UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дорогой надежды

Именно свободы педагогической мысли и действия больше всего не хватает в украинской школе. Поэтому ради преодоления педагогического рабства должны сплотиться все, «хто живий, в кого думка повстала».

Автор: Оксана Онищенко

Как говорил Сократ, все профессии от людей и только три - от Бога: это педагог, врач и судья. А в нашей стране популярен и обласкан вниманием государства только последний. Недавно Верховная Рада выделила дополнительно почти полмиллиарда гривен на повышение зарплаты судьям. И почти 200 миллионов гривен - прокуратуре. Вы можете представить на их месте учителей? Мы - страна судей и прокуроров, а не образованных и здоровых людей.

Правда, накануне Дня работника образования власть вспомнит о педагогах. И даже организует несколько помпезных поздравлений вроде «Благословен, учитель мой, будь!», «Учитель, перед именем твоим хочу смиренно преклонить колени...». Да простят меня учителя, но как же надоели эти пустые слова! Никто из высоких чиновников не преклонит не только колени, но даже голову перед учителем. Скорее, самого учителя поставят на колени.

Вспомним бунт учителей зарубежной литературы, осмелившихся иметь собственное мнение о проекте программы по своему предмету. За то, что эти люди посмели вслух заявить о своей позиции, не совпадавшую (форменная наглость!) с генеральной линией партии, их называли ретроградами и гневно топали ногами: «Да кто вы такие? Какое вы имеете право?». А некоторых даже вызвали на ковер к местным князькам из управления образования. И не только за то, что подписали письмо, а за то, что под своим именем оставили критический комментарий на форуме одного из образовательных сайтов.

Вряд ли на такие действия было специальное распоряжение из Минобразования. Скорее, это инициатива ретивых чиновников, которых так же, как и учителей, нагибают вышестоящие. И так далее по направлению к вершине пирамиды. А как высоко она уходит, будет хорошо видно во время парламентских выборов. Это событие уже традиционно станет серьезным испытанием для педагогов.

В интервью Радио «Свобода» историк, профессор Ярослав Грицак привел пример: «...в Тернопольской области на последних выборах за Януковича проголосовало порядка 400 человек.

Но за последние месяцы в Партию регионов поступило около 20 тысяч, и это главным образом учителя. Потому что учителям пришли и сказали, что надо поступать... Они ужасно угнетены. Это самая униженная категория. Собственно говоря, это то, что наше государство пытается сделать. Пытается человека, живущего умственным трудом, а у нас таковых все больше, перевести на положение практически зависимого, угнетаемого человека».

Интересно, что в России общественные организации «Лига избирателей» и «Право выбора» по результатам выборов составили и обнародовали «Памятку московским школьникам и их родителям» и «Памятку первокласснику». Эти документы содержат имена учителей, работавших в избирательных комиссиях с нарушениями, которые отразились на результатах голосования. Причем в первом списке были не только имена, но и фото и номера рабочих телефонов. «Учителя - это люди, которым особенно важны репутация и доверие, а их вовлекают в ложь. Мы хотим дать возможность школьникам и их родителям задать знакомым учителям вопрос - может быть, они расскажут, как на них давили», - цитирует kommersant.ru координатора проекта «Черный список» Николая Бобринского.

Именно свободы педагогической мысли и действия больше всего не хватает в украинской школе, считает независимый консультант и эксперт по образовательной политике Виктор Громовой. Поэтому ради преодоления педагогического рабства должны сплотиться все, «хто живий, в кого думка повстала».

«Хочется верить, что должны победить профессиональная совесть и профессиональное достоинство. И как их сохранить в условиях, когда, например, директор школы превратился в «профессионального попрошайку»? Если не будешь попрошайничать - не выживет ни школа, ни ты лично. «Я могу себе позволить не воровать», - говорит директор школы-интерната на Львовщине, которой повезло с мужем-бизнесменом. «Если я буду жить только на директорскую зарплату, я не только буду так одеваться, что дети будут смеяться, а просто умру, у меня на лекарства ежемесячно уходит больше тысячи», - признается директор школы из Кривого Рога. «Если же ты все-таки как-то выкручиваешься, ты находишься под прессом постоянного страха, что завтра из тебя сделают взяточника или «наедет» налоговая по поводу нелегального репетиторства. Страх - плохой спутник для счастья...», - пишет В.Громовой в статье «Возможно ли счастливое учительство в Украине?».

Как считает историк Грицак, все общества были безнравственными. Но в любом находилась группа людей, призывавших к нравственности, - интеллигенция. Бремя ее тяжело и не всегда безопасно. Сегодня же обществу нужны публичные интеллектуалы - люди, которые не только получили признание в своей профессии, но и «считают, что недостаточно иметь только успех на своем участке, а также нужно быть общественным, то есть понимать, что на самом деле мир больше твоего собственного участка». По мнению ученого, учителя из-за своей зависимости такую ​​роль выполнять не могут.

