. Однако без действующей инфраструктуры его полноценная деятельность невозможна. Ведь инфраструктурная составляющая прямо влияет на возможность предоставлять качественное образование и проводить научную деятельность. Мы решили не переезжать в другую область. По моему убеждению, чаще всего перемещение равняется ликвидации университета. Ведь невозможно полностью переместить в другое место весь наработанный научный потенциал, в частности и оборудование», — отметил ректор Сумского государственного университета Василий Карпуша.
Участники дискуссии рассказали, что поврежденные здания по возможности стараются восстановить.
За время войны университеты, оказавшиеся на линии огня, столкнулись также с проблемой, как удержать студентов и преподавателей. Из-за опасности многие переехали в другие области или за рубеж, а иностранных студентов пришлось оперативно эвакуировать. Тем не менее учреждения высшего образования нашли решение и этих вопросов:
- Активизировали налаживание международных партнерских связей.
- Начали искать зарубежные площадки для очного обучения и поддержки коммуникации между представителями сообщества, которые вынуждены были выехать.
- Перевели часть коллектива на гибридную очно-дистанционную форму работы.
- Сохранили зарплату научным работникам и преподавателям.
Даже в таких непростых безопасностных условиях, натолкнувшись на ряд специфических вызовов, представители университетов, которые оказались на линии огня, настроены оптимистично относительно продолжения деятельности. По их мнению, война дала им новые задания для развития:
- Увеличить объемы научных исследований.
- Найти еще больше партнеров и усилить международное сотрудничество.
- Получить еще более активную поддержку от выпускников по всему миру.
«Мы не стоим на месте. И на самом деле у нас сегодня появилось больше возможностей, чем было раньше. Сегодня мы стали находить еще больше новых друзей, новых партнеров. До войны довольно продолжительное время — в течение 20 лет — мы занимались брендингом университета. И именно за последние полгода нам удалось сдвинуться с места. Например, наши ассоциации выпускников по всему миру активизировались и начали более активно участвовать в жизни университета. Кроме гуманитарной и финансовой помощи, у нас стало появляться больше предложений партнерства и новые проекты», — заявил проректор по научно-педагогической работе Харьковского национального университета имени В.Каразина Анатолий Бабичев.
@karazinuniver Майстер слова, поет Сергій Жадан, Почесний доктор Каразінського університету, номінант на Нобелівську премію з літератури звернувся до молоді та студентства #каразінський #karazinuniver #університет #вступ2022 #абітурієнт #сергійжадан #харків #україна #kharkiv #ukraine #ukrainewillwin ♬ оригинальный звук - Karazin University
Несмотря на войну, в университетах положительно настроены и относительно начала нового учебного года. Основания для сдержанного оптимизма дают как заявления от абитуриентов, так и сохранение значительной доли студентов.
«Студентов осталось 80–85%. Значительная часть — представители юга Украины. Мы сохраняем всех студентов. Даже если они находятся за рубежом, мы учимся дистанционно. У нас эта система весьма хорошо налажена. Занимаемся в асинхронном режиме. Так что эта категория студентов имеет возможность продолжать свое обучение», — рассказал первый проректор Черноморского национального университета имени Петра Могилы Юрий Котляр.
[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/993627d61aca34e73a65017d53c915d7.jpg" ltitle="ЧНУ имени Петра Могилы" right="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/04402e9077b7c17110fe69712b8f4a01.jpg" rtitle="undefined"]
Вступительная кампания во время войны и главные вызовы нового учебного года
Война сказалась и на вступительной кампании этого года. Несмотря на это, приемные комиссии работали, заявления на поступление, хотя и в меньшем количестве, были. В то же время совсем нет поступающих из-за рубежа.
Например, по состоянию на 5 сентября в университет им В.Каразина поступило около 7,7 тыс. заявлений, Сумской государственный университет — 3,8 тыс., Черноморский национальный университет им. Петра Могилы — около тысячи.
«Трудно сравнивать вступительные кампании. Ведь в прошлом году, по состоянию на 11 августа, у нас было 32 тыс. заявлений, в этом году в это же время их было около 4 тыс. Но мы понимаем, что сейчас кардинально другие времена», — заметил проректор по научно-педагогической работе ХНУ им. В.Каразина Анатолий Бабичев.
