Когда мы говорим о детской больнице, то обычно имеем в виду лечение. А о том, что в больницах нужны и школы, речь заходит не часто.
«Прежде чем попасть в «Охматдет», я лежал в разных больницах, и учителя туда не приходили, — рассказывает третьеклассник Тимофей (он впервые за многие годы учится в больничной Школе Супергероев, которую волонтеры открыли в «Охматдете»). — Сейчас я нашел много новых друзей, но скучаю по школьным. Очень сильно. Я знаю, какие домашние задания им задают, и с радостью бы здесь, в больнице, занимался с учителями. В палате скучно, весь день играю в телефоне. Конечно, в игровой комнате отделения есть много интересных игр, их можно брать в палаты, — и мы с удовольствием играемся ими. Но я был бы очень рад, если бы учителя приходили в больницу ежедневно, я бы с удовольствием учился».
В среднем 15 тысяч украинских детей ежегодно находятся на продолжительном стационарном лечении и лишены возможности учиться, ведь в большинстве детских больниц страны нет учителей и учебных классов. Сейчас в Украине открыты всего семь Школ Супергероев в медицинских учреждениях Киева, Житомира, Херсона, Днепра и Хмельницкого. К запуску готовится восьмая Школа Супергероев в Кривом Роге.
Организаторы сталкиваются с проблемами не только оборудования классных комнат в больницах, но и поиска больничных учителей.
Недавно общественная организация Small Heart with Art при поддержке Фонда содействия демократии Посольства США в Украине организовала первую конференцию для украинских работников образования, которые уже работают в больницах или готовы приобщиться. Кроме украинских менторов, присутствовали эксперты из Эстонии и Израиля. Они рассказали, как организуется больничное образование в их странах, поделились своими знаниями и примером организации больничного образования.
Опыт Эстонии
«Привет! Я — больничная учительница и помогу тебе с обучением. Когда учишься, время идет намного быстрее, и тебе будет значительно проще вернуться в школу», — именно с такого обращения к маленькому пациенту начинается обучение с первого дня стационара в эстонской больнице. Так обращается к своим ученикам преподаватель в Северо-Эстонской региональной больнице Анастасия Козицына. Ее обучение имеет не только образовательную, но и терапевтическую цель.
Вот несколько советов от Анастасии для украинских коллег, как сделать учебный процесс в больнице более эффективным. Они пригодятся не только учителям, но и волонтерам, и родителям, то есть всем, кто хочет поддержать детей, которые иногда годами лежат в больнице.
«Никогда не говорите с детьми об их болезнях. Вы можете заранее узнать диагноз и, конечно, консультироваться с врачами, но в разговоре ребенок должен оставаться обычным учеником. Разве что они сами захотят поделиться.
Установите регулярный контакт с домашней школой. Когда маленький пациент попадает на стационарное лечение, мы сразу спрашиваем у родителей, можем ли коммуницировать с учебным заведением, в котором по месту проживания учится ребенок. У них берем программу, контрольные работы, домашние задания и информацию об особенностях ученика. Возможно, он занимается с психологом, логопедом или с узкоспециализированными преподавателями. Такие специалисты у нас в больнице тоже есть. Поэтому ребенок ничего не пропустит и выполнит все по программе. Кроме того, мы ведем подробный дневник занятий и после выписки присылаем его классному руководителю, чтобы тот знал, какие темы прошел ребенок и насколько успешно.
Иногда родители не дают согласия на коммуникацию со школой. Чаще всего они боятся, что там узнают, в каком отделении находится ребенок (не все готовы делиться сведениями о пребывании ребенка, например, в психиатрии). Но мы не имеем права разглашать медицинскую информацию, поэтому успокаиваем родственников и обычно получаем разрешение.
Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. Согласно закону дети в больнице должны получать минимум восемь уроков в неделю. Но иногда пациент настолько устал или чувствует себя плохо после сложной процедуры, что не может учиться. Например, такое часто случается в отделениях онкологии после химиотерапии. Тогда мы просто садимся рядом и читаем книги. Точное расписание занятий не обязательно. К тому же если ребенок не может прийти в класс, мы проводим урок просто в палате.
Заботьтесь о себе и своем психологическом состоянии. Время от времени дети с тяжелыми диагнозами угасают прямо на моих глазах, и за этим очень тяжело наблюдать. Мы с коллегами всегда обсуждаем свои эмоции на супервстречах и при необходимости обращаемся к психологу.
Держите себя в рабочем тонусе. В эстонской больничной школе нет учителей-предметников. Один специалист преподает все основные уроки, поэтому мне пришлось пройти всю школьную программу, чтобы ее вспомнить, когда начинала работать. Я до сих пор постоянно читаю, узнаю что-то новое и совершенствую свои навыки.
Оставайтесь на позитиве, даже если прогнозы неутешительные. Мы с коллегами свято верим в так называемую теорию воза. Если хотя бы одно колесо вращается, воз может медленно, но уверенно двигаться вперед. И даже если лечение не дает большой надежды на выздоровление ребенка, этим одним колесом может стать обучение».
