UA / RU
Поддержать ZN.ua

Данные, а не догадки: как автоматизация помогает в управлении образованием

Опыт Британии

Автор: Надежда Майбогина

Качество управленческих решений, в частности и в образовании, непосредственно зависит от качества информации, на которой они основываются. И здесь речь не только про решения, которые принимает МОН, но и про решение родителей о выборе школы, или учителей и руководителей школ про стратегию класса или всего учебного заведения ради повышения академической успешности учеников. На всех уровнях достоверность, полнота и своевременность данных — основа эффективного управления. Ключевым условием для этого является единое цифровое образовательное пространство, которое, в частности, должно включать:

Читайте также: Новая платформа для украинских школьников за границей: в МОН объяснили, как она будет работать

Задача создать такую систему чрезвычайно амбициозна, но такой подход обеспечит системное управление образованием, которое базируется на данных, а не на хаотичных предположениях. По крайней мере именно так работает образовательная система в Британии.

Передача демографических данных об учениках во время так называемой школьной переписи здесь происходит непосредственно от школы в министерство без агрегирования, то есть передаются первичные персональные данные каждого ребенка. В таких условиях любой новый запрос на государственном уровне может быть получен трансформацией уже собранных первичных данных, а не после очередного цикла бюрократии.

Экспорт данных из школьной системы в национальную базу данных и их обновление проходит трижды в год в четко установленные сроки (обычно это конкретные даты в октябре, январе и мае). Эти даты обязательны для всех государственных учебных заведений, поэтому ни один ученик не потеряется, если в момент переписи переходит в другую школу. Во время формирования файла с данными для переписи национальная цифровая система требует, чтобы в профиле каждого ученика в электронной системе были данные по полному перечню показателей. А также проводит ряд автоматических проверок, в частности на согласованность данных между школами. Если возникают несогласованные данные и ошибки, школе дается время на их исправление, после чего они перегружаются повторно за считанные минуты.

Читайте также: Сокращение лицеев, отдельные начальные школы: эксперт рассказала основные идеи законопроекта о реформе школы

Данные национальной базы открыты для работников школы в объеме, который отвечает их профессиональным полномочиям. Когда новый ученик поступает в школу, его профиль заполняют не только на основе аппликационной формы от родителей. Благодаря доступу к национальной системе, школа наполняет профиль ученика информацией об академических достижениях на предыдущем этапе обучения (например результаты независимого тестирования из младшей школы), необходимые, в частности, для определения, в какой группе сложности должен учиться ученик. Ведь в британской школе есть дифференциация учеников по их способностям и достижениям на предыдущих ступенях образовательного пути. Вместе с тем добавление данных происходит без ручной обработки, автоматической загрузкой стандартизированных файлов.

Вдобавок благодаря государственному порталу School-to-School новая школа может запросить у предыдущей другие необходимые данные с демографическими признаками ученика: статусы (например статус ребенка из малообеспеченной семьи, ребенка с ООП, статус разных форм опеки и т.п.), контактные данные родителей и ребенка, статистику посещения школы, оценки, поведение и другую информацию. Такие файлы загружаются автоматически после получения, что обеспечивает полноту образовательной истории ученика. Отдельно от предыдущих файлов загружаются строго конфиденциальные данные, связанные с безопасностью и защитой ребенка: истории насилия (включая домашнее), поведенческие проблемы, диагнозы, сохраненная информация о предоставленной в предыдущей школе (школах) помощи и разработанные планы работы с ребенком, судебные решения или перечень лиц, имеющих ограничение в общении с ребенком, и т.п. Эти данные дополняют профиль ученика, но доступ к ним ограничен, ведь безопасность персональных данных здесь на самом высоком уровне. Соответственно, когда ученик выбывает со школы, по требованию школы-реципиента школьное программное обеспечение генерирует файлы с историей, которая следует за ребенком.

Читайте также: Искусственный интеллект будет проверять учебники для школ Украины — Минобразования

Благодаря единому цифровому пространству британское Министерство образования (Department for Education) оперативно получает первичную информацию о каждом ученике, что в сочетании с академическими результатами и социально-экономическими показателями позволяет видеть реальную картину в образовании как в статике, так и в динамике. Это позволяет правительству обоснованно разрабатывать меры для улучшения результативных показателей демографических групп учеников, школ, развития регионов, поощрять и развивать образовательный персонал, какой именно нужен и где особенно нужен, эффективнее распределяя государственные ресурсы. Однако на этом процесс не заканчивается и собранная аналитика не остается тайной для избранных. Национальная система — не только реципиент данных, но и поставщик обобщенных аналитических показателей для управления на уровне школы.

Так автоматически через интеграцию национальной системы с программным обеспечением учебных заведений школам становятся доступны средние показатели академической успеваемости учеников с одинаковыми стартовыми показателями (независимое тестирование на предыдущем звене обучения), в дальнейшем использующиеся для расчета целевых показателей: индивидуальных для каждого ученика и агрегированных целевых для учителей, руководителей школ и местных управлений образования. Это позволяет разрабатывать индивидуальный подход к каждому ученику, формировать управленческие стратегии на уровне класса или школы, а также оценивать эффективность работы учебного заведения, его подразделений или общее качество образования в общине.

Национальная база данных в Британии частично доступна для общественности. Для этого на правительственном сайте открыт аналитический портал, который позволяет всем желающим формировать гибкие, индивидуализированные отчеты для анализа образовательных тенденций, обеспечивая прозрачность, поддержку управленческих решений и открывая новые возможности для независимых научных исследований.

Читайте также: Тестирование для школьников младших классов: какие предметы нужно сдавать

Отдельного внимания заслуживает портал для сравнения школ, который обычно используют родители, когда выбирают школу для ребенка. Для этого достаточно лишь указать свой почтовый индекс и приемлемое расстояние. А дальше уже выбрать параметры для сравнения, включая финансирование школ и академический прогресс групп учеников, и система сконструирует сравнительный отчет.

Можно ли построить такую систему в Украине? В течение нескольких последних лет в нашей стране внедряется АИКОМ, который может стать хорошим стартом, чтобы заложить основы именно такого цифрового образовательного пространства. Вполне осознаю, что результат такого проекта проявится не сразу, поскольку тенденцию должны подхватить и разработчики школьного программного обеспечения, на что могут уйти годы. Впрочем, такой системный подход может существенно изменить управление образования на всех уровнях.