Народ Украины проявил волю и выбрал будущее в евроинтеграции. Украинцы хотят жить в справедливом, правовом, экономически развитом и социально защищенном государстве. Первоочередные задачи, намеченные президентом и правительством, - это реформы практически во всех отраслях.
В реформировании образования сделан чрезвычайно важный шаг - введение независимого тестирования в оценке знаний и при поступлении как в специализированные, так и высшие учебные заведения. В вузы должны поступать лучшие выпускники школ, а в престижные вузы - лучшие из лучших. Одним из условий подачи документов в вуз должен быть сертификат о знании иностранного языка (предпочтение отдается английскому). Опыт многих стран (Корея, Япония, Сингапур и т.п.) свидетельствует, что специалисты, свободно владеющие английским, более успешны в работе, поскольку у них есть возможность не только знакомиться с иностранной литературой, но и проходить стажировку в ведущих странах мира (Англия, США, Германия, Япония и другие), заимствовать передовой опыт. Во время поступления в вуз не должно быть квот по социальным, национальным или другим статусам, единственным проходным билетом для всех должны быть только знания. Высшее образование должны получать только те, кто хорошо окончил школу и сдал вступительные экзамены (тесты). Для способных выпускников средних школ, не получивших высокий балл, всегда есть возможность поступить на учебу в специализированные средние учебные заведения по избранной специальности.
Реформы в высшем образовании должны быть радикальными, и проводить их надо быстро. Я бы сказал - хирургическим методом. Он хоть и болезненный, но эффективный. Терапевтический метод, то есть эволюционный - долгий и сомнительный. Для "эволюционного" созревания надо много времени, а у нас его нет. Как нет и средств на содержание такого большого количества высших учебных заведений. Только вузов 3–4 уровня аккредитации в Украине - 342, в то время как в Великобритании, Франции, Германии их значительно меньше.
Реформы проводятся там, где не хватает денег, - это общепризнанно.
В Украине до недавнего времени было 45 млн жителей, сегодня на территории, подконтрольной нашему государству, проживает не более 40 млн. В Украине функционируют 803 вузов, в которых обучаются более 2 млн студентов. 325 из указанного количества вузов - университеты, академии и институты 3–4 уровня аккредитации, 478 - 1–2 уровня. Для сравнения: в Германии с населением более 80 млн - 104 университета, в которых учится менее 2 млн студентов. По экономическому развитию Украина плетется далеко позади Германии, а по количеству студентов, академиков, докторов, кандидатов наук - значительно опережает. У нас учатся 69 тыс. иностранных студентов. Мы принимаем всех иностранцев, которые могут заплатить за обучение. В Германии принимают лучших выпускников школ, но тоже за плату. Там нужны знания, а у нас - лишь бы платил.
Однозначно, Украина не может содержать такое большое количество вузов. Во многих из них качество подготовки специалистов на уровне колледжей, иногда и ниже. Аккредитация, кадровый контроль и контроль уровня знаний позволят быстро закрыть такие конторы по выдаче дипломов.
Студентам необходимо провести независимый контроль знаний, который сразу снимет многие вопросы. Все, кто сдаст тесты, - продолжают обучение в вузах, получивших аккредитацию, кто не сдал - учиться в вузах не сможет. Возможность учиться - это уровень знаний, а не плата за обучение и диплом. У нас многие юноши и девушки с 2–3 дипломами, но они не могут нигде трудоустроиться, чаще всего - из-за недостаточного образовательного уровня.
Мне ближе медицинское образование. В Украине (без Крыма) функционируют 19 высших медицинских заведений, из них 12 университетов, 3 академии последипломного образования, 1 институт народной медицины и 2 факультета (Сумы и Ужгород) при университетах. В Харьковском, Днепропетровском и Львовском классических университетах тоже есть "рудименты" медицинского образования.
Мы подписали Соглашение об ассоциации с ЕС. Итак, первое, что должны сделать в реформировании медицинского образования, - это избавиться от таких факультетов, как педиатрический и санитарно-профилактический, медицинской психологии, а также такого явления, как 5-летняя подготовка врачей по массажу и лечебной физкультуре... Сразу же уменьшится количество студентов.
Медицинские университеты должны быть факультетами в составе классических университетов, так как у них лучше возможности для базовой подготовки. Из программ необходимо изъять лишние предметы, которые должны знать выпускники средних школ. В медицинские университеты следует принимать выпускников с высоким баллом после окончания средней школы, независимо от формы обучения - платная или бюджетная. Абитуриенты должны владеть английским языком, чтобы на старших курсах свободно читать и изучать англоязычную медицинскую литературу. Все медицинские высшие учебные заведения, за исключением вуза последипломного образования, должны быть в системе Министерства образования и науки. Что же касается академий последипломного образования, то целесообразно, чтобы они остались в составе Министерства здравоохранения.
Министерству здравоохранения необходимо срочно, без промедлений, приравнять номенклатуру врачебных специальностей к европейским. Соответственно, сократится часть ненужных факультетов и кафедр в медицинских вузах. Это надо делать уже сегодня, поскольку начинается формирование нового бюджета.
Думаю, такое сокращение должно проводиться не только в медицинских вузах. Отраслевые вузы, кроме военных, тоже должны быть в системе МОН. Таких шагов правительства не воспримет большинство работников вузов, профессорско-преподавательский состав, а значит и студенты. Но другого выхода нет.
Все выпускники школ должны показать высокий уровень знаний. Уменьшение количества студентов в вузах, соответственно, требует расширения среднего специального образования. Для подготовки специалистов по ЛФК, секретарей для работы в офисе и т.п. - высшее образование не нужно.
Статус человека должен определяться не количеством дипломов, а знаниями и возможностью их применять с пользой для себя и общества. Настоящий специалист будет цениться всюду, независимо от того, один у него диплом или несколько. Билл Гейтс, например, достиг профессиональных высот без высшего образования. Да и не только он. История знает многих успешных людей без дипломов высших учебных заведений.
Степан Руданский когда-то писал: "Невже ви, дядечку, такий дурний, щоб вас так довго вчити?"