Опыт Израиля
«Организация обучения в больничной школе в Израиле очень похожа на эстонскую систему, — говорит музыкальный терапевт Иерусалимского медицинского центра Елена Богопольская. — Кроме преподавателей, у нас с детьми работает много других специалистов — учителя, их ассистенты, психологи, разнообразные арт-терапевты (не только музыка, но и театр, изобразительное искусство), медицинские клоуны и несколько волонтеров. То есть обучение — только один из приоритетов наряду с психологическим и социальным развитием ребенка. Вот несколько самых эффективных и интересных направлений работы с детьми в больнице.
Разрабатываем индивидуальные программы, потому что у каждого ребенка свои особенности. Например, мы готовим пациентов к пересадке органов. Играя с куклами, моделируем будущую операцию.
Создали учебную программу о правильном питании для детей-диабетиков. Ученики с болезнями желудочно-кишечного тракта во время игровых уроков с диетологом учатся готовить здоровую пищу. Несколько раз мастер-классы проводили звездные израильские повара из кулинарных телешоу. Для пациентов с проблемами физической реабилитации организуем уроки боевых искусств или танца. Это не только поощряет их двигаться, но и поднимает боевой дух.
Привлекаем селебрити. Дети очень любят визиты известных людей, поэтому мы организовали проект, когда известные спортсмены, актеры, певцы периодически приходят их проведать.
Используем зоотерапию. У нас есть живой уголок с кроликами, морскими свинками и другими домашними животными. Недавно один из мальчиков после лечения потерял аппетит и отказался есть. Мы предложили ему приготовить салат для шиншиллы. В результате он и животное покормил, и сам рядом поел.
Учимся понимать болезнь. В отличие от эстонских коллег, мы говорим с детьми об их диагнозах. Так, пациенты, проходящие процедуру диализа, на уроках по естественным наукам могут разобрать с преподавателем, как работает аппарат для очистки крови. Это помогает им принять свой диагноз и жить с ним.
Готовим к тяжелому лечению. Медицинские процедуры часто бывают неприятными, поэтому у нас есть специальная комната релакса перед процедурами. Я как музыкальный терапевт также приобщаюсь к подготовке детей. Например, перед операцией мы обязательно слушаем любимую музыку ребенка. Мои коллеги-анестезиологи давно заметили: в каком настроении пациент войдет в медицинский сон, в таком и проснется после хирургического вмешательства.
Работаем с родителями. Для этого у нас есть семейные психологи. Ведь счастливый ребенок растет только в счастливой семье».
Опыт Украины
В Украине больничное обучение, к сожалению, форсируется не государством, а общественным сектором. И у волонтерской Школы Супергероев, открытой неравнодушными людьми, есть ряд достижений.
Социальная франшиза «Школа Cупергероев: пособие по воплощению». Любая общественная организация, больница или местный орган власти могут получить ее бесплатно, чтобы открыть школу в больнице своего города.
Онлайн-курс подготовки больничных учителей «Как обучать Супергероев». Чтобы решить проблему нехватки специалистов в украинских больницах, Small Heart with Art в сотрудничестве со студией образования EdEra создали онлайн-курс. Он рассказывает о психологической подготовке к преподаванию в медицинских учреждениях, как мотивировать детей к обучению и об особенностях течения основных групп болезней.
В ходе первой всеукраинской конференции больничных учителей пани Татьяна — преподаватель английского языка из Черновцов, одна из первых учениц онлайн-курса и мама ребенка, преодолевшего онкологическое заболевание, — поделилась своим опытом: «После химиотерапии мы провели в больнице сложные полгода реабилитации. Этот опыт подтолкнул меня пройти курс. Сейчас абсолютное большинство маленьких украинских пациентов нуждаются в обучении и связи с внешним миром за пределами больницы. Ведь они находятся в изоляции. Я сама хотела бы стать больничным учителем, чтобы помочь другим пациентам так, как когда-то помогли нам».
Супермобиль. Территория Национальной детской специализированной больницы «Охматдет» занимает целый квартал, расстояние между самыми отдаленными корпусами — около одного километра, а для маленьких пациентов со сложными состояниями, на костылях и колясках оно может быть непреодолимым. Экологический и экономичный электрокар помогает детям приезжать на уроки и ездить на диагностические процедуры.
Резиденция Супергероев в киевском «Охматдете». Это территория для игр и уроков под открытым небом. Здесь есть зеленый огородик (лаборатория растений и уроков биологии), зона джедаев дороги (для уроков по безопасности дорожного движения), инклюзивная игровая площадка и мини-футбольное поле, — прогулки на улице и хорошее настроение тоже способствуют выздоровлению
Библиотека в НДСБ «Охматдет» сейчас насчитывает уже более 10 тысяч книг, и они живут в специально отведенном и обустроенном пространстве в новом корпусе больницы, куда могут прийти и выбрать себе книгу по вкусу дети из всех отделений больницы. А тем маленьким пациентам, которые по некоторым причинам самостоятельно прийти не могут, библиотекарь принесет книгу прямо в палату.
Итак, первые важные шаги Украина уже сделала — запустила первые Школы Супергероев в больницах, внедряет проекты для улучшения качества жизни маленьких пациентов, защищает их право на образование. И разрушает стереотипы о детских больницах. Это совсем не место для грусти, как принято считать. Дети остаются детьми даже в палате. Они могут и хотят учиться, радуются и смеются, не теряют надежды и очень ждут выздоровления. И мы можем помочь им в этом.