UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бизнес на учебниках: прибыль 500%!

«Учебников не будет до конца выборов!» Так заявили семиклассникам одной из престижных столичных школ, получившим в начале учебного года лишь половину необходимых учебных книг...

Автор: Татьяна Галковская

«Учебников не будет до конца выборов!» Так заявили семиклассникам одной из престижных столичных школ, получившим в начале учебного года лишь половину необходимых учебных книг. Ситуация несколько удивила родителей: в прежние годы, если учебников не было, руководство школы рекомендовало докупить их на книжном рынке. Сейчас такой выход из положения почему-то не рассматривался.

В Министерстве образования и науки невероятно удивились, что в столице есть школы, которые не полностью получили необходимую для учебы литературу. Дело в том, что в нынешнем году впервые (спасибо выборам!) были напечатаны все учебники, причем вовремя и с небольшим резервом. По словам чиновников МОН, некоторые проблемы могут быть лишь с «источниками знаний» для 9—11-классников: поскольку они учатся по старой программе, то новые книги для них уже не допечатывают. К концу первой учебной недели в школы было доставлено, по официальной статистике, более 70% учебников (хотя руководство МОН заявляло, что до 1 сентября будет 100-процентное обеспечение), остальные, как пояснили в министерстве, «на колесах» и в ближайшие дни будут доставлены в каждое учебное заведение.

Эту информацию подтвердили в некоторых региональных управлениях образования (Харьковской, Днепропетровской, Ивано-Фран­ковской, Черниговской областях) и, как ни странно, в Киеве.

Тем не менее, недостающие учебники до школьников в полном объеме не дошли и к концу следующей недели. По данным министерства, обеспеченность ими в среднем по стране практически не изменилась и составляла 75%, а по некоторым областям и еще меньше. Скажем, в Херсонской области — всего 51%.

В МОН в качестве причины называли равнодушие и даже откровенный саботаж местных властей: на начало второй недели сентября все учебники для 20,5 тысячи школ привезли во все областные управления образования, которые и должны обеспечить доставку книг детям. Не должны были, по мнению министерских чиновников, ждать у моря погоды и сами школы, а самим требовать, звонить в райуправления образования, подавать заявки.

Подобная ситуация с завидным постоянством повторяется ежегодно: учителя заверяют учеников и их родителей, что книг нет, чиновники говорят о нерасторопности директоров школ, проблемах с издательствами, транспортом и даже (ноу-хау нынешнего сезона) политических диверсиях. Хотя если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то возникает вполне справедливый вопрос: почему кто-то должен подавать заявки, если, по идее, в управлениях образования и без того должны знать, в каких школах сколько и каких учебников требуется. Иначе на основании чего строятся расчеты по печатанию и закупке учебников в масштабах государства?

Министерство, в свою очередь, планировало создать комиссию и выяснить: на каком этапе и кто тормозит выдачу учебников школьникам. Однако ясных и четких выводов до сих пор нет. Впрочем, даже если они и появятся, то ждать громких обвинений и увольнений не придется. Как пояснили в министерстве, лучше быстрее решить вопрос, нежели искать виновных.

Если быстрее, то это, конечно же, лучше. Хотя и разобраться в причинах, почему государство ежегодно выделяет деньги на создание и выпуск учебников, а дети либо сидят по нескольку месяцев без книг, либо вынуждены покупать их втридорога на базаре, не мешало бы. Например, на столичном книжном рынке «Петровка» за учебники родители выкладывали по 20—40 грн. за каждый. Это при том, что себестоимость учебников, по словам министра, составляет всего 7 грн. 90 коп. То есть «навар» на каждом — 300—500%!

Интересно, кому выгодна ситуация с задержками поставок учебной литературы? Если некоторым издательствам, то почему МОН продолжает подписывать с ними контракты на выпуск учебников? Почему не требует неустойку за срыв поставок? Кстати, это не единственные огрехи издательств. Учителя находят грамматические и стилистические ошибки, уверяют, что многие учебники написаны тяжелым, наукообразным стилем, корявым украинским языком (такое впечатление, что авторы писали их по-русски, а затем переводили на украинский с помощью компьютерной системы). Есть проблемы и с качеством самой печати, что создает дополнительную нагрузку на глаза детей.

Существуют претензии и к содержанию учебной литературы. Как утверждают учителя, отсутствует преемственность при написании учебников для разных классов. Скажем, в пропедевтических курсах химии и физики от учеников требуется иметь уже определенные знания по этим предметам. Грешат этим и некоторые другие учебники, имеющие к тому же и откровенные фактические неточности. В стране нет собственной методической школы написания учебников (в Советском Союзе она была сосредоточена в Москве). Нет и четкой государственной политики в области образования, понимания того, чему же именно мы хотим научить наших детей, какие дать знания.

Другая сторона вопроса — большое разнообразие образовательных программ. Практически по каждому предмету их существует как минимум две, и учитель имеет право выбирать, по каким книгам учить детей. Причем его выбор зависит не только от степени подготовки того или иного класса, но и специализации. Так, предмет «Правоведение» может читаться от одного часа в неделю в обычном классе до четырех в специализированном. Государство же выдает на школу всего один усредненный учебник. По некоторым предметам иногда заменяется до 50% всех учебников. Разумеется, чаще это происходит в крупных городах, где у родителей есть возможность закупить хотя бы часть из них. В сельских школах, особенно малокомплектных, учатся по тем учебникам, которые выдали.

Решить проблему, по мнению многих учителей и руководителей системы образования, могла бы передача бюджетных средств непосредственно в школы: тогда бы каждый учитель мог закупать именно те учебники, которые больше всего соответствуют его методике и программе обучения. Естественно, возникает вопрос с информированностью учителей. В связи с этим сегодня активно обсуждается вариант создания специального открытого сайта, на котором можно будет выставить все рукописи учебников (разумеется, защищенные от скачивания). Тогда любой зарегистрированный школьный учитель, методист, директор школы сможет в течение года изучить учебник, высказать свое мнение автору, указать на ошибки и неточности, внести свои предложения по улучшению качества создаваемого учебника. Ознакомившись таким образом с будущими новинками, школы смогут уже вполне осознанно выбрать учебную литературу для своих учеников.

Это, кроме всего прочего, позволит не только оптимизировать систему поставок учебников, но и избавиться от коррупции и протекционизма, с которыми так активно пытается бороться министр образования и науки. А также ответить и на все больные вопросы, в том числе, куда идут напечатанные, но так и не использованные учебники и кто должен ответить за выброшенные в трубу государственные деньги?