А нужен ли вообще сегодня учитель? Казалось бы, в эпоху невиданного расцвета ИТ ученик может без проблем получить любую информацию самостоятельно. Но способен ли компьютер окрылить, согреть, поддержать, социализировать молодого человека? Нет. Эта задача возложена на учителя. Но, к сожалению, об этом не часто вспоминают даже сами учителя.

По результатам исследований Центра образовательного мониторинга «О приоритетах учеников и учителей касательно целей школьного образования», у учителей доминирует осознание ценности школьного образования.

«Очевидно, что педагогические работники в этой ситуации являются не виновниками, а заложниками укоренившейся за десятки лет системы оценки их деятельности, ведь работа учителя оценивается не по тому, какие качества они воспитают у учащихся, а на основании формальных показателей: посещение учащимися уроков, текущие результаты учебы, измеряемые в баллах, результаты прохождения учениками ГНА и ВНО, количество подготовленных «олимпиадников», количество выпускников, поступивших в высшие учебные заведения и т.д.. То есть по тому, как ученик запомнит рассказ учителя и информацию из учебника, которая нередко, самое позднее год-два спустя, устареет и бесследно исчезнет. А важность иметь собственное мнение, уметь общаться, принимать решения, которые не понадобятся непосредственно на экзаменах, со временем нейтрализуется как нежелательная информация», - подчеркивают эксперты ЦВМ.

Проблемы учительства настолько вопиющи, что даже Минобразования не может делать хорошую мину при плохой игре (хотя ему принадлежит далеко не последняя роль в «обескрыливании» учителей). Возможно, поэтому МОНМС издало приказ №1262 от 04.11.2011 г. «О проведении мониторингового исследования относительно статуса и роли учителя в украинском обществе». Сами педагоги встретили эту новость с большим сарказмом. На форуме сайта osvita.ua читаем: «Повысить престижность педагогической профессии путем мониторинга - это из той же серии, что и повышать качество знаний путем проведения итоговых контрольных работ. Да придумайте же что-то оригинальное, чтобы украсть деньги!!!». «А не лучше ли за эти деньги купить в класс проектор и компьютер? А ортопедическую мебель? Тогда я сама свой статус сделаю высоким». «Я вам и без мониторинга могу сказать, что статус у украинского учителя ниже плинтуса! Вместо того чтобы его повысить, вы опять-таки изображаете, что работаете, - создаете рабочую группу!.. Лучше деньги, которые выделили на этот дурацкий проект, отдайте учителям - поднимите статус хоть чем-то :))))», - читаю на форуме.

Картина печальная. Однако не безнадежная. Недавно в письме Юрия Луценко к Даниле Яневскому, размещенном в блоге политика на «Украинской правде», я прочла интересную вещь. «Твое последнее письмо задало действительно сложный вопрос: на чем держится моя вера в лучшее будущее Украины, - пишет Луценко. И отвечает: - У нас замечательный народ. И когда ты спрашиваешь, как ему дать лучшую жизнь, я отвечу, что главной нашей проблемой являются не недостатки общества, а нехватка его нравственных и интеллектуальных учителей... Наличие таких учителей и рост их счастливых учеников - это и есть наша дорога надежды».

Политик приводит примеры. Это отец-ректор Украинского католического университета Борис Гудзяк: «Именно его пример учил меня, что добраться к источникам можно только плывя против течения». Это мужественная сельская учительница - председатель избирательной комиссии, которая на выборах в 2004 году не побоялась подписать протокол в пользу Ющенко, несмотря на то, что с ней «побеседовали» и начальство из района, и люди в погонах.

Мы надеемся на наших учителей. Мы верим, что именно они способны, как пишет Луценко, «вести, тянуть, толкать свой народ к лучшим мировым стандартам жизни». И День работника образования - прекрасная возможность сказать им об этом.

А что думают сами учителя о своем призвании?

Александр КАЕНКО:

- Хотелось бы, конечно, видеть в учителе друга, помощника, наставника, просто Человека на высоте - душевной и профессиональной, к которой можно тянуться, МАСТЕРА. Но в современном безответственном обществе именно миссионерство учителя ставится под сомнение. Уважение к нему сознательно расшатывается, так как его подают и воспринимают как обычного наемного работника. Хотя он один из немногих, кто продолжает ОТВЕЧАТЬ.

Для государства учителя очень часто «государевы карлики», они всегда всем должны и должны мгновенно - и занять, и развлечь, и правду сказать: обеспечить явку, написать отчеты, выдать справки...Вокруг учителя день за днем вырастает гора бумаг. И относятся к нему как к нерадивому клерку, которого кто только ни проверяет в течение года.

