UA / RU
Поддержать ZN.ua

Искусственный интеллект в образовании: деградация мышления или революция в обучении?

Автор: Владимир Страшко

В последнее время сложно найти тему, которая вызвала бы больше дискуссий в образовательной среде, чем использование искусственного интеллекта (ИИ), в частности популярных моделей, таких как ChatGPT. Кто-то усматривает в ИИ угрозу для студентов: ожидает деградации, снижения критического мышления и креативности. Другие считают, что ИИ — это уникальная возможность для персонализации образования, увеличения эффективности обучения и развития мышления на новом уровне.

Читайте также: Искусственный интеллект Anthropic Claude Opus 4 шантажировал разработчиков

В любом случае преподаватели и студенты столкнулись с абсолютно новыми вызовами: от простых этических дилемм и проблем плагиата до глобальных вопросов изменения образовательных парадигм.

Так что же это на самом деле: угроза или возможность? И готовы ли мы к переменам, которые неизбежно несет эпоха искусственного интеллекта в образовании?

Карма в действии: почему студенты в США требуют вернуть деньги

Одна из самых резонансных новостей последних месяцев в сфере образования пришла из США: студенты ряда американских вузов открыто требуют вернуть им деньги за обучение. Причина — активное использование преподавателями нейросети ChatGPT для подготовки к занятиям и проверки студенческих работ. Вместе с тем самим студентам использовать такие сервисы часто строго запрещено.

Ситуация приобрела медийную огласку после сообщений в СМИ, которые акцентировали на двойных стандартах образовательных заведений: студентам запрещено то, чем регулярно пользуются преподаватели. Негодование студентов вполне понятно: зачем платить значительные средства за обучение, если знания, проверку заданий и даже объяснение тем может предоставить искусственный интеллект, доступный всем онлайн? Студенты подчеркивают, что учиться с помощью ИИ могут и самостоятельно, без дополнительных затрат на университетские услуги.

Этот конфликт оголил важные вопросы, которые выходят далеко за рамки финансовых претензий: как образовательные учреждения должны относиться к ИИ? Какие границы его использования нужно установить? Есть ли прозрачность и справедливость в современных подходах к интеграции новых технологий в образовании?

Как не без иронии отмечают комментаторы ситуации, это похоже на карму в действии: университеты, которые ранее ограничивали доступ к новым технологиям для студентов, теперь сами попали под огонь критики из-за недостаточно прозрачной политики использования ИИ.

Читайте также: Браузер Opera получит возможность писать код с помощью искусственного интеллекта

Маскировка ИИ и парадокс современного образования

Пока университеты спорят, как регулировать использование искусственного интеллекта, студенты уже нашли свои, достаточно креативные решения. Американские студенты в 2025 году все чаще не просто используют ChatGPT для выполнения заданий, но и прибегают к сложным манипуляциям, чтобы скрыть этот факт от детекторов нейросетевых текстов.

В частности, как сообщают в СМИ, популярными стали способы маскировки текстов, сгенерированных нейросетью: специально добавлять грамматические или стилистические ошибки, просить ИИ писать более слабый текст или переформулировать через другие языковые модели. Вся эта деятельность направлена не на углубление знаний или развитие навыков, а на обход систем контроля, используемых университетами для выявления искусственно созданных текстов.

Возникает парадоксальная ситуация: студенты, проявляя незаурядный креатив, изобретательность и технические навыки, тратят эти ресурсы совсем не на обучение, а на мошенничество. Однако можно ли обвинять в этом только студентов?

Более того, честные студенты также пользуются ИИ, но уже для того, чтобы их не обвинили в использовании ИИ для выполнения заданий. Абсурд, не так ли? Дело в том, что преподаватели применяют языковые модели, чтобы определить маркеры использования этих самых моделей во время подготовки текстов. Именно поэтому студенты вынуждены играть на опережение и избавляться от паттернов искусственного текста во время редактирования своих работ.

В итоге в США увеличился спрос на традиционные бумажные тетради. В этом учебном году продажи «синих тетрадей» в Техасском университете A&M выросли больше чем на 30%, а в Университете Флориды почти на 50%, пишет The Wall Street Journal. Дело в том, что преподаватели возвращаются к традиционной форме контроля: текст, написанный от руки и, желательно, под надзором педагога, чтобы студент точно не мог списать. Вот так технологический прогресс заставил человечество вернуться к истокам. Это напоминает популярное выражение о том, что Четвертую мировую будут вести камнями и палками.

