UA / RU
Поддержать ZN.ua

К приоритетным планам правительства на ближайшие годы: вдогонку круглому столу

Прежде всего следует отметить много положительных достижений Министерства образования и науки и правительства, среди которых - повышение зарплат работникам образования, увеличение регионального финансирования образовательной инфраструктуры, разработка концептуальных принципов реформирования средней школы, принятие в первом чтении базового законопроекта "Об образовании" и пр.

Автор: Cергей Квит

Поскольку мне не удалось выступить на круглом столе о Плане приоритетных действий правительства до 2020 г., я решил изложить свои предложения письменно. Прежде всего следует отметить много положительных достижений Министерства образования и науки и правительства, среди которых - повышение зарплат работникам образования, увеличение регионального финансирования образовательной инфраструктуры, разработка концептуальных принципов реформирования средней школы, принятие в первом чтении базового законопроекта "Об образовании" и пр. Сам план действий правительства относительно науки и образования также является солидным документом.

Хочу остановиться на нескольких вопросах, требующих особого внимания. Во-первых, речь идет о необходимости углубления части об интеграции науки и высшего образования, применяя именно такой концепт. Проблема заключается в глухой консервативной позиции высшего руководства НАН Украины и полном игнорировании Закона "О научной и научно-технической деятельности" (2015). Мы видим стремление ничего не менять и никуда не двигаться. Такая позиция чрезвычайно опасна. Она может снова вызвать волну вульгарного отрицания важной роли отечественной науки, которую нам с большим трудом удалось преодолеть более года назад. В тексте Плана действий правительства НАН Украины упоминается всего один раз. Нужно дать поручение Национальной академии наук представить в ближайшее время на заседание правительства подробный план реформирования академической сферы в свете имплементации Закона и действий самой НАН Украины. С новыми идеями и перспективами. Здесь обязательно должны быть озвучены критерии интеграции, например - сколько общих магистерских и PhD программ было открыто академическими институтами и университетами, сколько общих исследовательских грантов получено, и т.п. Что касается обязательств правительства - полное содействие запуску Академического университета (в совместном подчинении МОН и НАНУ) до начала следующего учебного года.

Во-вторых, образовательным реформам вредит отсутствие нормального сотрудничества между МОН и Комитетом ВР по вопросам науки и образования. В состав этого комитета входят всего шесть народных депутатов, - количественно он меньше всех в нынешнем парламенте. Поэтому, как только какой-то народный депутат решает перейти к популизму и шантажу, он легко блокирует деятельность самого комитета и "выкручивает руки" министерству. Похоже, что именно так произошло с вопросом техникумов и колледжей, странным образом исчезнувших из поля профессионального образования. Напомню, что лучшая мировая практика побуждает нас создавать многопрофильные заведения, областные советы стейкхолдеров, которые будут принимать главные решения о развитии или закрытии определенных профессий в разных регионах. Вместо этого нынешняя ситуация фактически развернута в сторону советской концепции, с делением заведений на профессионально-технические и средние специальные. Напомню, что практически все они создавались для обслуживания потребностей индустрии, которая за последние десятилетия претерпела драматические изменения. Причем техникумы и колледжи продолжают стыдливо ютиться в Законе "О высшем образовании" (2014), который на самом деле является законом об университетском образовании. В законопроекте "О профессиональном образовании" почему-то теперь говорится только о ПТУ, а для техникумов и колледжей якобы в перспективе предполагается отдельный закон. Такой подход является концептуальным нонсенсом и абсурдом, за что несет персональную ответственность фактический лидер профильного Комитета народный депутат Александр Спиваковский, продолжающий грезить о должности председателя.

В-третьих, в планах правительства должно быть указано изменение формы финансирования высшего образования из-за отказа от госзаказа, внедрения базового финансирования и финансирования по направлениям деятельности, повышения требований к статусу университета - с одновременным углублением финансовой и организационной автономии. Это должно привести к укрупнению и повышению качества украинских университетов. А также - к массовому закрытию тех вузов и их филиалов, деятельность которых направлена не на достижение высокого качества и лучших мировых стандартов, а на продажу дипломов. На количество студентов это не повлияет. Соответствующий законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины о финансировании высшего образования (об экономических отношениях в сфере высшего образования)" уже разработан. Он требует дальнейшего обсуждения и доработки.