Изменения, происходящие в школе (новые технологии, новые принципы обучения, новая техника), безусловно, могли бы кардинально улучшить ситуацию в образовании, ЕСЛИ БЫ УЧИТЕЛЬ ИМЕЛ ПРАВО ГОЛОСА при введении хоть каких-то изменений в учебный процесс. Меняются программы, появляются и исчезают новые предметы, ломаются стандарты - и у учителя оспаривают его право «учить», требуя вместо этого «облегчать» детский рост, поддерживать детскую коммуникацию, опускаться до детского уровня, быть психологом, тьютором, фасилитатором, координатором, руководителем проекта, свободным от мыслей о хлебе насущном, - упрощая сложное, развлекая, где скучно, занимая, чем нужно, образовывая по указке сверху.

В глазах общества учитель-неудачник, который не умеет деньги зарабатывать, - несостоятельный бездельник, государственный и родительский нахлебник, с которым можно разговаривать с позиции силы.

Для родителей учеников - это часто личный тренер, просто обязанный выдать результат: хороший аттестат или призовое место, воспитатель, обязанный ликвидировать недополученное ребенком в семье время...

Наши собственные родители часто нам сочувствуют, наши собственные дети нас не видят, наши друзья относятся к нам часто с недоумением: потому что в современном обществе на учителя возложена миссия «выполнять» и «готовить». Я очень не люблю разговоров о миссиях - отношение государства к учителю уничтожает саму идею благородного служения.

Но она существует - несмотря на отсутствие государственной поддержки, реализующейся большей частью на словах, несмотря на зарплаты, на количество детей, на необходимость дополнительной нагрузки, чтобы выжить, на отсутствие поддержки молодым. Сеять доброе, вечное и разумное учитель не перестал. Пока. Хотя государству эти всходы могут и не понадобиться.

Леонид СТЕЦЕНКО:

- Будет большим преувеличением считать, что рядовой учитель постоянно (или очень часто) занимается вопросами своей общественной миссии... Хотя иногда сама жизнь наталкивает его на такие размышления. Когда в учительском обществе обсуждаются какие-то сугубо житейские проблемы - ремонт квартиры или визит к врачу, - можно услышать фразу: «Ну что же, как мы их учили, так они нам и ремонтируют (лечат)». На таком уровне учитель и понимает, что «миссия провалена», свидетельством тому - наша повседневная жизнь.

А если рассуждать глубже, понятно, что любые войны - политические, экономические, вооруженные - выигрывают или проигрывают не политики, экономисты или генералы, а школьные учителя. Учитель сам должен быть экономистом - тогда его ученики способны будут поднять экономику и своей семьи, и своего государства. Учитель сам должен быть политиком - тогда его ученики не станут игнорировать выборы, а их политический выбор не будет зависеть от рекламы или килограмма гречки. Учитель сам должен быть генералом - и тогда его ученики будут готовы встать на защиту своего Отечества.

Но все эти вещи возможны только при условии глубокой нравственности самого учителя. Возможность выполнить свою миссию есть у всех. Но возможность и способность - это разные понятия.

Виктор ГРОМОВОЙ:

- Есть много вещей, которые могут подождать. Дети же ждать не могут. Они растут и вырастают... Конечно, хорошо бы сделать все и сразу (построить современные дороги, реставрировать памятники архитектуры, организовать полет на Марс и т.п.), но приходится определяться с приоритетами.

Кто-то мечтает о «школе будущего», кто-то погружен в педагогическую рутину и уже ни о чем не мечтает... Однако хочется верить, что большинство моих коллег создают современную школу здесь и сейчас именно для этих детей. И это дает им шанс на здоровый старт, на достижение успеха в жизни.

Знаю, что и на нынешнем праздновании Дня работника образования мы услышим от политиков или «представителей родительской общественности» сплошной набор стереотипов об учительской профессии, начиная с избитой фразы «отдали ребенка в школу» и заканчивая пожеланием «терплячості» (обычно говорят «терпимості») и «послушных детей» педагогам школы, которые «дают» глубокие и прочные знания.

Не люблю я таких слов! Почему-то до сих пор везде пытаются вдолбить в головы людей лексику, которую давно пора вычистить из головы и из употребления.

Когда мне как директору гимназии родители говорили, что хотели бы мне «отдать ребенка», я шутил: зачем мне ваш ребенок, у меня своих трое, поэтому оставьте его себе... а вот помочь ему получить образование можем мы вместе, объединив усилия семьи и школы. Дать же знания мы не можем, ваш ребенок их может только получить с нашей помощью.

Учителям всегда желал нетерпимости (вместо традиционного пожелания «терпимости») к маразмам, имеющимся в школьном образовании, творческого беспокойства и непослушных детей.