UA / RU
Поддержать ZN.ua

...или гвоздь в украинскую науку?

Тот факт, что около 90% студентов остаются (или проводят большую часть времени) в Москве, - это результат отсутствия финансирования науки в Украине. Необходимым условием обучения на старших курсах в Москве было согласие научного руководителя в Киеве. Поэтому это все выглядело как научное сотрудничество, что в целом было в интересах украинской науки.

Автор: Василий Альба

По поводу инициативы министра Сергея Квита у меня противоречивые чувства. С одной стороны, действительно хорошо, что обращают внимание на не совсем эффективные структуры, которой на самом деле сейчас является Киевское отделение МФТИ (если принимать во внимание соотношение аспирантов, остающихся в Украине, к выпускникам. Другой показатель - процент выпускников, которые остаются в Украине). Однако меня чрезвычайно волнует то, как эту проблему решают.

Есть конструктивный и деструктивный методы решения данной проблемы. По моему мнению, министерство прибегло ко второму, потому что просто хотят закрыть филиал в Киеве. Мне значительно больше импонируют конструктивные методы, но для этого надо смотреть в корень проблемы. Нужно бороться с недофинансированием науки в целом, а также с неэффективным распределением имеющихся средств. То есть непременно следует ввести:

1) дополнительные стипендии для студентов, занимающихся фундаментальной наукой;

2) дополнительные стипендии для аспирантов, молодых кандидатов и докторов наук;

3) гранты для молодых ученых, вернувшихся из-за границы (т.е. для тех, у кого есть звания PhD, или тех, кто был на позиции post-doc);

4) гранты на проведение конференций и поездок на конференции;

5) гранты на закупку необходимого оборудования и затратных материалов для исследований.

Главное, чтобы распределением этого всего занималась комиссия из ученых с мировым именем (в том числе и иностранцев). Самым простым примером того, что надо сделать, может служить фонд Дмитрия Зимина "Династия" (закрывшийся в настоящее время в РФ, поскольку его признали иностранным агентом). Без перечисленных изменений инициатива Квита - лишь гвоздь в науку Украины, которая несет свой крест последних 24 года. Часть детей уедет просто в Москву, часть - за рубеж, но никто не вернется, ибо на Родине нет условий.

Коротко о КО МФТИ

Киевское отделение МФТИ было создано для того, чтобы академические заведения АН УССР получали первоклассное пополнение. Первые четыре года студенты учились в Москве и сотрудничали с родственными институтами АН СССР, а затем переезжали в Киев и работали в заведениях АН УССР. С распадом Союза ситуация начала немного меняться из-за хронического недофинансирования науки в Украине. Похожие процессы происходили и в России. Главным следствием недофинансирования была утечка людей за рубеж, и потому перед наукой теперь стоит колоссальная проблема - отсутствие ученых среднего возраста, которые не только являются наиболее продуктивными, но и передают опыт молодому поколению. Эта проблема актуальна как в Украине, так и в России, однако в Москве она значительно менее выражена. К тому же финансирование науки в РФ в целом лучше, чем в Украине. Потому у студентов значительно больше возможностей заниматься наукой в Москве, чем в Киеве. Для того, чтобы учиться на пятом-шестом курсах в Москве, студенту необходимо было заручиться письмами от руководителя в Киеве и с согласием в Москве.

Тот факт, что около 90% студентов остаются (или проводят большую часть времени) в Москве, - это результат отсутствия финансирования науки в Украине.

Необходимым условием обучения на старших курсах в Москве было согласие научного руководителя в Киеве. Поэтому это все выглядело как научное сотрудничество, что в целом было в интересах украинской науки.

Как все должно было быть

1) Поступление в КО МФТИ происходит в Киеве. Экзамены абитуриенты сдают такие же, как и в Москве. Победителям Всеукраинской олимпиады начисляют баллы в зависимости от диплома.