В первые месяцы нового учебного года университеты из фронтовых и прифронтовых зон планируют проводить обучение преимущественно в онлайн-формате. Однако вузы также ищут возможности проводить офлайн-обучение, хотя бы частично, для специальностей, неотъемлемой частью овладения которыми является практическая составляющая. Особенно это касается дисциплин по химии, физике, медицине.
Главными же вызовами и задачами на год для каждого университета стали их сохранение и поддержка уровня качества образования.
«Наши главные цели — выжить и сохранить все то хорошее, чего мы достигли и что имеем сейчас», — сказал первый проректор ЧНУ им. Петра Могилы Юрий Котляр.
Не только выжить, но и расти: какая помощь нужна от государства, и что должно измениться в системе высшего образования?
Во время онлайн-дискуссии участники озвучили перечень того, что поможет университетам из прифронтовых и фронтовых областей не только удержаться на плаву, но и получить возможности для дальнейшего развития как во время войны, так и после нее.
Что нужно от государства:
- Создать и утвердить общегосударственную программу строительства в учреждениях высшего образования укрытий, которые бы отвечали нынешним безопасностными требованиям: «Университеты в регионах, особенно те, что находятся на линии огня, своими силами не потянут финансово строительство таких современных укрытий», — подчеркнул Юрий Котляр.
- Разработать и имплементировать систему материального и морального поощрения тех, кто остался работать на линии огня: «Дополнительная материальная поддержка нам бы не помешала. Однако учреждениям высшего образования плакаться было бы неправильно. Ведь все мы знаем: поступления в бюджет существенно сократились», —высказал мнение ректор Сумского государственного университета Василий Карпуша.
- Либерализировать законодательство для безбарьерного создания площадок украинских университетов за рубежом: «Насколько я помню, до войны в Украине позволили открывать филиалы иностранным университетам. А вот обратный процесс на законодательном уровне не состоялся», — заметил Анатолий Бабичев.
- Внедрить мораторий на проведение аккредитационной экспертизы университетов, по меньшей мере на три года для областей, находящихся во фронтовых или прифронтовых зонах.
Представители университетов из Харькова, Николаева и Сум подчеркнули также приоритеты и изменения, которые позволят сделать украинское образование еще более качественным и вывести его на один уровень с европейским:
- Предоставить университетам полную автономию.
- Обеспечить условия развития научно-производственного потенциала: «Если не будет научного и производственного роста в университетах, то у них не будет будущего», — отметил ректор Сумского государственного университета Василий Карпуша.
- Расширить международное сотрудничество и возможности грантовой поддержки: «Будущее — в грантах и научных проектах. И чтобы их обеспечить, нужен кадровый состав, отвечающий необходимым требованиям. А еще система тех самых двойных дипломов, которая у нас начинает активно внедряться. Например, подписание договоров с европейскими учреждениями высшего образования позволит студентам выбирать, что они будут слушать там, а что — здесь. Таким образом мы сохраним контингент и повысим качество полученных студентами знаний», — заявил первый проректор ЧНУ им. Петра Могилы Юрий Котляр.
- Изменить подходы в реформировании системы образования: вместо латания и модернизации советской основы создать новую модель западного образца: «Мы 30 лет реформировали систему высшего образования. Но постоянно нас что-то в этом процессе оттягивало назад — к советским основам, которые, по сути, все равно оставались. Нужно кардинально изменить подходы: не стараться латать то, что у нас есть, помогать всем, давать все всем. 30 лет мы так делали. Кто-то смог проявить себя и воспользовался этим, но многие на самом деле никоим образом себя не проявили. И вот пришлая война, это плохо, но она дала понять, что подходы надо менять. Попробовать построить новую систему, не перекраивая старое», — подчеркнул проректор по научно-педагогической работе ХНУ им. В.Каразина Анатолий Бабичев.
Война России против Украины построила всех единым фронтом в противостоянии врагу. А университеты стали мощным форпостом для сохранения и развития научно-технического потенциала, а также подготовки будущих квалифицированных специалистов европейского уровня для восстановления нашего государства после войны.
Стала ли война толчком к окончательному реформированию отрасли высшего образования? Ответ на этот вопрос будем знать, когда в Украине прекратится латание и модернизация устаревшей советской системы, университеты, наконец, получат полную автономию, а либерализованное законодательство даст возможность открывать университетские площадки за рубежом. И роль государства должна заключаться в их поддержке.