С появлением приказа Министерства образования и науки «Про затвердження форм документів про вищу освіту (наукові ступені) та додатка до них, зразка академічної довідки», вступившего в силу 1 января этого года, разгорелись дискуссии о том, нужны красные дипломы или это рудимент прошлого. Ведь согласно новому министерскому приказу, красных дипломов не будет, а отметку о выдающихся успехах студента университет может поставить в «Додаток» к диплому.
Одни выступают с аргументами, что возможность получить диплом с отличием мотивирует «достигаторов» учиться лучше и уделять внимание даже второстепенным дисциплинам.
Другие возражают, что работодатели не смотрят не то, чтобы на цвет диплома, а даже на его наличие у соискателя, при этом на собеседовании тратят время на проверку уровня профессиональных знаний кандидата.
Для начала стоит разобраться, что такое диплом или сертификат.
В идеале такой документ, будь он выдан государственным университетом, частным учебным заведением или вообще профессиональными курсами, — это очевидное подтверждение того, что его обладатель, во-первых, выполнил программу курса, а во-вторых, подтвердил уровень знаний на экзамене. Он сигнализирует, что подготовка соответствует национальному или неформально принятому в профессиональном сообществе стандарту.
То есть диплом — это нечто вроде пропуска в профессию. Он выполняет две функции: подтверждает, что его обладатель может качественно выполнять профессиональные задачи и никому не навредит. В дополнение диплом снимает необходимость первичной проверки базовых знаний на собеседовании. Последнее существенно снижает затраты бизнеса при рекрутинге.
Диплом же с отличием — это вообще сигнал, что человек освоил учебную программу на высоком уровне, требует меньше времени на адаптацию, и ему можно поручать ответственную работу.
И да, известный факт: в Европе для любой квалифицированной работы нужно подтверждение профессионального уровня. Попросту говоря, без соответствующего документа вас не возьмут ни сварщиком, ни автомехаником. Это отчасти справедливо, потому что такая система позволяет не допустить аматоров без комплекса навыков к опасной и ответственной работе.
Но это так, как должно быть. У нас же все иначе: никто никому не верит.
Бизнес давно разуверился в ценности украинского диплома о высшем образовании и студенты теряют интерес уже после первых курсов.
Краснодипломник приходит на собеседование и у него все равно проверяют квалификацию, а иногда открыто говорят: «Будем вас доучивать».
Студенты в свою очередь, видя общую тенденцию, тоже теряют мотивацию учиться и получать высокие баллы. Без должной мотивации они удовлетворяются средним результатом, поскольку понимают, что все равно их достижения затеряются в серой массе. В некоторых же сферах, в частности IT, они, получив минимальные навыки, уже с третьего-четвертого курса начинают работать. Учеба остается для них бременем, которое нужно «пережить».
В IT секторе наличие высшего образования — далеко не первое, о чем будут спрашивать на собеседовании. Уже давно в индустрии говорят, что высшая школа по большей части взяла на себя функцию профессионального образования, что в корне неверно. Порог для входа в IT для молодежи невысок — достаточно лишь пары лет, когда начитываются основы программирования и сопутствующие дисциплины. Остальному студенты идут обучаться уже на практике в интернатуры при компаниях, проектах или на курсах. Они просто не могут получить этого в университетских аудиториях, поскольку технологии меняются с такой скоростью, что литература не успевает появляться.
И лишь когда они претендуют на более серьезные проекты, они ориентируются на фундаментальную подготовку, изучение математических дисциплин. Но и после того, как они ее проходят, диплом у них мало кто спрашивает. Максимум, что может дать позитивный сигнал работодателю о кандидате — это рекомендация отдельной кафедры, имеющей соответствующую репутацию среди представителей отрасли. Но это — отдельные случаи.
При этом международные сертификационные программы у нас признаются. Если человек, к примеру, сдал TOEFL на высокий балл, ни у кого не возникнет сомнений в уровне его английского языка.
Тот факт, что диплом или сертификат можно получить легко, обесценивает саму сущность этого документа.
В целом недоверие — вполне логичная реакция на тенденции, когда обладатель диплома (особенно заочной формы обучения) не может даже на четверть подтвердить указанный в документе квалификационный уровень. Наверное, только в нашем обществе схожие понятия «закрыть сессию» и «сдать сессию» могут обозначать совершенно разные вещи.
Неформальное образование отчасти гибче. Качественные профессиональные курсы работают на запрос конкретного рынка труда, понимают требования к квалификации специалистов, и чаще всего имеют тесный контакт с работодателями, которые берут выпускников в свои команды. За выданные сертификаты об окончании обучения они отвечают репутацией, ведь стоит выдать пару десяткой фейковых сертификатов — и партнерские компании уйдут к конкурентам.
Поэтому бизнес готов отказываться от сиюминутной выгоды ради долгосрочных целей и работать на репутацию. Высшей школе придется к этому еще прийти, потому что на данный момент у них негласная установка: держать бюджетников, потому что ставки. Держать иностранных студентов, потому что деньги.
И лишь тогда, когда хотя бы 95% университетских дипломов выпускников будут по-настоящему заслуженными, они вновь станут цениться. Диплом с отличием в свою очередь станет конкурентным преимуществом для выпускника.
А пока что красным дипломом можно разве что потешить самолюбие и похвастаться перед родителями. На большее он не годен.
Больше статей Марины Косенко читайте по ссылке.