2) Подписывается контракт, по которому ФТУНЦ НАНУ оплачивает учебу студенту в МФТИ, а студент обязан вернуться в Киев на пятый-шестой курсы обучения. После окончания учебы ФТУНЦ НАНУ обязан устроить студента на работу в академическое учреждение (аспирантуру), а студент должен проработать определенное количество лет.

3) пятый-шестой курсы студент проводит в Киеве, слушает базовые курсы и занимается научной работой.

4) После завершения учебы студент работает в учреждениях НАНУ.

Как все происходит

1. (См. выше)

2. Большинство студентов на старших курсах проводят значительную часть времени в Москве и занимаются там научной работой по согласию научного руководителя из Киева.

3. В конце каждого семестра они сдают сессию в Киеве и докладывают о результатах научно-исследовательской работы.

4. После окончания учебы и защиты диплома в Киеве, по желанию студента, подписывается приложение к контракту, согласно которому ФТУНЦ НАНУ и студент не имеют друг к другу претензий. То есть студента не устраивают на работу, а студент не возвращает деньги за обучение.

Немного о финансировании

Студенты КО МФТИ получали стипендию в Киеве в гривнях и, если много времени проводили в Москве, еще и в рублях. Кроме того, они могли на общих основаниях участвовать в конкурсах на стипендии фонда "Династия" (в РФ), а также могли быть вписаны в другие российские гранты научного руководителя в Москве и там тоже получать стипендию от базовой кафедры. То есть в целом, если студент проводил много времени в Москве, он мог полностью себя содержать без подработок, тогда как финансирование тех, кто находился только в Киеве, значительно скуднее.

В Принстоне я как аспирант получаю стипендию/зарплату, которой полностью хватает на жизнь. Все научные затраты покрываются за счет университета.

Не загубить полезное дело

Одной из главных полезных составляющих ФТУНЦ НАНУ была Украинская заочная физико-техническая школа (УЗФТШ). Это чрезвычайно благодатное дело, дававшее возможность даже учащимся из сельских школ получать доступ к хорошему школьному физико-математическому образованию. И было бы крайне безответственно уничтожить такое дело. Во всяком случае, надо сохранить заочную школу, дающую шанс на качественное дистанционное образование для школьников.

О негативных моментах

В целом, во время моей учебы в МФТИ (2005-2011 гг.) там царила толерантная атмосфера. Не без отдельных странных моментов. Например, все студенты должны были пройти курс "История Отечества". К счастью, это профанация, а не курс истории, поскольку для получения оценки "отлично" надо было сходить в музей-панораму "Бородинская битва" и написать отзыв. Однако теперь прослеживаются тенденции к усилению "патриотического" воспитания в РФ, и посему этот курс может стать менее формальным, какого же рода историю там рассказывают - это очевидно…

Некоторые люди в МФТИ явно поддерживают "Новороссию" и негативно высказываются об Украине и ее языке. Остался горький осадок от моей частной переписки с одним из преподавателей МФТИ. Это общение возникло после того, как в группе в fb он употребил фразу "там нет на человеческом языке" относительно украинского языка. Я направил жалобу в Фейсбук, а также попросил кого-то адекватного направить жалобу в СК РФ за разжигание межнациональной вражды. Теперь этого комментария нет. Но осталась частная переписка...

Во время моей учебы я не встречал ничего похожего. Посему очевидно, что это следствие пропаганды. Хочу подчеркнуть: подавляющее большинство людей - толерантные, и многие - против войны. Однако всегда найдется паршивая овца…

Реформа образования и науки - этот вопрос номер один сегодня, ибо только при наличии высокообразованной молодежи возможен стабильный рост в стране. К сожалению, уровень популизма в Украине не позволяет проводить кардинальные реформы. Например, частично отказаться от бесплатного образования (на Западе студенты-юристы оплачивают свое обучение в law school, но физики/математики получают еще и стипендию в аспирантуре). В условиях ограниченного бюджетного финансирования необходимо перераспределять средства на фундаментальные направления, поскольку без фундаментальной науки невозможен прогресс наук прикладных.