Ирония еще и в том, что борьба «кто кого переиграет» между студентами и искусственным интеллектом приводит к размыванию самой сути обучения. Если образование становится игрой в детективов, ищущих нарушителей, и тех, кто старается избежать разоблачения, то возникает вопрос: какова же на самом деле главная миссия образования? И действительно ли ИИ — самое большее зло, из-за которого студенты тупеют?

Читайте также: Веб-поиск в сервисе искусственного интеллекта Claud от Anthropic стал бесплатным

Деградируют ли студенты из-за использования ИИ

С тех пор, как ИИ начал массово интегрироваться в образование, звучат тревожные прогнозы о его негативном влиянии на умственные способности студентов. Многие консервативные преподаватели и эксперты уверены: если искусственный интеллект выполняет задание вместо учеников, это неизбежно приведет к деградации их мышления. Логика здесь проста: зачем напрягать мозг, если нейросеть мгновенно дает ответ?

Однако недавнее масштабное исследование, опубликованное во влиятельном научном журнале Nature, демонстрирует совершенно противоположные результаты. Согласно данным авторов этого системного обзора, ИИ не только не ухудшает учебные результаты, а наоборот — существенно их улучшает.

В частности ученые установили, что:

Особенно эффективно ИИ влияет на учебный процесс, если речь идет о STEM-дисциплинах (науке, технологии, инженерии, математике), где принципиально важна возможность персонально подробно разобрать каждый шаг выполнения задания. Кроме того, оптимальный срок использования ChatGPT для достижения заметного эффекта — период от четырех до восьми недель регулярного привлечения нейросети к учебному процессу.

Важным выводом исследователей является и то, что эффективность использования ChatGPT сильно зависит от того, как именно его интегрируют в учебные курсы. Лучшие результаты демонстрируют курсы, построенные на решении практических проблем и развитии конкретных компетенций.

Этот анализ позволяет взглянуть на проблему намного шире. Очевидно, что дело не в том, чтобы избегать ИИ, а наоборот — научиться максимально эффективно его использовать. Образовательные заведения должны изменить свой подход и начать использовать нейросети как мощный инструмент для развития, а не для пассивного получения готовых ответов. И пока мы об этом размышляем, в некоторых странах мира этот подход внедряют в жизнь.

Читайте также: Искусственный интеллект отказывается выключаться по требованию тестеров

Международный опыт: ИИ-революция в образовании ОАЭ и других стран

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) с 2025 года официально включили курс по искусственному интеллекту в государственную школьную программу, причем уже с дошкольного возраста.

Как сообщает авторитетное издание Financial Times, министр образования ОАЭ Сара аль-Амири отметила, что главной причиной такого шага стала предыдущая ошибка страны, которая недостаточно быстро реагировала на распространение социальных сетей. По мнению чиновников, именно это упущение привело к снижению успешности учеников и нарастанию проблем, связанных с концентрацией внимания из-за активного использования платформ, таких как TikTok и Instagram. Именно поэтому на этот раз ОАЭ решили действовать на опережение.

Новая учебная программа по ИИ предусматривает не только технические навыки, такие как программирование и написание запросов (prompt engineering), но и этические аспекты использования ИИ. В частности детей с раннего возраста будут учить критически оценивать информацию, которую предоставляют нейросети, и распознавать предубеждение в их ответах.

Кроме образовательных реформ, ОАЭ активно инвестирует в масштабную инфраструктуру искусственного интеллекта. По данным Bloomberg, инвестиции страны в сферу ИИ уже в ближайшее время могут составить более 100 млрд долл. Вместе с тем у ОАЭ есть амбиции стать глобальным «регуляторным полигоном», где будут тестировать новые технологии и формировать стандарты их использования на международном уровне.

Инициатива ОАЭ неединична. Например, Fortune сообщает, что топ-менеджеры таких гигантов, как Microsoft, Airbnb и Uber, открыто призывают страны во всем мире интегрировать ИИ и компьютерные науки в учебные программы школ по примеру Китая и Сингапура.

По словам CEO этих компаний, отсутствие системного образования в сфере искусственного интеллекта и компьютерных технологий может привести к потере миллиардов долларов экономических возможностей и существенному ослаблению конкурентных позиций стран на мировой арене.

Эта инициатива руководителей ведущих технологических корпораций — своеобразный сигнал для мирового образования. По их мнению, современная школа уже не может ограничиваться лишь базовыми академическими предметами: она должна готовить детей к будущему, где ИИ станет основой не только технологий, но и экономики и общества в целом.

Показательный пример такой стратегии — опыт Сингапура, который интегрировал искусственный интеллект в свою образовательную систему, сделав акцент на персонализации обучения. Там ИИ используют для анализа успешности учеников, автоматического подбора индивидуальных заданий и обратной связи, что позволяет значительно улучшить качество образования.

