UA / RU
Поддержать ZN.ua

Далеко от идеала

Что планируют изменить в экспертизе школьных учебников.

Автор: Дмитрий Гамаш

Незадолго до отставки Анны Новосад МОН начало работу над изменением процедуры экспертизы учебников. Намечены первые шаги в этом направлении.

С интервалом в три месяца экс-министр образования и науки сделала два заявления по поводу качества экспертизы школьных учебников.

"Если вы посмотрите на то, как сейчас происходит экспертиза учебников, то это такой очень фиктивный и далекий от экспертности процесс. Собирается некая группа людей и делает вид, что они действительно вычитывают эти учебники", - сказала она в ноябре 2019 года.

В конце февраля, подводя итоги конкурса учебников для 3-го класса Новой украинской школы, экс-министр заметила: "Около 200 экспертов, проводивших экспертизу учебников в этом году, были обязаны пройти обучение. И мы уже видим, что экспертиза учебников выросла, хотя все равно еще далека от идеала".

В этом году оценивание учебников эксперты проводили по новому Порядку о конкурсе, разработанному и утвержденному МОН при каденции Лилии Гриневич. Экспертизу проводили не три, как раньше, а восемь экспертов, и каждый за свою работу получил несколько тысяч гривен вознаграждения. Но общий результат экспертизы мало чем отличается от итогов оценивания в предыдущие годы.

Из 72 представленных на конкурс проектов учебников эксперты одобрили 61. Их выводы по девяти отклоненным учебникам участники конкурса обжаловали в апелляциях. И апелляционная комиссия поддержала все жалобы: в экспертных выводах было достаточно необоснованных и субъективных замечаний, являющихся прямым нарушением процедуры проведения конкурса.

Фактически, апелляционная комиссия поставила экспертам неудовлетворительные оценки и подтвердила неэффективность действующего механизма экспертизы школьных учебников.

Следовательно, проблема с экспертизой остается, и в МОН настроены изменить порядок проведения конкурса.

Что будут менять?

Увеличат время проведения экспертного оценивания.

Сейчас экспертизу учебника проводят в течение месяца. Каждый эксперт оценивает 3–5 проектов и должен просмотреть остальные, представленные на конкурс. В целом - не менее 600 страниц текста, в свободное от основной работы время, ведь все эксперты - совместители.

"Одна из самых больших проблем, которая не дает нам возможности сделать учебники лучше, это слишком короткий срок, предоставленный в пределах действующего законодательства для подготовки, особенно для этапа экспертизы, оценивания экспертами", - говорит Анна Новосад.

По словам экс-министра, на подготовку учебников сейчас тратится год, а необходимо, по меньшей мере, два года. "Иначе обеспечить качество будет невозможно", - объяснила Новосад.

Потребность продления срока проведения экспертизы - безотлагательная. Образовательные эксперты, авторы учебников и издатели предлагают ввести постоянную экспертизу учебных материалов как отдельную процедуру, не связанную с проведением конкурса. Ее механизм таков: авторы учебника подают проект в экспертное учреждение, назначающее экспертов. После оценивания учебника эксперты подают замечания и предложения по улучшению содержания, проект дорабатывается, проходит грифование. Министерству остается лишь объявить конкурс в виде выбора учебников учителями, подытожить, напечатать тиражи и доставить их в школы.

Преимущество такой модели - невозможность в ручном режиме определять, какие учебники окажутся в учебном процессе. Сейчас же это решение - в руках нескольких экспертов, зависимых от организатора конкурса. Процедура экспертизы фактически выполняет запретительную функцию, что создает немалые риски для развития коррупционных схем.

Усовершенствуют критерии отбора учебников.

Львиная доля субъективных и необоснованных выводов по учебникам вызвана тем, что эксперты очень свободно толкуют критерии оценивания.

"Критерии довольно нечеткие, они нуждаются в доработке", - говорит Анна Новосад.

Такого же мнения и участники конкурса, и образовательные эксперты.

"Эксперт следит за соблюдением критериев автором, автор об этом знает и подсознательно готовится пройти этот фильтр. В результате, он думает уже не об ученике, который будет читать учебник, а об эксперте, который его будет оценивать. В образовательной среде шутят: если придерживаться всех критериев оценки учебников, то учебник займет 800 страниц. И получается, что формально все правильно, только прочитать невозможно", - говорит эксперт образовательного направления Украинского института будущего Николай Скиба.

Совершенствовать критерии в МОН планируют опираясь на рекомендации партнеров из финско-украинского проекта Learning together ("Учимся вместе"),которые сейчас анализируют экспертные выводы на все учебники Новой украинской школы.

Будут учить экспертов.

При поддержке финских партнеров планируют также отбирать и учить самих экспертов учебников. Будет делать это Украинский институт развития образования, который в дальнейшем будет проводить конкурсы учебников для Новой украинской школы.

Участники конкурса учебников вместо этого предлагают ввести несколько правил, по которым претенденты становятся экспертами или теряют право оценивать учебники.

Прежде всего, эксперт должен быть не только отобран и соответственно обучен, но и сертифицирован. Его квалификацию должно подтвердить экспертное учреждение.

Все сертифицированные эксперты должны находиться в едином реестре, открытом до начала проведения экспертизы.

После завершения процедуры экспертизы фамилия эксперта публикуется в учебнике, который он оценивал.

Эти несколько правил призваны установить ответственность эксперта и экспертного учреждения за качество оценивания учебников. Сейчас такой ответственности они не несут.

Новую концепцию экспертизы и подготовки учебников в МОН планируют ввести с 2021 года, поэтому времени на внесение изменений в нормативные акты не много. Так же мало времени и для появления профессиональных экспертов. Но четкие критерии отбора претендентов, принципы открытого и прозрачного проведения экспертизы и оценки качества деятельности экспертов способны создать эффективный механизм экспертизы. И наконец обеспечить учеников школ качественными учебными материалами, право выбирать которые должно быть закреплено исключительно за учителями.