Отчуждать недвижимость на оккупированных территориях можно, но это теоретически. Сделать это практически очень сложно. Ведь акт купли-продажи не ограничивается просто подписанием соответствующего документа — необходимо сделать ряд обязательных действий продавцу, покупателю и нотариусу. Об этом пишет finance.ua.
Что в теории
Ни один гражданин Украины не может быть лишен права распоряжаться своим недвижимым имуществом, которое находится на территории Украины. На все территории, включая оккупированные, распространяется действие всех законов и подзаконных актов Украины.
А что на практике
На временно оккупированных территориях фактически не действует ни законодательство Украины, ни ее органы. В том числе и органы нотариата.
Кроме того, для заключения сделки купли-продажи необходимо собрать и предоставить нотариусу целый пакет документов: выписки из государственных реестров прав собственности, технические паспорта, экспертную оценку имущества и т. п. Понятно, что со всем этим появляются очевидные проблемы.
- Во-первых, как уже отмечалось, заключать сделки купли-продажи (или другие сделки по отчуждению или приобретению прав на недвижимое имущество — договоры дарения, мены и т. п.) можно только в отношении имущества, имеющегося в доступе в реестрах. Реестры недвижимого имущества были закрыты еще в начале полномасштабной войны, через несколько месяцев доступ частично восстановили. Однако большинство оккупированных территорий находятся в перечне, где прекращен доступ к реестрам.
- Во-вторых, не все нотариусы имеют право совершать нотариальные действия по заверению договоров, касающихся купли-продажи, обмена или дарения недвижимости во время военного положения. Нотариусы, имеющие право это делать, определены в приказе министерства юстиции, размещенном на его сайте. Этот реестр регулярно обновляется, поэтому перед тем как обратиться к нотариусу, следует убедиться, что он действительно имеет право заверить такое соглашение.
- В-третьих, нотариусам запрещено совершать нотариальные действия с недвижимым имуществом по обращению граждан РФ, хотя они могут находиться в Украине на законных основаниях. Поэтому если одна из сторон имеет гражданство РФ — соглашение никто не заверит.