Важно понять, что за такими призывами стоит не просто интерес технологических компаний, а осознание того, что экономическая эффективность государства все больше зависит именно от уровня образования молодого поколения. И страны, которые не смогут адаптироваться к этому глобальному тренду, рискуют значительно отстать в развитии уже в ближайшие десятилетия.

Читайте также: Секретное портативное устройство с искусственным интеллектом выйдет уже в следующем году - OpenAI

Этические аспекты: образование с ИИ — вызовы и риски

Вместе с возможностями, которые открывает интеграция искусственного интеллекта в образовательные процессы, возникает ряд серьезных этических вопросов. Ведь ИИ — это не только новые возможности, но и новые риски, которые необходимо тщательно анализировать и контролировать.

Как отмечает министр образования ОАЭ Сара аль-Амири в статье для Financial Times, критическое мышление в отношении информации, полученной от нейросетей, должно быть одним из ключевых компонентов современной образовательной программы. Детей нужно учить понимать, что ответы искусственного интеллекта не всегда объективны и могут содержать предубеждение. Поэтому ученики должны получать навыки не только использования нейросети, но и проверки и оценки достоверности их ответов.

Кроме того, этичное использование ИИ включает вопрос академической добропорядочности. Во многих странах мира школы и университеты уже столкнулись с проблемой плагиата, когда студенты просто копируют ответы ChatGPT, выдавая их за свои. Чтобы бороться с этой проблемой, образовательные системы внедряют специальные тренинги и курсы, которые учат школьников и студентов правильно использовать искусственный интеллект для исследований, не нарушая академические стандарты.

Еще одна важная этическая проблема — риск чрезмерной зависимости от ИИ. Учитывая это, ОАЭ например, вводят ограничение на количество часов, отведенных для обучения использованию искусственного интеллекта, — до 20 часов на академический год, что должно помочь избежать ситуации, когда ученики станут полностью зависимыми от помощи нейросети.

Таким образом, важная задача современного образования — не только научить детей взаимодействовать с технологией, но и сформировать у них навыки ответственного и этичного использования ИИ.

Читайте также: Образование во время войны: как школы теряют учеников, а университеты — поступающих

Украинский контекст

На фоне глобальных трансформаций в образовании Украина тоже начала формировать собственное видение использования искусственного интеллекта в учебном процессе. В мае 2024 года Министерство образования и науки Украины опубликовало инструктивно-методические рекомендации по использованию ИИ в заведениях общего среднего образования. Этот документ стал первым официальным шагом в урегулировании и осмыслении роли новейших технологий в обучении.

В рекомендациях отмечено, что искусственный интеллект должен использоваться не для механической замены мышления ученика, а как инструмент для развития критического мышления, поиска информации, анализа и создания новых идей. В частности указано, что учителя имеют право использовать ИИ для подготовки к урокам, создания тестов, генерирования идей, а также для индивидуализации подходов к ученикам.

Что касается учеников, то здесь рекомендации предусматривают обучение школьников:

С одной стороны, эти положения несколько перекликаются с практикой ОАЭ или Сингапура. А с другой — Украина пока не имеет специально разработанных курсов, как в этих странах, и не закрепляет использование ИИ на уровне государственных программ. Зато многие педагоги до сих пор воспринимают ИИ исключительно как источник академической недобропорядочности и самую большую угрозу для системы образования.

Читайте также: В Украине планируют открыть 180 подземных школ – Шмыгаль

Мир, который больше не будет привычным

Нравится это или нет, но ИИ уже широко распространился среди человечества, и начинает влиять на нашу жизнь. И это влияние будет только увеличиваться каждый раз после выхода новой модели или обновления имеющихся. Все больше стартапов делают свои продукты, и в скором времени мы даже не будем осознавать, что текст, видео или аналитику подготовил не человек, а искусственная модель.

Конечно, бороться с прогрессом — все равно, что сражаться с ветряными мельницами. Именно поэтому нам нужно спросить себя: а в чем смысл образования как такового? И как можно проверить, действительно ли ученик овладел необходимыми знаниями и навыками? Тест, который использовался с этой целью много лет, уже не является очевидным ответом. Вероятнее всего, нам придется создавать новые формы контроля или вернуться к старым и уже почти забытым. В мире, где текст легко и качественно генерирует компьютер, способность человека к вербальному живому общению имеет более высокую цену. Поэтому презентации, устные доклады и защита собственных и командных проектов могут стать ответом на этот вызов. И пусть студенты используют ИИ для подготовки, главное, чтобы не забывали о фактчекинге и валидации информации.