UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что мешает украинским университетам стать международными?

О политике привлечения иностранных студентов

Автор: Эдуард Рубин

В 2020 году украинская образовательная система особенно часто наступала на грабли, которые долгие годы сама же и расставляла себе. Период пандемии вскрыл многие проблемы украинского образования, одна из них — устаревшая и откровенно коррумпированная система сопровождения обучения иностранных студентов. Между тем иностранные студенты для любой страны — это возможность интернационализации образования, участие в программах обмена и финансы для вузов. Во времена пандемии, когда количество студентов, желающих приехать на учебу в ту или иную страну, сокращается, между странами и университетами развернется настоящая борьба за студентов-иностранцев.

Как же работает механизм их зачисления в наши вузы, который складывался годами? Фактически иностранный абитуриент не может просто так взять и поступить к нам без посредников, даже если он приехал из благополучной страны. Для сравнения: в большинство стран Европы можно поступить на магистратуру на базе украинского диплома бакалавра без посредников и с минимальной бюрократией. У нас же международных студентов сопровождает фирма-агент, у которой есть соответствующая лицензия. Абитуриент должен получить приглашение, визу, лично приехать в Украину, лично подать документы, уехать обратно домой и ждать приглашения. Многие из этих процессов имеют коррупционную составляющую.

На сам приезд в Украину абитуриенты тратят немало нервов и денег. Подготовка документов, перелет, оплата услуг посредников — это только видимая часть расходов. Но, едва попав в нашу страну, будущие студенты становятся совершенно бесправными.

Даже если абитуриенты-иностранцы уже говорят по-русски или по-украински, оформить какой-либо документ они могут только через посредника. Любое действие (будь то незапланированный поход в деканат, жалоба на ненадлежащее качество обучения или запрос на бытовой документ) тоже нужно согласовывать с посредником. И это чаще всего отражается на студенте негативно. Его запугивают отчислением, а это означает, что он теряет все. Изменить фирму-контрактера, если что-то пошло не так, тоже невозможно. Об этом всем не раз говорилось, но воз и ныне там. Однако кто бы что ни говорил, а образование — это бизнес, и к этому процессу должен быть бизнес-подход. Поэтому никто не будет заморачиваться с качеством образовательных услуг и работой посредников, главное — бизнес, удобный и для вузов, и для фирм-прокладок.

И вот нагрянул 2020 год. Еще перед вступительной кампанией, которая впервые проходила в условиях локдауна, ректоры крупных университетов забили тревогу: закрытие границ, локдаун и затрудненный физический доступ иностранных граждан в Украину усложнили поступление абитуриентов из других стран. Остановился приток иностранных студентов, и поток денег в бюджеты университетов иссяк.

А тем временем прогрессивные университеты научились работать дистанционно, и это касается всех университетов мира, а это значит, что у иностранных абитуриентов появились новые возможности для обучения. Произошли изменения на рынке образовательных услуг, а значит, изменился и маркетинг для привлечения абитуриентов. Они теперь могут выбирать, у кого им учиться, находясь дома: у ученых университетов Украины, России, Польши, Казахстана или, к примеру, Германии. И что вполне предсказуемо — резко увеличилось и количество абитуриентов, желающих учиться дистанционно. Абитуриенты из США, Турции, стран Европы вдруг поняли, что есть страны, где можно получить образование дешевле, не выходя из своей комнаты.

Ректоры украинских вузов это понимают и уже направили ряд обращений в МОН с просьбой внести вполне ожидаемые изменения в законодательство. Эти изменения ориентированы на тех студентов, которые решат приехать в Украину и учиться в наших вузах «очно». Среди предложений — упростить процедуру поступления, разрешить иностранным студентам работать в свободное от учебы время, чтобы таким образом они могли покрывать часть расходов, давать возможность повторно проходить курсы вместо отчисления, а лучшим студентам — стипендии для мотивации.

Но даже если изменения в законодательство будут приняты, это только половина дела. Задача университетов — разработать и дать клиенту лучший продукт и рассказать, что их программа наилучшая и цена соответствует качеству.

Однако даже при самом лучшем менеджменте никто не отменял мировых тенденций, поэтому абсолютно очевидно, что количество студентов, отправляющихся учиться в другую страну, во всем мире падает. Но здесь возможен также и гибридный формат: университеты могут организовать изучение теории дистанционно в виртуальных классах в режиме реального времени, а уже на практические год-два пригласить студентов в университетские лаборатории с необходимым для практики оборудованием. Все же локдаун — это не навсегда, и мир со временем вернется к прежним темпам мобильности.

Однако университеты сами не справятся с новыми вызовами, если процессы зачисления иностранных студентов останутся прежними. Здесь необходимо изменение законодательства. С действующими сейчас процедурами к нам никто не поступит на дистанционное обучение, а украинская высшая школа окажется оторванной от глобального академического сообщества. Ведь кто, как не иностранные выпускники, станут потом в родной стране амбассадорами украинской alma mater? Так давайте подумаем о том, как исправить давно проржавевшие механизмы зачисления в украинские вузы.

Зачем приезжать лично для подачи документов, когда есть множество онлайн-средств коммуникации для прохождения собеседований, вступительных экзаменов? Другое дело, что в таком случае коррупционная составляющая процесса зачисления сходит на нет, а это кому-то будет очень невыгодно. Да и не получится уже у вузов халтурить и обучать иностранных студентов настолько «качественно», что на четвертом курсе англоязычной программы они с трудом помнят название своей специальности.

Какой из украинских вузов первым поймет, что теперь все иначе, что только гибкие и современные решения помогут украинскому высшему образованию в целом и каждому университету в частности удержаться на плаву, а не стать захолустными вузами на обочине цивилизации? Какой из украинских университетов это поймет и начнет действовать?